|
|
источник статьи: Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) |
Гербарт, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является опыт, а сама она должна заниматься «обработкой понятий опыта» для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Отталкиваясь от кантовского понятия «вещи в себе» и учения Лейбница о монадах, Г. утверждал существование т. н. «реалов» — множества простых и неизменных сущностей, благодаря различных взаимоотношениям которых возникает область явлений или единичных вещей. Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т.п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Эстетические идеи Г. были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом. Психологические идеи Г. оставили заметный след в истории психологии. Г. выступил против учения о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно не может объяснить «естественной истории души», т. е. закономерного формирования психической жизни человека. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, которые суть представления. Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений, составляющих т. н. «апперцептивную массу» (см. Апперцепция). Из соотношения представлений Г. пытался вывести все факты психической деятельности, в том числе волю, чувство и т.д. Это придало его учению крайний интеллектуализм. Последователи Г. (Х. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение исторического развития при разработке этнической психологии. Хотя Г. отрицал применимость эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние на создателей экспериментальной психологии — Г. Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Г. подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознательную психику сыграл роль в подготовке фрейдизма. В. А. Костеловский. Философские и психологические воззрения Г. сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия указывает цели воспитания, психология — пути достижения этих целей. Главная цель воспитания, по Г., — гармония воли с этическими идеалами и выработка многосторонних интересов. Путями воспитания Г. считал «управление детьми», воспитывающее обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравственное воспитание. Важнейшей дидактической задачей Г. считал развитие произвольного внимания. Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; система — выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод — применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Г. к формализации процесса обучения. Средства нравственного воспитания — одобрение и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства. С нравственным воспитанием у Г. тесно связано «управление», состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их к порядку. Средства управления — надзор, приказание, запрещение, угроза, наказание, а также умение занять ребёнка. В педагогической системе Г. получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется большая популярность педагогики Г. в правительственных кругах многих стран в 19 в.
Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Flügel O., Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz. — B., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Münch., 1928; Zimmer H., Führer durch die deutsche Herbart-Literatur. Langensalza, 1910. А. И. Пискунов. И. Ф. Гербарт. |