Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Симеон Новый Богослов [949, Галатия (Пафлагония), — 1022, Хрисополис], византийский религиозный писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б. развивают тему самоуглубления, самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религиозной жизни личности. Авторитет церковно-иерархических институций отступает для него на задний план перед абсолютным авторитетом «духоносного» аскета, носителя личной святости. Учение С. Н. Б. о личном отношении между наставником («духовным отцом») и учеником («духовным сыном») как высшей норме религиозной жизни типологически соотносимо с доктринами исламской мистики (см. Суфизм) о связи между «муршидом» и «мурадом»; именно в такой цепи преемства сберегается «предание». Стихи С. Н. Б. представляют собой важное явление в истории византийской литературы благодаря смелости, с которой автор реформировал метрику и приближал поэтический язык к живым речевым нормам. Мистическая философия С. Н. Б. предвосхищала исихазм 14 в.

 

  Соч.: (греч. текст с франц. пер.) Catéchéses, ed. В. Krivochéine, trad. par J. Paramelle, t. 1—3, P., 1963—65; Chapitres theolcgiques, gnostiques et pratiques, ed. J. Darrouzes, P., 1958; Traites theologiques et ethiques, ed. J. Darrouzes, t. 1—2, P., 1966—67; Hymnes, ed. J. Koder, t. 1—3, P., 1969—73; в рус. пер. — Слова, в. 1—2, М., 1882.

 

  Лит.: Каждан А. П., Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика Х—XI вв. Симеона, «Byzantinoslavica», 1967, v. 28, №1; Krivocheine V., The writings of St. Symeon the New Theologien, «Orientalia Christiania Periodica», 1954, v. 20.

  С. С. Аверинцев.

 

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна