Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





«Задачи союзов молодёжи (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи)», выступление В. И. Ленина 2 октября 1920, в котором поставлены исторические задачи коммунистического воспитания молодёжи и определена её роль в построении коммунизма. Впервые напечатана в газете «Правда» № 221, 222, 223 (5, 6, 7 октября 1920). В том же году выпущена отдельной брошюрой. С 1920 по 1971 издавалась 499 раз, на 75 языках, всего свыше 25 млн. экз. Вошла в 41-й т. Полн. собр. соч. В. И. Ленина.

  3-й съезд РКСМ проходил в условиях ещё продолжавшейся Гражданской войны, но Коммунистическая партия уже приняла свою новую Программу — программу построения социалистического общества, 9-й съезд РКП (б) (март — апрель 1920) наметил пути возрождения народного хозяйства, завершалась работа комиссии ГОЭЛРО над планом электрификации страны, были приняты меры, обеспечившие развёртывание культурной революции. По теоретической разработке и по определению центральных вопросов практики революционных преобразований речь Ленина на съезде комсомола была развитием его идей о плане социалистического строительства и роли молодёжи в новом обществе. В речи изложены задачи комсомола в строительстве нового общества, научно обоснованные принципы коммунистического воспитания молодёжи, раскрыт характер её организаций в социалистическом обществе. Ленин указал на неразрывное единство деятельности старшего и молодого поколений Советской страны, направленной на построение коммунизма. В совместной со старшим поколением борьбе за построение социализма и коммунизма молодёжь более глубоко осознаёт цели и задачи нового общества, своё место в их достижении. Обращаясь к молодёжи в 1920, Ленин говорил, что именно ей «... предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 298).

  В условиях приближавшейся победы на фронтах Гражданской войны первоочередной задачей трудящихся, взявших власть в свои руки, было восстановление народного хозяйства. «... Коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому... Перед вами, — обращался Ленин к комсомольцам, — стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве» (там же, с. 307). «Перед вами задача строительства, — продолжал Ленин, — и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием...» (там же, с. 308).

  Программу коммунистического воспитания молодёжи Ленин ставил в зависимость от развития культурной революции. Для того чтобы построить коммунизм, молодёжь должна настойчиво учиться — учиться коммунизму. Ленин разъяснял, что «... ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм» (там же, с. 303). Учиться надо потому, что настоящим «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, с. 305). Ленин говорил, что культуру коммунизма нельзя рассматривать обособленно от мировой цивилизации. Она является закономерным результатом исторического развития и вобрала в себя все прогрессивные элементы мировой человеческой мысли. «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей...» (там же, с.304). Бережное и критическое отношение к накопленным веками интеллектуальным богатствам — характернейшая черта ленинского плана культурной революции. Ленин подчёркивал, что только со знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только перерабатывая её, можно строить пролетарскую культуру. Овладение современными знаниями — долг каждого комсомольца. Ленин указывал на необходимость соединения знаний с практической работой. Он обращал особое внимание на то, что «учиться коммунизму» — значит подчинять свою деятельность общему делу.

  Учение молодёжи Ленин связывал с воспитанием у неё коммунистической морали. Он утверждал, что коммунизм должен стать основой повседневной деятельности каждого человека, превратиться в убеждение, быть не только экономическим, политическим, но и нравственным идеалом. Огромное значение имеет разработка Лениным принципов коммунистической морали. Он противопоставил буржуазным, якобы внеклассовым, внепартийным взглядам чёткую, открыто партийную точку зрения коммунистов. Ленин не признавал внеклассовой нравственности: «Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата», — говорил он (там же, с. 309). Нужно вырабатывать ненависть к старому обществу, которое было основано на принципе «... либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя...», надо выступать «... против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела» (там же, с. 312). Ленин показал тесную связь нравственности с задачами классовой борьбы, интересами построения коммунизма. «... Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (там же, с. 311). Задачу нравственного воспитания молодёжи Ленин связывал с её повседневным трудом, выдвигая требования воспитания уважения к труду на благо всего общества, чувства ответственности за выполнение порученного дела. За каждой самой простой задачей он учил видеть общую цель. В труде Ленин видел школу коммунистического воспитания и критерий проверки воспитанности коммуниста. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами», — указывал он в своей речи (там же, с. 317). Понятия сознательности и дисциплины у Ленина неотделимы друг от друга. «На место старой муштры... мы ставим сознательную дисциплину..., без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно» (там же, с. 306). В своей речи Ленин раскрыл облик настоящих строителей нового коммунистического общества — людей, гармонически соединяющих в себе широкую образованность, марксистскую идеологию, психологию коллективизма, коммунистическую мораль. Ленин считал комсомол «ударной группой», которая показывает пример всем трудящимся, несоюзной молодёжи и во всём проявляет «свою инициативу, свой почин». Ленин убедительно показал, что руководящая роль коммунистической партии — решающее условие успешной деятельности комсомола, а главная задача комсомола — «... помочь партии строить коммунизм...» (там же, с. 307). Речь Ленина исторически конкретна, как наказ комсомолу 20-х годов, и исторически программна, как обращение к будущим поколениям.

  А. Н. Захариков.

 

 


Обложка брошюры В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи)». 1920.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна