Российские универсальные энциклопедии
на главную страницу

   
источник статьи:
Большая Советская Энциклопедия
(БСЭ)


Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник





Васильевы, семья русских актёров.

  Сергей Васильевич В. [7(19).9.1827, Москва, — 5(17).6.1862, там же]. В 1844 окончил Московское театральное училище и был зачислен в труппу Малого театра. До 1853 выступал преимущественно в переводных водевилях, исполняя роли простаков и стариков. По свидетельству современников, В. был «... блистательно веселый комик...», не уступавший «по богатству мимики и комических интонаций... ни Садовскому, ни Живокини» (Боборыкин П. Д., За полвека, 1929, с. 43). Образы, созданные В., были проникнуты человечностью, глубоким сочувствием к «маленьким людям». Среди его лучших водевильных ролей: сапожник Ганс («Заколдованный принц, или Переселение душ», перевод с немецкого), маркёр Антон Шаров («Ворона в павлиньих перьях» Куликова) и др. Новый этап в творчестве артиста начинается с появлением пьес А. Н. Островского. Так же как и П. М. Садовский, В. утверждал школу естественной и выразительной игры, пропагандировал национальный художественный репертуар. Превосходно владея мелодикой певучей московской речи, он создавал образы яркие по бытовой окраске. В пьесах Островского В. исполнил роли: Бородкина («Не в свои сани не садись»), Разлюляева («Бедность не порок»), Андрея Брускова («В чужом пиру похмелье»), Тихона («Гроза») и др. Обличительной силой было отмечено исполнение В. роли Хлестакова («Ревизор» Гоголя).

  Павел Васильевич В. [1832, Москва, — 29.3(10.4).1879, там же]. Брат Сергея Васильевича В. После окончания Московского театрального училища (1850) был зачислен фигурантом в Московскую балетную труппу императорских театров. Уехав в провинцию, играл в драматических театрах Чернигова, Харькова, Полтавы, Одессы, Кишинева. Влияние на В. оказало творческое общение с А. Е. Мартыновым (Харьков, 1855). В 1860, после смерти Мартынова, В. был принят в Александрийский театр на его роли. В игре В. вдохновенные эмоциональные порывы, трагизм сочетались с предельной простотой, естественностью. Художник-реалист, В. был мастером изображения русской жизни и русских характеров. Особенно удачно исполнял роли в пьесах А. Н. Островского — Любим Торцов («Бедность не порок»), Тихон («Гроза»), Подхалюзин («Свои люди — сочтёмся!») и др., а также в комедиях: А. С. Грибоедова — Фамусов («Горе от ума»), Н. В. Гоголя — Осип, Кочкарёв («Ревизор» и «Женитьба»), А. В. Сухово-Кобылина — Расплюев («Свадьба Кречинского»). Играл в водевилях: Ладыжкин, Делакторский («Жених из долгового отделения» и «Испорченная жизнь» Чернышева) и др. роли. Выступал в концертах с чтением произведений Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. С 1868 В. преподавал в Петербургском театральном училище (его ученики — Е. И. Левкоева, П. М. Свободин и др.). В 1874—1875 был актёром Московского общедоступного частного театра.

  Известными актрисами были: жена С. В. Васильева — Екатерина Николаевна В. (Лаврова; 1829—77), игравшая в Александрийском театре, и их дочери Надежда Сергеевна В. (по мужу Танеева; 1852—1920) и Вера Сергеевна В. (по мужу Попова; 1854—1905).

 

  Лит.: Филиппова Е., П. В. Васильев 2-й, Жизнь и творчество, в кн.: Труды Государственного центрального музея им. А. А. Бахрушина, М. — Л., 1941, с. 7—72; Коропчевский 0 Д., С. В. Васильев, «Ежегодник Императорских Театров», Сезон 1895—1896, СПБ. 1897.


П. В. Васильев в роли Подхалюзина («Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского).


С. В. Васильев.


П. В. Васильев в роли Любима Торцова («Бедность не порок» А. Н. Островского).









ЭнциклопедиЯ

© gatchina3000.ru, 2001-2012
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна