Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Хаксли (Huxley) Олдос Леонард (26.7.1894, Годалминг, Суррей, — 22.11.1963, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США), английский писатель. Внук биолога-дарвиниста Т. Г. Гексли. Окончив Оксфордский университет (1921), занялся профессиональной литературной деятельностью. Литературное наследие Х. включает стихи, рассказы, путевые очерки, биографии, критическое эссе о литературе, театре, музыке, живописи, философские трактаты. Наибольшую известность получили романы Х. Уже в ранних романах — «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923, рус. пер. 1936), «Контрапункт» (1928, рус. пер. 1936) — формируется тип т. н. интеллектуального романа (сам Х. определял его как «роман идей»). В книгах 20-х гг. доминирует сатирический пафос; объекты сатиры Х. — традиционный британский снобизм, претенциозность и духовная пустота «высшего общества», бездумное увлечение части интеллигенции фрейдизмом и авангардизмом. В 30-е гг. сатирическое начало в творчестве Х. слабеет. Он начинает абсолютизировать биологические свойства человеческой природы. Этапом в эволюции Х. стала «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932); её основную идею писатель заимствовал из работы Б. Рассела «Научное мировоззрение» (1931). В «прекрасном новом мире» (название романа взято из «Бури» У. Шекспира) господствуют автоматизация, стандарт и бездуховность, в нём нет места искусству и самым естественным человеческим чувствам — любви и материнству. Ужас перед стремительным техническим прогрессом и неверие в социальный прогресс приводят Х. к идеям непротивления злу, к религии и восточной мистике. Но даже идею нравственного самосовершенствования в романе «После многих лет умирает лебедь» (1939) компрометирует гротескно-фантастическая концовка романа. Концепция человека, складывающаяся в произведениях Х. 30—40-х гг., сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман «Обезьяна и сущность», 1948). В послевоенные годы Х. всё реже обращается к художественному творчеству. Путь Х. от рационализма к мистике — один из ярких примеров кризиса буржуазно-либерального сознания в 20 в.

 

  Соч.: Collected works, v. 1—26, L., 1946—1956; Collected short stories, N. Y., 1957; Collected essays, L., 1959; Literature and science, N. Y., 1963; Letters, N. Y., 1970; Crome yellow, [Предисл. Г. А. Анджапаридзе], Moscow, 1976; в рус. пер. — Прекрасный новый мир (фрагменты), «Интернациональная литература», 1935, № 8.

 

  Лит.: Паляевский П., Гибель сатирика, в кн.: Современная литература за рубежом, М., 1962; Жантиева Д. Г., О. Хаксли, в её кн.: Английский роман ХХ в., М., 1965; Ивашева В. В., О. Хаксли, в её кн.: Английская литература XX в., М., 1967; Шестаков В., Социальная антиутопия О. Хаксли — миф и реальность, «Новый мир», 1969, № 7; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970; Atkins J. A. Huxley, L., 1967; Holmes Ch. М., Aldous Huxley and the way to reality, Bloomington — L., [1970]; Woodcock G., Dawn and the darkest hour, N. Y., 1972; Tbody Ph., Aldous Huxley, L., 1973; Bedford S., A. Huxley. A biography, v. 1—2, L., 1973—74.

  Г. А. Анджапаридзе.

 

 


О. Хаксли.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна