Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) [28.10(9.11).1885, с. Малые Дербсты бывшей Астраханской губернии, — 28.6.1922, деревня Санталово бывшей Новгородской губернии], русский советский поэт. Родился в семье учёного-биолога. В 1903—11 учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1905 начал печатать естественнонаучные сочинения, литературные — в 1908. В 1910-х гг. входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в футуристических изданиях (см. Футуризм). Художественные произведения вышли отдельными книгами: «Изборник», «Творения» (обе — 1914). После Октябрьской революции 1917 работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в периодике. Большая часть литературного наследия Х. не была опубликована при его жизни.

  Многие малые произведения Х. имели в ранний период чисто экспериментальный характер. Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалипсические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера») к реалистическим завоеваниям зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»), монументальных поэм о

1-й мировой войне 1914—18 и Октябрьской революции («Война в мышеловке», 1915—1919; «Ладомир» и «Ночь в окопе», обе — 1921; «Ночной обыск» и «Ночь перед Советами», обе — 1921). Мечту о всемирном братстве людей, собственном поэтическом предчувствия «нового космического сознания» Х. пытался проверить математическими расчётами и выяснением «законов времени» (книга «Учитель и ученик», 1912; «Время — мера мира», 1916; «Доски судьбы», 1922). Стремясь к синтетическому знанию, к сближению методов науки и искусства, Х. утопически полагал открыть на этом пути возможность создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества.

  В. В. Маяковский называл Х. «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка.

 

  Соч.: Собр. произв., т. 1—5. [Вступ. ст. Ю. Тынянова и Н. Степанова], Л., 1928—33; Неизданные произведения. [Ред. и коммент. Н. Харджиева и Т. Грица], М., 1940.

 

  Лит.: Перцов В., О Велимире Хлебникове, «Вопросы литературы», 1966, № 7; Харджиев Н., Маяковский и Хлебников, в кн.: Харджиев Н. и Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970: Степанов Н., Велимир Хлебников. Жизнь и творчество, М., 1975; Дуганов Р. В., Краткое «искусство поэзии» Хлебникова, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1974, т. 33, № 5; его же. Проблема эпического в эстетике и поэтике Хлебникова, там же, 1976, т. 35, № 5.

 

 


В. В. Хлебников.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна