Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Шимановский (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, — 29.3.1937, Лозанна), польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901—05 брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 стал членом «Издательского товарищества молодых польских композиторов», получившего вскоре назв. «Молодой Польши в музыке». Творчество Ш. условно делят на периоды, которые приблизительно совпадают с 1-й мировой войной 1914—18 и становлением польского государства. На формирование творческого стиля Ш. вместе с воздействием польской и русской музыкальных культур (Ф. Шопен, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества) с музыкой Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского и восточной культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914). В 1900—10-е гг. Ш. концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фортепьянные пьесы; многие из них получили известность, в том числе 3 поэмы для фортепьяно «Метопы» (1905) и 2-я соната (исполнялись также Г. Г. Нейгаузом). Среди других сочинений 1-го, наиболее продолжительного и стилистически разнородного периода творчества, — Концертная увертюра для оркестра (1905, 2-я ред. 1912), 2-я симфония (1910), ряд пьес для скрипки с фортепьяно, песни на слова древневосточных, немецких и польских поэтов. В 1911—14 Ш. жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В «военный» период Ш. находился главным образом в Тимошовке, выезжая для выступлений в Киев, Москву, Петроград. В творчестве этих лет сказывается интерес Ш. к восточной поэзии и философии. Используя колористические находки французских импрессионистов, Ш. создал собственный стиль, сочетающий звуковую красочность и богатство оркестровки с близкой музыке Скрябина эмоциональной экстатичностью (3-я симфония «Песнь о ночи» для голоса, хора и оркестра на слова средневекового персидского поэта Руми, 1916; «Мифы», 1915, и «Маски», 1916, для скрипки с фортепьяно; 3-я соната для фортепьяно, 1916—17; 1-й концерт для скрипки с оркестром, 1916; 1-й струнный квартет, 1917; опера «Король Рогер», 1918—24, пост. 1926, Варшава, и др.). В 1917—18 участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В конце 1919 Ш. поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетической роли искусства и музыкальной критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, М. Равеле и других композиторах. В 1920—21 Ш. гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. ч. во Флориде) и на Кубе. С 1922 жил подолгу (периодически) в Закопане, изучал местный музыкальный фольклор (р-н Подгалья). Для последнего (фольклорного) периода творчества (1920—37) характерна опора на национальный, преимущественно гуральский, фольклор — вокально-хореографическая поэма «Атаманы» («Харнаси», основана на гуральском музыкальном материале, 1923—31, пост. 1934, Прага; 20 мазурок, 1924—26) и др. В 1927—29 и 1930—33. Ш. занимался педагогической деятельностью (был ректором Варшавской консерватории), где проводил реформу музыкального образования. В 1933—36 гастролировал в Скандинавии и других европейских странах, выступал в Москве и Ленинграде. В 1928—30 (с перерывами) и в 1936—37 находился на лечении в Австрии и Швейцарии. В последних произв. Ш. заметна тенденция к большей мелодической и гармонической ясности, простоте фактуры, прозрачности оркестровки и в то же время к ладогармоническому своеобразию, которое создавалось благодаря сочетанию современных приёмов письма с претворением традиций народного национального музыкального искусства («Stabat Mater», 1926; 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1933; «Курпёвские песни», 1929 и 1932; 4-я концертная симфония, с фортепьяно, 1932). Крупнейший польский композитор 20 в., Ш. заложил основы современной польской композиторской школы.

 

  Соч.: Избр. статьи и письма, М., 1963.

 

  Лит.: Хоминьский Ю., Шимановский и Скрябин, в кн.: Русско-польские музыкальные связи, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 375—433; Golachowski S., Karol Szymanowski, 2 wyd., Kr., 1956; Lobaczewska S., Karol Szymanowski, Kraków, [1950]; Chominski J. M., Studia nad twórczošci K. Szymanowskiego, [Kraków], 1969: Chylinska Т., Szymanowski, 3 wyd., Kraków, 1973.

  О. В. Левтонова.

 


К. Шимановский.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна