Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Кремль Московский, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы СССР, местопребывание высших органов государственной власти страны — Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и правительства СССР.

  Первоначально К. М. — небольшое укрепление посёлка, возникшего на т. н. Боровицком холме — мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Наиболее древние археологические находки на территории К. М. относятся к бронзовому веку (2-е тыс. до н. э.). В раннем железном веке (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.) здесь было поселение, следы которого открыты у современного Архангельского собора. Славянский городок возник на месте К. М. не позднее конца 11 в. При раскопках найдены остатки деревянных построек, мостовой, инструменты ремесленников, предметы быта, украшения славян-вятичей. Среди находок — печать Киевской митрополии 1091—96. Крепость (древнее названием «град» или «град Москва»; название «Кремль» появилось не ранее 14 в.) занимала юго-западную оконечность холма (около 1,5 га); открытый раскопками ров ее проходил по территории у западного фасада современного Большого Кремлёвского дворца. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал верхнюю часть холма; на В., включая современную Соборную и Ивановскую площади, по берегу р. Москвы, он простирался до середины территории современной гостиницы «Россия»; на С. доходил примерно до середины современного Дворца съездов.

  «Город» 1156, построенный по приказанию князя Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5—6 раз большую, чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На С. современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление К. М. тогда представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании). К. М. охватывал во 2-й половине 12 в. на С. и В. территорию современного Дворца съездов, Соборную площадь и территорию первоначальных укреплений на Ю.-З. Посад в это время занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на В. (включая позднейшее Зарядье). В 1237 во время монголо-татарского нашествия К. М. был разрушен.

  Дальнейшее развитие К. М. тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем столицы централизованного Русского государства. К концу 13 в. относится возведение первых каменных храмов — предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было положено начало монументальному оформлению главной Соборной площади К. М. При Иване I Даниловиче (Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам апостола Петра (1329), церковь Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса на Бору (1330) с монастырём при нём и Архангельский собор (1333). С конца 1339 началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й половине 14 в., были основаны Чудов и Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал построить белокаменные стены и башни К. М. (отсюда «Москва белокаменная»), значительно расширив его площадь. В конце 14 — начале 15 вв. продолжается каменное строительство (в т. ч. церкви Рождества и Благовещения на государевом дворе), реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404). В это время в К. М. работают знаменитые русские живописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор с Городца, создавшие в 1405 иконостас Благовещенского собора. Во 2-й половине 15 в., когда Москва стала политическим и культурным центром единого Русского государства, осуществилась перестройка К. М. с участием итальянских зодчих. К. М. превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого была Соборная площадь с Успенским собором. Его построил итальянский архитектор Аристотель Фьораванти с русскими мастерами в 1475—79 (четвёртое здание на данном месте). Используя достижения русского зодчества предшествующих времён, строители придали традиционному, трёхнефному пятиглавому храму монументальные и величественные формы. Храм расписывали в 15—16 и 17 вв. художники Дионисий, Иван и Борис Паисеины и др. Собор являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных актов (коронации, венчания князей и царей и др.). В нём сохранилась уникальная коллекция икон 11— 17 вв. Псковские мастера построили новую церковь Ризположения (1486) и Благовещенский собор (1484—89) — домовую церковь московских государей. В нижней части последнего сохранились остатки нижнего этажа ранее существовавшего на том же месте каменного собора (конец 14 в. и перестроенного в 1416). В собор перенесли иконостас работы Андрея Рублёва и др. (1405). В 1508 собор был расписан под руководством живописца Феодосия. В 1505—08 итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый возвёл Архангельский собор, применив к типично русскому храму архитектурно-декоративные приёмы итальянского Возрождения (членение на этажи, капители пилястр, «раковины»). От росписи 16 в. сохранились лишь фрагменты; основные росписи 1652—1666 (мастера Я. Т. Казанец, С. Г. Рязанец, И. Владимиров и др.). Собор служил усыпальницей русских князей, а затем царей (до Ивана V Алексеевича). Постройкой каменного государева дворца (на месте ныне существующего Большого Кремлёвского дворца) с Грановитой палатой (1487—91, архитектор Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) было завершено оформление западной стороны Соборной площади. Грановитая палата—парадный приёмный зал, площадью около 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб; названа по отделке восточного фасада гранёным рустом. Центром ансамбля К. М. стал высокий столп — колокольня «Иван Великий»(1505—08, архитектор Бон Фрязин). Восточнее его находилась Ивановская площадь с зданием Приказов (конец 16 в.). В 1485—1495 вокруг К. М. были построены новые кирпичные стены и башни (итальянские архитеторы Марк Фрязин, П. А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин), существующие и теперь. В плане К. М. представляет неправильный треугольник площадью 27,5 га; длина его стен 2,25 км, толщина 3,5—6,5 м, высота от 5 до 19 м, в зависимости от рельефа местности. Он имел 18 башен, в том числе 6 проездных (из них 3 — с отводными башнями-стрельницами). Угловые башни круглые, остальные — прямоугольные. В современном К. М. насчитывается 20 башен, включая одну сохранившуюся отводную (Кутафью) и выстроенный (2-я половина 17 в.) над стеной шатёр — «Царскую башню». Со стороны Красной площади К. М. защищал ров, наполненный водой из р. Неглинной и Москвы-реки. Ров был облицован камнем и укреплен дополнительными невысокими стенами. Все работы были закончены к 1516. В начале 16 в. К. М. был одной из самых мощных крепостей Европы. С 90-х гг. 15 в. характерной особенностью К. М. как ядра столицы было отделение его (по указам Ивана III) свободной от городской застройки зоной.

  В 17 в. в К. М., сильно пострадавшем в период крестьянских войн и польской и шведской интервенции, началось интенсивное строительство. Росла высота зданий, усложнялся декор фасадов, формировался многоцветный, торжественный колорит застройки. В 1600 надстроена колокольня Ивана Великого (81 м). Над Спасской башней в 1625 был сооружен высокий каменный шатёр с разнообразными украшениями и новыми городскими часами. В 1635—1636 над 2-м этажом в северо-восточной части старого дворца (16 в.) построено трёхэтажное здание Теремного дворца с Верхоспасским собором (архитекторы А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, Б. Огурцов) — типичные парадные, богато декорированные, жилые палаты феодальной знати (до конца 18 в. Теремной дворец являлся самой высокой гражданской постройкой К. М.). К дворцу были пристроены деревянные палаты для царицы Натальи Кирилловны и для царевен. В 1651—52 к С.—З. от дворца, у Троицких ворот, построили палаты для царского тестя И. Милославского, вошедшие после его смерти в число дворцовых помещений под названием Потешного дворца, т. к. в них устраивались первые театральные представления. Патриарх Никон осуществил (1642—56) перестройку своей резиденции (жилые и служебные помещения с Крестовой — приемной — палатой и придворными церквами). Этот комплекс по архитектурно-художественному замыслу и размерам не уступал государеву дворцу.

  С возведением над всеми башнями шатровых завершении из камня (1680-е годы) закончилось формирование К. М. как одного из лучших средневековых русских городских ансамблей. При Петре I из К. М. были выведены правительственные учреждения и построено большое здание Арсенала (1702—36, архитекторы Д. Иванов, Х. Конрад при участии И. М. Чоглокова). В 1707 стены и башни К. М. укрепляются земляными бастионами. Строительство в К. М. продолжалось и после перенесения столицы (1712) в Петербург. В 1773 в К. М. был заложен огромный дворец (по проекту В. И. Баженова; строительство дворца было прекращено из-за отсутствия средств), в связи с чем снесли несколько старых зданий и часть кремлёвской стены (впоследствии восстановлена).

  В 1776—87 архитектор М. Ф. Казаков построил в стиле классицизма здание Сената. Оно органически связано с ансамблями К. М. и Красной площади. После Отечественной войны 1812 развернулись работы (1816—19, архитекторы О. И. Бове и Ф. Соколов) по восстановлению сооружений К. М., поврежденных войсками Наполеона (звонница колокольни Ивана Великого, Арсенал, некоторые башни и участки стен). К. М. оставался историко-художественным центром Москвы. Несколько позднее (в 30—40-х гг. 19 в.) изменили планировку территории и рельеф, снесли некоторые древние постройки, выстроили по проекту архитектору К. А. Тона Большой Кремлёвский дворец (1839—49) и новое здание Оружейной палаты (1844—51). Оба здания объединили старые постройки государевой резиденции в своеобразный ансамбль с парадными дворами, с личными комнатами для царской семьи и парадными залами: Георгиевским, Владимирским, Екатерининским, Андреевским и Александровским; последние два зала были перестроены в 1933—34 в Зал заседаний по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица.

  После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории К. М. 3(16) ноября 1917 К. М. был взят революционными отрядами. Этим завершилась борьба за установление Советской власти в Москве. 12 марта 1918 Советское правительство переехало из Петрограда в Москву и разместилось в К. М. В здании Сената, где ныне находится Совет Министров СССР, сохраняются мемориальные кабинет председателя СНК РСФСР В. И. Ленина и его квартира (к 1973 посетило более 700 тыс. человек). По распоряжению Ленина (от 17 мая 1918) началось научное исследование и реставрация К. М.

  За годы Советской власти в К. М. построены здания Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета СССР, 1932—34, архитектор И. И. Рерберг), Кремлёвский Дворец съездов (1959—61). Пять башен К. М. увенчаны рубиновыми пятиконечными звёздами (см. Кремлёвские звёзды). В 1967 установлен памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, лабрадорит; скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский).

  В К. М. созданы музеи. Сохраняются замечательные памятники русского мастерства — Царь-пушка и Царь-колокол. В широких масштабах ведутся реставрационные работы, а также архитектурные и археологические исследования. К. М. связан с выдающимися событиями в жизни СССР. В К. М. проходили 1—5-й конгрессы Коминтерна. 1 мая 1920 в коммунистическом субботнике в К. М. участвовал В. И. Ленин. Здесь проходят съезды КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов, сессии Верховных Советов СССР и РСФСР, съезды и совещания передовиков промышленности и сельского хозяйства, творческих союзов, торжественные заседания, приёмы и др., работают Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР.

 

  Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы, 2 изд., ч. 1, М., 1905; Бартенев С. П., Московский Кремль в старину и теперь, кн. 1—2, М., 1912—16; Брунов Н. И., Московский Кремль, М., 1948; Сытин П. В., История планировки и застройки Москвы, т. 1—2, М., 1950—54; Тихомиров М. Н., Средневековая Москва в XIV—XV вв., М., 1957; Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв., т. 2, М.,1962; Зонова О. В., Художественные сокровища Московского Кремля, М., 1963 (на рус., нем., англ. и франц. яз.); Кунецкая Л. И., Субботина З. А., По ленинским местам Кремля, М., 1964; Рабинович М. Г., О древней Москве, М., 1964; Древности Московского Кремля, М., 1971 (в серии: Материалы и исследования по археологии Москвы, т. 4. Материалы и исследования по археологии СССР, № 167; Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н., Московский Кремль, [М., 1967]; Федоров В. И., Московский Кремль и реконструкция центра, «Архитектура СССР», 167); № 6; Иванов В., Московский Кремль, М., 1971.

  В. И. Федоров, Н. С. Шеляпина.


Арсенал. 1702—36. Архитекторы Д. Иванов, Х. Конрад (при участии И. М. Чоглокова). Портал.


Москва. Кремль. Аксонометрия. 1 — Мавзолей В. И. Ленина; 2—21 — башни: 2 — Спасская (Фроловская), 3 — Царская, 4 — Набатная, 5 — Константиноеленинская, 6 — Беклемишевская (Москворецкая), 7 — Петровская, 8 — 2-я Безымянная, 9 — 1-я Безымянная, 10 — Тайницкая, 11 — Благовещенская, 12 — Водовзводная (Свиблова), 13 — Боровицкая, 14 — Оружейная, 15 — Комендантская, 16 — Троицкая, 17 — Кутафья, 18 — Средняя Арсенальная, 19 — Угловая Арсенальная (Собакина), 20 — Никольская, 21 — Сенатская; 22 — Успенский собор; 23 — Благовещенский собор; 24 — Грановитая палата; 25 — Архангельский собор; 26 — Колокольня Ивана Великого; 27 — Царь-колокол; 28 — Царь-пушка; 29 — собор Двенадцати апостолов; 30 — Теремной дворец; 31 — Большой Кремлёвский дворец; 32 — Оружейная палата; 33 — Потешный дворец; 34 — Кремлёвский Дворец съездов; 35 — Арсенал; 36 — здание Совета Министров СССР; 37 — здание Президиума Верховного Совета СССР; 38 — памятник В. И. Ленину; 39 — Троицкий мост; 40 — могила Неизвестного солдата.


Вид части ансамбля с Москвы-реки. Справа налево — 1-я Безымянная башня (15—17 вв.), колокольня «Иван Великий» (1505—08, архитектор Бон Фрязин, надстроена в 1600), Архангельский собор (1505—08, архитектор Алевиз Фрязин Новый), 2-я Безымянная башня (15—17 вв.).


Спасская (Фроловская) башня. До 1493. Архитектор П. Солари. Шатровое завершение — 1625.


Памятник В. И. Ленину. Бронза, гранит, лабрадорит. 1967. Скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский.


Кремль Московский. Общий вид сверху.


Сенат (ныне здание Совета Министров СССР). 1776—87. Архитектор М. Ф. Казаков. Портал.


Часть стены с Тайницкой башней (1485, архитектор Антон Фрязин).


Водовзводная (Свиблова) башня. 1488. Архитектор П. Солари. Надстроена в 17 в.


Теремной дворец. 1635—36. Архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. М. Ушаков.


Царь-пушка. Отлита в 1586. Мастер А. Чохов.


Успенский собор. 1475—79. Архитектор А. Фьораванти.


Грановитая палата. 1487—91. Архитекторы М. Фрязин, П. Солари.


Церковь Ризположения. 1486.


Зал заседаний в Большом Кремлевском дворце. 1933—34. Архитектор И. А. Иванов-Шиц.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна