Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Коген (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт), — 4.4.1918, Берлин], немецкий философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства. Профессор в Марбурге (1876—1912) и Берлине (с 1912). Устраняя кантовское понимание «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка, К. превращает тем самым центральную для «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта у К. было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у К., в отличие от Канта, порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, по К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому, как математика выступает у К. в качестве фундамента естественных наук, так учение о праве — в качестве основы наук о духе.

  Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по отношению к теоретическому, К. утверждает примат этики над наукой в логическом отношении, поскольку понятия у К. конструируются по телеологическому принципу, который выявлен в наиболее чистом виде именно в этике. Этику К. рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по К., фундамент культуры и условие свободы человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. Социально-политические воззрения К. выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория этического социализма способствовала распространению ревизионизма в немецкой социал-демократии.

 

  Соч.: Kants Begründung der Ästhetik, В., 1889; Kants Begründung der Ethik, 2 Aufi., B., 1910; System der Philosophic, Tl 1—3, и., 1922—23; Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., B., 1925.

 

  Лит.: Яковенко Б., О теоретической философии Г. Когена, «Логос», 1910, кн. 1; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Natorp P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W., Н. Cohen. Einführung in sein Werk, Stuttg., 1924.

  П. П. Гайденко.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна