Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Чаплин (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, — 25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссёр, актёр и сценарист. По происхождению англичанин; из семьи актёров мюзик-холла. Выступал с 8 лет, в 1907—12 в английской труппе пантомимы Ф. Карно выдвинулся как одарённый комедийный актёр. В американском кино дебютировал в 1914 в короткометражной кинокомедии «Зарабатывая на жизнь» и в полнометражной картине «Прерванный роман Тилли» (в советском прокате «Молодая девушка»). Участие в короткометражных комических фильмах М. Сеннетта было для Ч. школой экранного комедийного мастерства. В 1914 Ч. начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор. Ч. использовал приёмы гротеска и пародии, обращался к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка. Активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа. В фильмах 1915—18 («Бродяга», «Работа», «Вечер в мюзик-холле», «Авантюрист», «Ссудная лавка», «Тихая улица», «Иммигрант», «Собачья жизнь», «На плечо!») и фильме «Малыш» (1920) он достиг высокого совершенства комедийной формы. Всё явственнее в картинах Ч. комическое переплеталось с трагическим ощущением жизни. В них отчётливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Ч. — бродяга Чарли воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом.

  С 1923 Ч. ставил полнометражные картины «Парижанка» (1923), «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928), которые являются шедеврами мировой кинокомедии; в них критика буржуазного общества сочетается с глубоким гуманизмом в изображении простых и обездоленных людей. В фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы «маленького человека» против социальной несправедливости. Реалистическая природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы любви и поисков счастья. «Великий диктатор» (1941) явился меткой сатирой на фашизм, а политическая деятельность Ч. в годы 2-й мировой войны 1939—45 и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Ч. в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры. Послевоенная работа Ч. «Месье Верду» (1947), обличающая лицемерие капиталистического общества, вызвала яростную кампанию реакционных кругов США против режиссёра. В 1952 он создал фильм «Огни рампы», в котором нашли отражение авторские раздумья об искусстве, таланте и старости. В результате преследований Ч. вынужден был покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании фильм «Король в Нью-Йорке» — сатиру на американский образ жизни, в 1967 — традиционную комедию «Графиня из Гонконга». Один из крупнейших режиссёров и актёров, Ч. оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. В 1954 награжден Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами.

 

  Соч. в рус. пер.: Моя биография, М., 1966.

 

  Лит.: Чарли Чаплин. [Сборник], Л., 1925; Аташева П., Ахушков Ш., Чарльз Спенсер Чаплин. [Сб. материалов], М., 1945: Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960; Садуль Ж., Жизнь Чарли, пер. с франц., 2 изд., М., 1965: Delluc L., Charlie Chaplin, P., 1921; Huff Th., Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Martin М., Clarles Chaplin, P.,1966.

  Н. П. Абрамов.

 


Ч. Чаплин в фильме «Огни большого города» (1931).


Ч. Чаплин.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна