Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Военные реформы 1860—70-х гг. в России, составная часть буржуазных реформ 60—70-х гг.; были вызваны отменой крепостного права, ростом капиталистических отношений, развитием военной техники, несостоятельностью крепостнической организации русских армии, выявившейся в Крымской войне 1853—56, и стремлением правительства укрепить армию в условиях роста вооружений европейских стран. В. р. проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. Они встречали противодействие реакционных военных кругов во главе с князем А. И. Барятинским и Р. А. Фадеевым. Одну из основных задач В. р. Милютин видел в сокращении армии в мирное время при значительном увеличении её в военное за счёт создания обученного запаса. Сокращение состава армии с 1132 тыс. чел. (1864) до 742 тыс. (1867) позволило увеличить обученный запас к 1870 до 553 тыс. чел. В 1862—64 была проведена реформа местного военного управления: создано 15 военных округов во главе с командующими войсками округа. В 1868 было реорганизовано Военное министерство, в результате чего все отрасли военного управления и войска были подчинены военному министру. В 1868 утверждено новое положение о полевом управлении армии в военное время. Для подготовки офицерских кадров вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии и военные училища (1863—64), а также юнкерские училища (с 1864) для лиц, не имевших среднего образования. Улучшилось высшее военное образование в академиях (Николаевской Генштаба, Артиллерийской и Инженерной); создана Военно-юридическая академия (1867).

  Быстрая мобилизация прусской армии и её победа во франко-прусской войне 1870—71 ускорили введение всесословной воинской повинности (1874) в России. По закону 1 января 1874 призыву на военную службу подлежали лица всех классов и сословий с 21 года; общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6— действительной и 9 — в запасе. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался (от 4 лет до 6 месяцев). Существовали значительные льготы по семейному положению (не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи и др.). По льготам освобождалось свыше 50% призывников. Освобождённые от призыва зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки отбывали военную службу на особых основаниях (см. Казачество). Не подлежали призыву народы Севера, Средней Азии, некоторые народы Кавказа и Сибири.

  В 60-х гг. производилось перевооружение армии: продолжался начавшийся в 1-й половине 19 в. переход от гладкоствольного к нарезному стрелковому оружию, заряжавшемуся с дула. В 1867—69 начался переход к казнозарядному оружию. В 1868 была принята на вооружение американская винтовка системы Бердана, а в 1870 — так называемый Бердан № 2 (фактически новая система, разработанная русскими инженерами). К концу 60-х гг. было закончено перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казённой части. Изменения в военной технике потребовали серьезных перемен в боевой подготовке войск. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, где, хотя и не всегда последовательно, проводились новые тактические принципы. Реформы в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо на воине. Однако значительное влияние в армии реакционных элементов и недостаток финансовых средств тормозили последовательную перестройку системы боевой подготовки.

  В результате В. р. русская армия превратилась в массовую армию буржуазного типа, что в значительной мере усилило её боеспособность и положительно сказалось уже в русско-турецкой войне 1877—78. Однако существование самодержавного строя обусловило непоследовательность реформ. В армии сохранялись феодально-крепостнические пережитки (плац-парадные традиции, муштра, кастовость офицерского корпуса, отсталая тактика и др.). В условиях возросшей реакции при Александре III эти отрицательные элементы усилились.

 

  Лит.: Ленин В. И., Отдача в солдаты 183-х студентов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 9; Милютин Д. А., Дневник, т. 1— 4, М., 1947—50; Столетие военного министерства, т. 1, СПБ, 1902; Зайончковский П. А., Военные реформы 1860—1870 гг. в России, М., 1952.

  П. А. Зайончковский.









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна