Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева, одно из старейших и крупнейших предприятий транспортного машиностроения СССР. Основан в 1863 вблизи г. Коломны. Во 2-й половине 19 в. выпускал паровозы, вагоны, речные суда, локомобили, землечерпательные снаряды и др. С 1866 именовался «Заводом инженеров братьев Струве». С 1871 перешёл в Акционерное общество Коломенского машиностроительного завода. Рабочие завода принимали активное участие в революционном движении. Первая стачка на заводе вспыхнула в 1886. В 1903 создана заводская подпольная организация РСДРП (б). В октябре 1905 в Коломне создан Совет рабочих депутатов, председателем которого избран рабочий завода Д. А. Зайцев, расстрелянный царскими карателями в декабре 1905. В период 1906—17 рабочие завода неоднократно бастовали.

  В первые годы Советской власти на заводе в небольших количествах выпускались паровозы, вагоны, трамваи и дизели. В 1923 было организовано производство тракторов. В 1925 завод выпустил первый паровоз серии Су, в 1930 начал производить тепловозы, а в 1932 совместно с заводом «Динамо» — электровозы ВЛ. В 1935 заводу присвоено имя В. В. Куйбышева. До начала Великой Отечественной войны 1941—45 завод выпускал паровозы, тепловозы, электровозы, дизели, проходческие щиты и тюбинги для метро, турбины, тендеры-конденсаторы для паровозов. В годы войны завод обеспечивал нужды фронта: ремонтировал танки, строил бронепоезда, изготовлял боеприпасы. В 1943 завод возобновил выпуск паровозов и дизелей. В ноябре 1953 он выпустил десятитысячный паровоз. В 1956 завод стал выпускать тепловозы. В 1958 построен грузовой тепловоз мощностью 2200 квт (3000 л. с.), в 1959 — первый в СССР грузовой газотурбовоз Г1—01 мощностью 2570 квт (3500 л. с.), в 1960 — пассажирский скоростной тепловоз ТЭП60 (мощность 2200 квт, скорость 160 км/ч). Заводом освоены мощные дизели для железнодорожного транспорта и др. отраслей народного хозяйства. В послевоенные годы завод расширен и реконструирован, оснащен новым станочным оборудованием. Завод играет большую роль в развитии локомотивостроения и дизелестроения. Награжден орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1945) и орденом Октябрьской Революции (1971).

 

  Лит.: Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева. 1863—1963. [Альбом], М., 1963.

  К. В. Ростовский, В. К. Чистов.


Коломенский тепловозостроительный завод. Юбилейный тепловоз ТЭП60 «100 лет локомотивостроению».


Коломенский тепловозостроительный завод. Участок обработки дизельных блоков в тепловозо-механическом цехе.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна