Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Лесков Николай Семенович [4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Л. создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: «Погасшее дело» (1862), «Язвительный» (1863), «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), пьесу «Расточитель» (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Л. (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ «Овцебык» (1863), романы «Некуда» (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865) направлены против «новых людей»; Л. пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов — в повести «Загадочный человек» (1870) и особенно в романе-пасквиле «На ножах» (1870—71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

  В середине 70-х гг. в мировоззрении Л. происходит заметный перелом. В повести «Смех и горе» (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман «Соборяне» (1872), повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» (обе — 1873), «Несмертельный Голован» (1880), «Печерские антики» (1883), «Однодум» (1889) и др. Праведники Л. не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: «После злого романа “На ножах” литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть «Железная воля» (1876), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881) и др. Левша в «Сказе...» противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык «Сказа...». Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести «Тупейный художник» (1883).

  Сближение писателя с демократическим лагерем в 80—90-е гг. 19 в. усиливается. Л. идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах «Человек на часах» (1887), «Простое средство» (опубликованы 1917), «Административная грация» (опубликован 1934) и многих др. Л. раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Л. изображению морального облика буржуа: «Чертогон» (1879, под названием «Рождественский вечер у ипохондрика»), «Отборное зерно» (1884), «Грабёж» (1887), «Полунощники» (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести «Зимний день» (1894), «Дама и фефёла» (1894) и др. Но идеал Л. не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Л. «Заячий ремиз» (1891—94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80—90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Л. создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле «сицилистов».

  Л. тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л., в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Л. «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием «Катерина Измайлова»).

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1889—1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36. СПБ. 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58.

 

  Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Лесков, СПБ. 1904; Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923; Гроссман Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Лесков Д. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Лесков, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Лескова «Некуда» и «Соборяне», Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.

  М. С. Горячкина.


Н. С. Лесков. «Левша». Титульный лист Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; изд. 1961).


Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Илл. Б. М. Кустодиева (тушь, перо; 1923).


Н. С. Лесков.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна