Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Москвин Андрей Николаевич [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, — 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы «Чёртово колесо», 1926; «Шинель», 1926, совместно с Е. С. Михайловым). Но уже в картинах «С. В. Д.» (1927) и «Новый Вавилон» (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии «Ивана Грозного» положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. — «Над Неманом рассвет» (1953), «Овод» (1955), «Дон Кихот» (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами.

  Р. И. Маланичев.

 

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна