Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Фребель, Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, — 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799—1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808—1810 работал у И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Ф. был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единств, средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка — его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Ф. пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Ф. предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Ф., представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Ф. вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Ф. способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Ф. — жёсткое регламентирование деятельности ребёнка. «Дары» Ф. во многом были формалистичны и педантичны. Система Ф. получила распространение во многих странах, в том числе в России (см. Фребелевские общества).

 

  Соч,: Pädagogische Schriften, Bd 1—3,. W. — Lpz., 1883; в рус. пер. — Педагогические сочинения, пер, с нем., т. 1—2, 2 изд., М. 1913.

 

  Лит.: Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста, 7 изд., СПБ, 1913, гл. 13—18; Познанский Н. Ф., Идея трудового воспитания у Ф. Фребеля, Саратов, 1926; История педагогики. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ, под ред. М. Ф. Шабаевой, 3 изд., М., 1961, гл. 5; Schuffenhauer Н., Friedrich Wilhelm August Fröbel, B., 1962.

 

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна