|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) |
Рельеф, скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Р. Важнейшие выразительные средства, присущие Р., — развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в Р. сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, Р.). Р. может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением. По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый Р. Углублённый Р. (т. н. койланоглиф, или Р. «en ccreux», т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углублённого Р. является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому Р., он был рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый Р., подразделяющийся, в свою очередь, на низкий — барельеф и высокий — горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее — в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (Р. на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени. См. также статьи Скульптура, Глиптика, Медальерное искусство. ![]() Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401—02. Национальный музей. Флоренция. ![]() Г. А. Дауман, М. Г. Шварцман. «Обуздание атомной энергии». Фрагмент рельефа в вистебюле Московского инженерно-физического института. Цемент и смальтовая мозаика. 1962. ![]() К. Менье. «Индустрия». Рельеф для «Памятника труду» в Брюсселе. Бронза. 1901. Музей Менье. Брюссель. ![]() Ф. П. Толстой. Рельефный медальон «Бой при Малом Ярославце». Воск. Около 1818. Русский музей. Ленинград. ![]() Ассирийский рельеф «Царь и бог» из дворца Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883—859 до н. э. ![]() Древнеегипетский рельеф с изображением полевых работ. Известняк. Середина 3-го тысячелетия до н. э. Лувр. Париж. ![]() Дж. Манцу. «Смерть насильственная». Эскиз рельефа для «Врат смерти» собора св. Петра в Риме. Гипс. 1947—64. ![]() Скопас. «Амазономахия». Фрагмент рельефного фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н. э. ![]() «Тайная вечеря». Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге. Камень. Около 1250—60. ![]() А. С. Голубкина. «Волна». («Пловец»). Рельеф над входом Московского Художественного театра. Гипс. 1901. |