Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Мейербер (Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия — Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, — 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное образование получил под руководством М. Клементи (фортепино), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, который направил интерес М. к оперному искусству. 1816—24 провёл в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из которых наибольший успех имела «Крестоносец в Египте» (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М. — генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к началу 30-х гг. Был связан в своём развитии с различными творческими школами (немецкой, итальянской). Создал стиль героико-романтической большой оперы. Уже ранние его сочинения обнаружили тяготение к героическим темам и образам, к широким концепциям. В 30—40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произведения (на либретто Э. Скриба), в том числе опера «Роберт-Дьявол» (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере «Гугеноты» (1836, там же; в России — под названием «Гвельфы и гибеллины»). В «Пророке» (1849, там же; в России — под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский») обнаружились некоторые недостатки этого типа оперы, «Африканка» (1865, постановка посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологические и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой музыкально-драматургической линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против «мейерберовщины», её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комические оперы: «Северная звезда» (1854, Париж) и «Плоэрмельское прощение» («Динора», 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, оркестровые произведения, театральная музыка (в т. ч. музыка к драме «Струэнзе» М. Бера, брата композитора), фортепианные пьесы, песни.

 

  Лит.: Кремлев Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350—65; Curzon P. H. de, Meyerbeer, P., [1910]; Becker H., Der Fall Heine-Meyerbeer, B., 1958.

  Т. Н. Ливанова.


Дж. Мейербер.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна