Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Государственная безопасность, охрана государственной безопасности, совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Органы Г. б. социалистических государств являются орудием социалистического государства, призванным защищать социалистические завоевания трудящихся.

  Охрана Г. б. социалистических стран включает совокупность мер политического, экономического, военного и правового характера, направленных на выявление, предупреждение и пресечение деятельности антисоциалистических сил, империалистических разведок, стремящихся подорвать и ослабить социалистический государственный и общественный строй, нарушить территориальную неприкосновенность соответствующей страны. Элементами системы охраны Г. б. являются также меры общего предупреждения подрывной деятельности, ограждения объектов специального назначения и др. Во всех социалистических странах имеются специальные органы обеспечения Г. б. Задача охраны Г. б. Советского государства встала с первых же дней его существования. В 1918 В. И. Ленин указывал, что «Переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остается надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации. И после первого серьезного поражения свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего свержения, не верили в него, не допускали мысли о нем, с удесятеренной энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат, бросаются в бой за возвращение отнятого “рая” ...»(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 264).После Великой Октябрьской социалистической революции и установления диктатуры пролетариата внутренняя и внешняя контрреволюция пыталась объединёнными усилиями свергнуть Советскую власть путём интервенции, Гражданской войны, экономической блокады, террора и диверсий. Первыми органами по охране Г. б. Советского государства были военно-революционные комитеты (ВРК). Постановлением СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 был образован специальный орган для защиты завоеваний революции — Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем (председатель — Ф. Э. Дзержинский). ВЧК и её органы на местах проделали огромную работу по ликвидации заговоров и мятежей против Советской республики, борьбе с саботажем, спекуляцией и должностными преступлениями. По окончании иностранной интервенциии Гражданской войны 1918—20 в новой обстановке, сложившейся в стране, была перестроена работа всех партийных и государственных органов, в том числе и ВЧК. В. И. Ленин предложил реорганизовать ВЧК, изменить её наименование, сузить компетенцию, лишить права внесудебного подавления. 6 февраля 1922 ВЦИК РСФСР упразднил ВЧК и создал Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, в задачи которого входила борьба со шпионажем, контрреволюцией и бандитизмом. После образования СССР (1922) в целях объединения усилий союзных республик в этой области Президиум ЦИК СССР постановлением от 2 ноября 1923 образовал Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, которому были подчинены республиканские ГПУ. Органы ГПУ и ОГПУ проделали большую работу по ликвидации антисоветских организаций, подавлению восстаний кулачества, басмачей и др. Они также участвовали в решении неотложных хозяйственных задач (борьба с голодом, разрухой, перебоями в работе транспорта), в ликвидации эпидемий тифа, организовывали заготовку топлива и продовольствия. Большую работу провели органы Г.б. по ликвидации детской безнадзорности в СССР (см. Детская беспризорность).

  По мере ликвидации эксплуататорских классов в СССР, построения основ социализма менялись задачи, стоящие перед органами Г. б. Основной их деятельностью становилась борьба против внешнего противника, главным образом против иностранных разведок. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого было включено ОГПУ, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 НКВД СССР был разделён на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ).

  С началом Великой Отечественной войны 1941—45 в целях концентрации усилий органов государственной и общественной безопасности по обороне страны 20 июля 1941 НКГБ СССР и НКВД СССР были объединены в единый наркомат — НКВД СССР. Деятельность органов Г. б. была сосредоточена на борьбе с подрывной деятельностью нем.-фашистской разведки на фронте, на выявлении и ликвидации вражеских агентов в тыловых районах СССР, на проведении разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага. 14 апреля 1943 вновь был образован самостоятельный Наркомат (с 1946 — министерство) Г. б. СССР.

  В первые послевоенные годы органы Г. б. СССР осуществили ликвидацию контрреволюционного националистического подполья в освобожденных районах Западной Украины, Западной Белоруссии и прибалтийских республик, вели работу по розыску изменников Родины, предателей, лиц, сотрудничавших с немецко-фашистскими захватчиками.

  В условиях культа личности в деятельности органов Г. б. были допущены серьёзные извращения, выразившиеся в нарушении принципов социалистической законности. Политические авантюристы, оказавшиеся у руководства органами Г. б., пытались вывести их из-под контроля партии, изолировать от народа. КПСС и Сов. правительство приняли необходимые меры по ликвидации извращений в деятельности органов Г. б. В соответствии с решениями Июльского пленума ЦК КПСС (1953), 20-го съезда КПСС (1956) были проведены мероприятия по восстановлению социалистической законности в работе органов Г. б., усилению партийного и государственного контроля за их деятельностью, укреплению органов Г. б.

  13 марта 1954 Указом Президиума Верховного Совета СССР был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, на который возложены основные функции по охране Г. б. СССР. КГБ возглавляет систему органов Г. б., которая включает комитеты Г. б. при Советах Министров союзных и автономных республик, управления этих комитетов в краях, областях, крупных городах; в систему органов Г. б. входят также пограничные войска.

  В отчётном докладе ЦК КПСС 24-му съезду КПСС (1971) отмечено: «В условиях продолжающейся подрывной деятельности империализма важную роль играют органы государственной безопасности. В отчётный период они были укреплены политически зрелыми кадрами. Партия последовательно воспитывает работников этих органов в духе ленинских принципов, неукоснительного соблюдения социалистической законности, в духе неусыпной бдительности в борьбе за ограждение советского общества от действий враждебных элементов, от происков империалистических разведок» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81).

  Органы Г. б. зарубежных социалистических государств осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов, что и в СССР. В некоторых социалистических странах существуют самостоятельные министерства или ведомства Г. б. (министерства Г. б. в ГДР и ДРВ, Совет Г. б. в Румынии); в др. странах органы Г. б. входят в качестве управлений или главных управлений Г. б. в состав МВД (в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, на Кубе) или министерства общественной безопасности (в МНР и КНДР), в Югославии — в состав Союзного секретариата по внутренним делам. Органы Г. б. включают разведку и контрразведку, ведают пограничной охраной.

  Организация Г. б. в буржуазных государствах. Характерным для всей системы Г. б. буржуазных государств является стремление предельно расширить понятия внешней и внутренней безопасности государства. Например, правящие круги США и ряда др. империалистических государств, возведя подрывную деятельность против социалистических стран и национально-освободительного движения в ранг государственной политики, ищут угрозу своей «национальной безопасности» во всём мире. Чрезмерно расширяется и понятие внутренней безопасности: признаются представляющими угрозу внутренней безопасности не только революционные движения, но и движение за мир, за буржуазно-демократические права и свободы, забастовки трудящихся и т. д. Охрана Г. б. осуществляется различными органами и прежде всего специальными органами — внешней разведкой, внутренней разведкой и контрразведкой.

  Внешняя разведка буржуазных государств проводит работу, направленную против внешнего противника, ведёт сбор информации о нём. Важное место в деятельности внешней разведки занимает непосредственное ослабление сил противника путём осуществления подрывных акций — политических провокаций, дезинформационных мероприятий, организации заговоров, путчей, диверсионных, террористических актов и т. п.

  Внутренняя разведка (политический сыск) ведёт борьбу с революционным движением внутри страны, с коммунистическим и рабочими партиями (проверка политической благонадёжности граждан, обеспечение «режима внутренней безопасности»). Сфера деятельности как внешней, так и внутренней разведки современных империалистических государств чрезмерно расширяется, разведка принимает глобальный характер.

  Основная задача контрразведки — борьба с разведками иностранных государств; она способствует выполнению карательных функций империалистического государства внутри страны, обеспечивая информацией административно-полицейские, судебные и следственные органы. Организационное построение органов разведки и контрразведки империалистических государств неодинаково, однако политическая сущность их едина: обеспечение внешней политики государства, защита капиталистического строя, буржуазных порядков, борьба с революционным движением.

  В США руководство разведкой осуществляет президент, при котором существует высший совещательный орган — Совет национальной безопасности, разрабатывающий рекомендации по вопросам внутренней и внешней политики. В состав совета входят — вице-президент, государственный секретарь, министр обороны и директор управления мобилизационного планирования, в работе совета участвуют в качестве советников директор Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) — главного органа разведки и председателя Объединённого комитета начальников штабов, а в качестве наблюдателей — руководители ряда заинтересованных министерств и ведомств. Оперативная деятельность всех разведывательных органов координируется Советом по разведке (председатель — директор ЦРУ).

  Кроме ЦРУ, органами внешней разведки США являются: органы военной разведки, возглавляемые Разведывательным управлением министерства обороны (РУМО). Агентство национальной безопасности, Бюро разведки и исследований государственного департамента, Разведывательный отдел федеральной комиссии по атомной энергии. Существует разветвленная система контрразведки, её деятельность координируется межведомственным совещанием при Совете национальной безопасности, в состав которого входят представители федерального бюро расследований (ФБР), военной контрразведки и др. (председатель совещания — директор ФБР).

  В Великобритании общее руководство разведывательной деятельностью осуществляет премьер-министр. При правительстве имеется ряд органов, призванных координировать деятельность всех разведывательных и контрразведывательных служб. Основными органами внешней разведки являются «Сикрит интеллидженс сервис» (СИС), разведывательные органы министерства обороны. СИС как самостоятельное правительственное ведомство подчинено премьер-министру (иногда его именуют МИ-6, т. е. 6-й отдел военной разведки). Орган контрразведки — Служба безопасности («Секьюрити сервис») является одновременно системой органов внутренней разведки; она состоит из т. н. службы МР-5, особого отделения «Скотленд-ярд» (Лондонской полиции) и отделов безопасности министерств и ведомств. Военная контрразведывательная служба включает контрразведывательные подразделения армии, авиации и флота.

  Во Франции система разведывательных и контрразведывательных органов включает, помимо координирующих органов, Службу внешнего осведомления и контрразведки (СДЕСЕ), разведывательное управление штаба министерства вооруженных сил и разведывательное бюро штабов видов вооруженных сил, Главное управление национальной безопасности министерства внутренних дел («Сюрте насьональ»), Управление военной безопасности министерства вооруженных сил, службу безопасности министерства иностранных дел, Префектуру полиции Парижа. Основным разведывательным органом является СДЕСЕ, подчинённая министру вооруженных сил, а главными контрразведывательным (и полицейским) органом — «Сюрте насьональ».

  В ФРГ основной разведывательный орган — Федеральная разведывательная служба (БНД), имеющая многочисленные подразделения. Военная разведка ФРГ представлена отделами разведки при руководящем штабе министерства обороны ФРГ и соответствующими отделами при штабах сухопутных войск, ВВС и военно-морских сил. Разведывательную работу ведут также различные организации ФРГ (например, «Информационное бюро ВЕСТ»). Основной контрразведывательный орган — Ведомство по охране конституции (БФФ), в задачи которого входят как ведение собственно контрразведывательной деятельности, так и наблюдение за всеми демократическими организациями, проверка служащих государственных учреждений, контроль за их лояльностью и т. п. Формально БФФ находится в подчинении министра внутренних дел, но фактически его контролирует канцлер ФРГ. Ведомства по охране конституции имеются во всех землях ФРГ. Военная контрразведка ФРГ состоит из Ведомства безопасности бундесвера и его периферийных органов, контрразведывательную работу ведут также политическая полиция (орган контрразведки и политического сыска), министерство иностранных дел и др. Координирует деятельность всех разведывательных, контрразведывательных и полицейских органов ФРГ Ведомство федерального канцлера через Комитет государственных секретарей.

  Координация деятельности разведок империалистических государств осуществляется в рамках объединённых разведывательных органов агрессивных блоков типа НАТО, СЕАТО и др., а также на базе двусторонних соглашений.

  М. П. Карпушин.

 









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна