Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Звук музыкальный, может иметь высоту основного тона от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000—4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения. По длительности и по тембру З. м. очень разнообразны. З. м. организуются в музыкальную систему. Так, в каждой октаве обычно используются лишь 12 звуков, отстоящих на полутон друг от друга (см. Строй). Динамические оттенки подчинены шкале громкостей (пианиссимо, пиано, меццо-пиано, меццофорте, форте, фортиссимо и т.п.), не имеющей абсолютных значений (см. Динамика в музыке). В наиболее употребительной шкале длительностей соседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т.п., см. Ритмическое деление). Тембр звука, определяющийся главным образом присутствием в нём обертонов, зависит от его источника (голос, тот или иной инструмент и т.п.). В музыке применяются многообразные тембры и их сочетания (см. Инструментовка).

 

  Лит.: Музыкальная акустика, 2 изд., М., 1954; Мутли А. Ф., Звук и слух, в сборнике: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz., 1883—90; Handschin J., Der Toncharakter, Z.,[1948].

  Ю. Н. Рагс.

 

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна