Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-либо музыкальной пьесе, исполнявшееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе. Для П., в особенности ранней, характерны импровизационность, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала, применение от начала до конца единого типа фактуры, сближающее её с жанром этюда. Такие пьесы часто носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия и т.п. С 18 в. П. стали создаваться и как самостоятельные пьесы главным образом для струнного клавишного инструмента; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый малый цикл прелюдия — фуга. Бах утвердил также тип большого цикла прелюдий и фуг, охватывающий все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»). Подобные циклы создавались и впоследствии («24 прелюдии и фуги» Шостаковича для фортепиано). Возник и цикл только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Б. Кабалевского и др.).









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна