Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





О’Нил (O’Neill) Юджин (16.10.1888, Нью-Йорк, — 27.11.1953, Бостон), американский драматург. Обучался в католической школе и колледже, в 1906 поступил в Принстонский университет (не закончил). Работал матросом, был репортёром в провинциальной газете. В 1914 изучал драматическое искусство в Гарвардском университете. Литературную деятельность начал стихами. Первые драматургические опыты O’H. (сборник «Жажда и другие одноактные пьесы», 1914) были поставлены на сцене экспериментального театра в Провинстауне. Психологическая пьеса «За горизонтом» (1920, пост. 1920; Пулицеровская премия) ставит проблему трагического разлада мечты и действительности. Написал экспрессионистичные по манере пьесы: «Косматая обезьяна» (1922, рус. пер. 1925) — об обесчеловечивании личности в капиталистическом обществе; «Крылья даны всем детям человеческим» (1924, пост. 1924, рус. пер. под названием «Негр», 1930) психологическая драма, одна из первых в США ставящая расовые проблемы; «Страсти под вязами» (1925, пост. 1925; рус. пер. 1927) — вариант классической трагедии собственности; «Марко-миллионщик» (1927, пост. 1928) — критика буржуазной цивилизации, и др. В эти годы пьесы O’H. ставились в СССР. К конце 20-х гг. в творчестве O’H. наметился кризис (пьеса «Странная интерлюдия», 1928, отмеченная интересом O’H. к психоанализу З. Фрейда). К поздним пьесам O’H. относятся: «Динамо» (1929), «Дни без конца» (1934), «Разносчик льда грядет» (1939, опубликована в 1946). С 1934 O’H. работал над драматической сагой — «Сказание о собственниках, обокравших самих себя» (по замыслу — 11 пьес), которая должна была охватить жизнь Америки в 1775—1932. За несколько месяцев до смерти O’H. уничтожил рукописи 6 пьес из «Сказания...». Из автобиографических пьес особенно важны «Луна для пасынков судьбы» (1942, опубликована в 1945, пост. 1957), «Долгий день уходит в полночь» (1941, пост. 1956). Для драматургической манеры O’H. характерно сочетание реализма с натурализмом и экспрессионизмом. Нобелевская премия (1936).

 

  Соч.: The plays, v. 1—3, N. Y., 1934; Ah, Wilderness!..., [Harmondsworth, 1966]; в рус. пер. — Золото, М., 1928; Пьесы, т. 1—2, [М., 1971].

  Лит.: Старцев А., Неизвестная пьеса Ю. О’Нила, «Иностранная литература», 1956, № 11; Злобин Г., Люди, обокравшие самих себя, там же, 1965, № 7; Gelb A. and Gelb В., O’Neill, N. Y., [1962]; Sheaffer L., O’Neill, son and playwright, Boston — Toronto, [1968]: Törnqvist E., A drama of souls, New Haven — L., 1969.

  Е. Ю. Гениева.

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна