Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Индейские литературы, устная и письменная поэзия и проза индейцев Америки. Задолго до открытия Америки европейцами у индейцев сложились эпические предания о судьбах племён; некоторые из преданий сохранились в пиктографической форме (см. Пиктографическое письмо) — «Валам Олум» делаваров, летописи дакотов и кайова, гимны оджибве, а также мифы, сказки, трудовые песни, пословицы. В Центральной Америке и Андах — областях, где возникло рабовладельческое общество, И. л. достигли наибольшего развития. С возникновением классовых отношений ведущими темами стали прославление правителей и знати, воспевание военных побед и всемогущества божеств; вырабатывались литературные каноны. Религиозно-магические верования пронизывали многие литературные произведения: гимны богам (ацтеки, майя, инки и др.), стихотворные изложения мифов, молитвы, пророчества.

  Становление классового общества дало толчок к развитию светской литературы, изменило идеологическую направленность старых литературных жанров, например эпоса («Пополь-Вух» киче). Хроники майя, ацтеков, чичимеков и др. излагают в ритмизованной прозе историю того или иного города-государства. Последующие хронисты (Тесосомок, Иштлильшочитль, Чимальпахин, Гарсиласо де ла Вега и др.), после завоевания Америки писавшие уже латиницей, широко использовали эти хроники, благодаря чему они дошли до нашего времени. Большое распространение имели драматические произведения, мифологические и исторические по содержанию, тесно связанные с танцами. Из драм сохранились лишь «Рабиналь-ачи» (майя) и «Ольянтай» (инки). Больше текстов дошло до нас в области поэзии: военные песни, поэмы о весне, стихи на тему о краткости жизни и переменчивости судьбы, любовная лирика. Современная народная И. л. представлена драматическими балетами (главным образом на темы испанского завоевания и христианских легенд), сказками, лирикой. Влияние И. л. заметно в творчестве некоторых современных североамериканских, мексиканских, гватемальских и перуанских писателей (М. А. Астуриас и др.).

 

  Лит.: Пополь-Вух, М.—Л., 1959; Зубрицкий Ю. А., «Апу-Ольянтай», в сборнике: Культура индейцев, М., 1963; Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971.

  Р. В. Кинжалов.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна