Политика

в анонсах российских СМИ

 

 
 
 
   

Источники:
content.mail.ru
my.park.ru

год 2005

месяц февраль

число 21

 

 

"ИГЛЫ", В КОТОРЫЕ ИГРАЕТ ПУТИН
Новая газета, Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель "Новой", 21-02-2005

Крайне неудачное время выбрало российское руководство, чтобы заключить контракт на поставки в Сирию систем ПВО "Стрелец": когда Ливан сотрясают мощные антисирийские демонстрации после убийства экс-премьера Рафика Харири, когда Вашингтон отозвал из Дамаска своего посла, когда реальны санкции ООН. Сумма контракта на "Стрельцы", конечно, точно неизвестна, но речь может идти не более чем о десятке-другом миллионов долларов. По сравнению с потенциальным откатом от, скажем, захвата "Юганскнефтегаза" - ерунда, копейки. Так стоит ли овчинка выделки?
"Стрелец" - это несколько трубконтейнеров переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) "Игла", скрепленных вместе в один блок и с общей системой управления. Предназначен "Стрелец" для крепления на колесную или гусеничную технику либо на вертолет или самолет. Основное предназначение ПЗРК "Игла" - защищать войска на поле боя и на марше от бомбово-штурмовых ударов. "Стрелец", в отличие от исходного наплечного варианта ПЗРК, обеспечивает большую мобильность, а также возможность стрелять залпом.

ШАРОН БОРЕТСЯ С КОМПЛЕКСАМИ
Новая газета, Григорий АСМОЛОВ, наш соб. корр., Иерусалим, 21-02-2005

В начале января этого года в израильской газете "Хаарец" появилась заметка, в которой журналист Алуф Бен сообщал, что премьер Израиля Ариэль Шарон созвал экстренное совещание в связи с кризисом в отношениях с Россией. Спустя несколько дней все тот же журналист, известный своими серьезными источниками в правительстве, поведал, что на совещании обсуждался сверхсекретный вопрос. Версии не заставили себя ждать. Одни предположили, что кризис возник вокруг вопроса о выдаче живущих в Израиле акционеров "ЮКОСа", другие подумали, что речь идет об иранской "ядерной проблеме".
Впрочем, гадать, что это за вопрос, пришлось недолго. 12 января российская газета "Коммерсант" приоткрыла завесу тайны, опубликовав на первой полосе статью под заголовком "Погром среди ясного неба". В статье говорилось, что кризис в отношениях между Россией и Израилем вызван намерением Москвы продать Сирии ракетные комплексы "Искандер".
Сразу после этой публикации в Израиле грянула буря. Оказалось, что и здесь многие журналисты знали об истинных причинах кризиса, но сообщать о них запретила военная цензура.

Артис Пабрикс: "Создать отношения "с чистого листа" невозможно"
Независимая Газета, Юлия Петровская, 21-02-2005

Латвия не связывает признание Москвой факта оккупации со своим участием в праздновании 9 Мая в Москве
При подготовке к торжествам по случаю 60-летия Победы над фашизмом наиболее острые разногласия у российского правительства возникли с властями Латвии. В последние недели МИДы каждой из двух стран неоднократно выступали с протестами по поводу заявлений, сделанных другой стороной, по вопросам, связанным с военной и послевоенной историей. Глава МИД Латвии Артис Пабрикс поделился с "НГ" своим видением проблематики отношений двух стран.
- Господин Пабрикс, российский МИД представил вам в конце прошлого года проект Декларации об отношениях двух стран, предложив подписать его во время майских торжеств. Официальные лица в Риге подвергли его критике, и недавно Латвия предложила собственный вариант Декларации. Разъясните, пожалуйста, основные положения вашего документа и суть претензий к российскому проекту.
- Суть латвийской декларации такова: честно говорить об истории и упомянуть важные факты в истории отношений Латвии и России. А также говорить о тех ценностях, которые необходимо заложить в основу отношений в новой Европе и глобальной политике - свободе, демократии, правах человека и суверенитете государств. Чтобы такую декларацию можно было назвать "декларацией примирения", в ней должно проявиться честное отношение и к историческим событиям. Как Мирный договор между Латвией и Россией, так и пакт Молотова-Риббентропа и его последствия в истории Латвии и других европейских государств являются известными фактами. Проект, предложенный Россией, в этой области уклончив и фактологически неточен. Хочу подчеркнуть, что общий тон предложенного Россией проекта, на наш взгляд, направлен на поиск точек соприкосновения. Думаю, что таковым является и наш вариант Декларации.

Большое позитивное значение
Время новостей (газета), Михаил КУКУШКИН, Калининград, 21-02-2005

Литовская делегация в минувшие выходные на встрече министров транспорта России, Польши, Литвы и Германии высказала свою позицию по вопросу калининградского транзита. Вильнюс не заинтересован в упрощении порядка железнодорожного сообщения между Калининградской областью и основной территорией России. И воспринимает Калининградский порт прежде всего как конкурента своему собственному порту Клайпеда. Власти Литвы серьезно озабочены тем, что объем перевалки российских экспортных грузов в первом из этих портов растет, а во втором -- падает. Они готовы сделать все от них зависящее для того, чтобы изменить эту тенденцию.
Российско-литовские переговоры в рамках этой встречи вращались вокруг двух основных сюжетов. Во-первых, Россия в очередной раз подняла вопрос о скоростном пассажирском поезде, который позволил бы нашим гражданам проезжать в Калининград и обратно без остановки на литовской территории и без оформления виз. Во-вторых, нашей стороне не совсем нравится регулярное повышение платы за провоз грузов в Калининград по Литовской железной дороге.

Революционные ситуации двигают демократию вперед
Независимая Газета, Юлия Петровская, 21-02-2005

Литва выступает за нормальные отношения с Россией
О том, как Литва воспринимает свое окружение и прежде всего отношения с Россией, мы беседуем с главой комитета по международным делам Сейма, доктором философских наук, социал-демократом Юстинасом Каросасом. Его взгляд во многом отражает точку зрения нового многопартийного правительства Литвы.
- Как изменились внешнеполитические приоритеты Литвы после того, как страна стала членом НАТО и Европейского союза? Как вы себя ощущаете в этих структурах?
- После того, как 1 мая прошлого года мы вступили в Европейский союз (а еще раньше в НАТО), мы снова начали обсуждать наши стратегические цели во внешней политике, поскольку цели, которые мы ставили перед собой ранее, реализовались. Мы, конечно, понимаем, что сам по себе факт вступления в Евросоюз еще не означает полноценного членства. Я расскажу вам такую историю. Первого мая мы с коллегой из Германии посещали мой избирательный округ, и я тогда спросил избирателей: "Чем отличается первая ночь в Европейском союзе от первой брачной ночи?". Тогда я сказал в шутку: "В первую брачную ночь получаешь все, а в первую ночь членства в ЕС не получаешь ничего". Но важно понимать - и от этого зависит наша дальнейшая ориентация во внешней политике, - что членство в ЕС и НАТО обеспечивает в первую очередь нашу экономическую и национальную безопасность. Мы смелее чувствуем себя, и понятно, по каким причинам. Я думаю, что некоторые российские политики заметили, что тон некоторых политиков Литвы стал более уверенным и громким. Это понятно, потому что ситуация теперь иная.

Москву предложили выгнать из "восьмерки"
Независимая Газета, Иван Грошков, 21-02-2005

Из-за "дела ЮКОСа" России может грозить исключение из "большой восьмерки". Американский сенат, а точнее, его Комитет по иностранным делам всерьез озаботился этим вопросом. Заслушав в минувший четверг выступления руководителей компании ЮКОС Стивена Тиди и группы МЕНАТЕП Тима Осборна, а также директора неправительственного проекта "Демократия переходного периода" Брюса Джексона, часть сенаторов решила внести проект резолюции о приостановлении членства России в "большой восьмерке". Главные авторы документа - хорошо известные Москве сенаторы: республиканец Джон Маккейн и демократ Джозеф Либерман. Они требуют от президента Джорджа Буша поставить дальнейшее пребывание России в составе международного элитного клуба в зависимость от ее приверженности демократическим стандартам. К этим стандартам сенаторы относят верховенство закона, обеспечение прав человека, свободы слова и предпринимательства и другие.

Курильский синдром в Финляндии
Независимая Газета, Юрий Дерябин, 21-02-2005

На фоне постоянных заявлений российского и финского руководства о том, что отношения между нашими странами развиваются вполне успешно и в них нет серьезных проблем, диссонансом звучат попытки некоторых кругов в Финляндии вновь развязать дискуссию по "карельскому вопросу", побудить Россию начать переговоры о возвращении утраченных территорий.
Одним из поводов послужили недавние высказывания министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по проблеме Курильских островов, которые интерпретируются как сигнал о готовности России изменить свою позицию в вопросе о послевоенных границах, в том числе с Финляндией. Однако при этом инициаторы дискуссии забывают об одном. Если острова еще можно назвать "спорными территориями", решение вопроса о которых увязывается с заключением мирного договора с Японией, то с Финляндией ситуация принципиально иная.
Послевоенные границы нашей страны с Финляндией закреплены в международно-правовом порядке - Мирным договором 1940 года, Соглашением о перемирии 1944 года, а затем Парижским мирным договором 1947 года (с участием десяти государств). Принцип неизменности границ зафиксирован и в двустороннем порядке с нынешней Россией - в двустороннем Договоре об основах отношений 1992 года. Вопрос о возможном изменении границ в повестке дня российско-финляндских отношений не стоял и не стоит. Об этом не раз говорили руководители России и Финляндии. Так что рассчитывать на изменение позиции Москвы не стоит.

Владимир Воронин решит проблему Приднестровья "красиво"
КоммерсантЪ (газета), ВЛАДИМИР Ъ-СОЛОВЬЕВ, Кишинев, 21-02-2005

В субботу, спустя сутки после заявления Госдумы РФ с обвинениями в адрес Кишинева в экономической блокаде и изоляции Приднестровья (см. Ъ от 19 февраля), Молдавия выступила с ответным словом. Спикер молдавского парламента Евгения Остапчук связала активность российских коллег с предстоящими парламентскими выборами в республике, обвинив их во вмешательстве в избирательный процесс. Одновременно Кишинев представил новую версию мотивов депортации иностранных граждан. Зарубежных политтехнологов теперь обвиняют в антигосударственной деятельности и шпионаже.
В тот же день председатель молдавского парламента Евгения Остапчук выразила сожаление в связи с тем, что Госдума вновь включилась в избирательный процесс за пределами РФ. По словам госпожи Остапчук, Госдуме следовало бы обратить внимание на террор против многонационального населения Приднестровья, развязанный тираспольскими властями, самоизоляцию и милитаризацию региона, атаки против молдавских школ и гигантскую контрабанду.

Молдавии пригрозили с Охотного Ряда
Независимая Газета, Иван Родин, 21-02-2005

В пятницу Государственная Дума одобрила резкое антимолдавское заявление, где были перечислены санкции на случай дальнейшей "блокады Приднестровья". При обсуждении этой темы депутаты были на редкость единодушны. Документ с угрозами в адрес соседней республики был подготовлен еще до начала заседания и, судя по некоторым признакам, не на Охотном Ряду.
Об этом свидетельствуют, в частности, обстоятельства неожиданного появления документа при обсуждении повестки пятничного пленарного заседания.

Депутаты сорвались
Ведомости (газета), Анфиса Воронина, Василий Кашин, 21-02-2005

Российские депутаты взялись рьяно защищать интересы отечества в сопредельных государствах. В пятницу они официально пригрозили Украине, планирующей масштабную деприватизацию, и Молдавии, не снимающей блокаду Приднестровья. Но реальных рычагов воздействия на соседей у страны нет, констатируют эксперты.
На прошлой неделе украинские чиновники заставили понервничать российских бизнесменов. Сначала президент Виктор Ющенко пообещал отменить приватизацию 30-40 компаний, затем премьер Юлия Тимошенко уточнила, что кандидатов на национализацию может оказаться уже 3000. Эксперты сходились во мнении, что среди них окажутся и принадлежащие россиянам активы.
Госдума не оставила активность соседей без внимания. Палата поручила трем комитетам - по собственности, по делам СНГ и по международным делам - разобраться, как украинская деприватизация может затронуть интересы российских инвесторов.
[...] Вводить же к Украине целенаправленные политические или экономические санкции Россия сможет, только если "будут серьезные основания полагать, что права российских инвесторов ущемляются или нарушаются по политическому признаку", а "имущество у российских собственников изымается неправовым путем", говорит председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев.
Бесплодными, по мнению аналитиков, окажутся и угрозы в отношении Молдавии.

Марк Франко: "Украина - связующий элемент между Европой и Россией"
Независимая Газета, Евгений Григорьев, 21-02-2005

Глава представительства Европейской комиссии в Москве не считает, что в Брюсселе существует антироссийское лобби
В эксклюзивном интервью "НГ" новый глава представительства Европейской комиссии в России посол Марк Франко рассказывает о своем восприятии России и ее отношений с Европейским союзом.
- Масштабы масштабами, но в последнее время много говорилось и писалось о том, что в отношениях между Европой и Россией произошел откат. Наиболее зримо Евросоюз и Россия разошлись в восприятии и оценке "оранжевой революции" на Украине. Что вы думаете по этому поводу?
- Прежде всего я не считаю, что отношения между Европейским союзом и Россией ухудшились. Я думаю, что мы просто стали гораздо подробнее обсуждать и более конкретно рассматривать многие вопросы, стали больше заниматься их сутью, что и отражает стратегическое партнерство, характеризующее наши отношения.
Особенно хочу подчеркнуть, что в течение последнего года мы подробно обсуждаем пути построения четырех общих пространств. Когда мы только заявляли, что строим стратегическое партнерство, проблем не было. Вопросы всегда возникают, когда приступают к определению конкретного содержания стратегических отношений. Тогда выясняется, что у нас могут быть разные интерпретации, разное понимание экономической среды, роли гражданского общества и других вопросов, по которым ведется обсуждение.
Украина тоже может служить иллюстрацией того, о чем я сейчас говорил. Ибо выявились разные мнения о том, кому Украина ближе - России или Европе. Но при всех этих разночтениях все-таки был найден выход из ситуации, сложившейся после второго тура украинских выборов, и этот компромисс был найден в сотрудничестве между председателем Госдумы Борисом Грызловым и Верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой. Я думаю, что сейчас уже нет разночтений в понимании роли и места Украины: Украина - это связующий элемент между Европой и Россией.

Сергей Лавров наводит мосты через Днепр
КоммерсантЪ (газета), ТАРАС Ъ-ЗАГОРОДНИЙ, Киев; СЕРГЕЙ Ъ-СТРОКАНЬ, 21-02-2005

Сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров посетит Украину с рабочим визитом. В Москве на эту поездку возлагают большие надежды -- после дипломатического неудачи господина Лаврова в Грузию и резкого ухудшения отношений с Кишиневом в преддверии парламентских выборов в Молдавии российским властям во что бы то ни стало укрепить свои пошатнувшиеся позиции на постсоветском пространстве. Договорившись с Украиной проводить единую политику в отношении Молдавии и удержав Киев в Едином экономическом пространстве, Россия могла бы отстоять свое лидерство в СНГ. Однако повестка переговоров в Киеве не оставляет Москве особых шансов на прорыв.
Главной задачей визита является начало разработки межгосударственного Плана совместных действий на 2005 год, о котором договорились 24 января в Москве Владимир Путин и Виктор Ющенко. Примечательно, что со времени вступления в должность нового президента Виктора Ющенко Украину впервые посещает российское официальное лицо такого ранга. Ранее интересы России на Украине представлял спикер Госдумы Борис Грызлов, который, по мнению украинских политиков играл роль наблюдателя и не был уполномочен обсуждать вопросы двусторонних отношений.

Сергей Лавров снова отправляется на передовую
Независимая Газета, Татьяна Ивженко, 21-02-2005

Сегодня в Киеве продолжится череда унижений, которой подвергается в последнее время российское внешнеполитическое ведомство. Министру иностранных дел Сергею Лаврову после крайне сложного визита в Грузию предстоит посетить Украину. Судя по всему, киевские переговоры пройдут в такой же нервозной обстановке, как и тбилисские. Итогом их, по прогнозам аналитиков, станет такая же неопределенность. Лавров поставлен в условия, когда он должен вести совершенно бесперспективный диалог с теми, с кем отношения официальной Москвы ухудшились до критической точки. Не имея возможности что-либо изменить в официальной линии своего государства, Сергей Лавров тем не менее вынужден принимать на себя огонь критики в тех странах, которые постепенно превращаются в "антироссийскую зону" на территории СНГ.
Еще на прошлой неделе в Киеве планировали, что этот визит станет этапным в подготовке будущего визита Владимира Путина.
Однако за несколько последних дней закулисная ситуация в украино-российских отношениях изменилась так, что Кремль фактически выставил украинскую сторону на посмешище, официально объявив, что визит Путина не планировался ни в марте, ни в апреле, ни в мае.

ПРОТИВОГАЗ ТУРКМЕНБАШИ
Газета, 21-02-2005

Туркмения из-за разногласий по цене газа уже почти два месяца не поставляет топливо в Россию. В минувшую пятницу глава "Газпрома" Алексей Миллер встретился с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым. Но о цене они так и не договорились.
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в минувшую пятницу второй раз за последние две недели ездил в Туркмению. Стороны с конца прошлого года не могут согласовать цену поставок туркменского газа. В декабре Туркмения неожиданно решила с 2005 года поднять цену на газ для России и Украины на 16 долларов - с 44 до 60 долларов за тысячу кубометров. А в ночь на 1 января Ашхабад вообще прекратил поставлять газ.
Глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко побоялся остаться без топлива и пошел на уступки туркменам.

Цепная реакция свободы
Независимая Газета, Юлия Петровская, Артур Блинов, Андрей Ваганов, 21-02-2005

Накануне встречи в Братиславе между президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем наметился серьезный поворот в российско-американских отношениях. Об этом свидетельствуют признанное Вашингтоном стремление влиять на демократические процессы путем "революций" в странах СНГ, а также продекларированная попытка установления контроля над ядерными объектами России через инициативу создания контролирующих пунктов "стратегического сотрудничества". Задачей последних станет совместное наблюдение за безопасностью "объектов повышенной ядерной опасности", и соответствующие документы, по имеющимся данным, уже готовы к подписанию.
Как заявил накануне братиславского саммита новый первый заместитель госсекретаря Роберт Зеллик, США выделяли и будут выделять средства через Национальный фонд демократии на "демократическое развитие" в бывших советских республиках. При этом он признал, что работа с "российским окружением" имеет своей целью демократизацию самой России. "Мы пережили знаменательные события на Украине. Одним из моментов, которые повлияют на Россию, будет осознание того, что ее отношения с Западом - с Соединенными Штатами, с Европейским союзом, со свободной Украиной - создают для нее возможность тоже открыть свое общество и что будущее - это не ползучий авторитаризм".

Революционный грузинский шаг
Время новостей (газета), Елена СУПОНИНА, Тбилиси--Москва, 21-02-2005

Министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили считает, что все проблемы между Москвой и Тбилиси можно урегулировать революционными темпами в двухмесячный срок, начав отсчет с 1 марта. Как стало известно "Времени новостей", глава грузинской дипломатии предложила до 1 мая решить или хотя бы согласовать вопросы, касающиеся российских военных баз, создания общего антитеррористического центра, делимитации границы, подписания большого рамочного договора между двумя странами, и визовые вопросы. За это же время экспертные группы должны найти пути урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
В случае успеха грузинский президент Михаил Саакашвили приедет в Москву 9 мая на празднование 60-й годовщины Победы не только для того, чтобы встретиться с коллегами, но и чтобы подписать с Владимиром Путиным важные соглашения. В Тбилиси, правда, пока не увязывают саму возможность приезда Саакашвили 9 мая в Россию с тем, принесет ли результаты двухмесячный ударный труд. "Этот срок не ультиматум друг другу, эти два месяца просто станут своеобразным испытательным периодом", -- объяснила глава МИД Грузии. Российский министр согласился с идеей "в ближайшие два месяца провести интенсивные консультации".

"Все зашло в тупик"
Ведомости (газета), Василий Кашин, 21-02-2005

Первый визит российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Грузию оказался совершенно бесплодным. Грузинское руководство уведомило его о том, что готово к компромиссам с Россией, но не намерено идти ни на какие уступки.
После прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили осенью 2003 г. отношения между Москвой и Тбилиси обострились. Грузия подозревает Россию в поддержке Южной Осетии и Абхазии, которые не признают юрисдикцию Тбилиси, и требует скорейшего вывода со своей территории российских военных баз. А Москва обвиняет Грузию в том, что ее территория превратилась в перевалочную базу для международных террористов, проникающих в Чечню.
В минувший вторник Лавров поделился с журналистами "впечатлением, что грузинская сторона не готова к продвижению вперед", заметив, что ситуацию прояснит его визит в Тбилиси, намеченный на пятницу. Но уже на следующий день между двумя странами разгорелся новый дипломатический скандал...

Грузия дала России двухмесячный испытательный срок
Известия (Москва), Наталья Ратиани, 21-02-2005

Россия и Грузия должны за два месяца найти взаимоприемлемые решения по шести самым спорным пунктам в двустороннем диалоге. Таков основной и неутешительный для обеих сторон итог визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Грузию. Переговоры идут уже десять лет, поэтому непонятно, почему министры иностранных дел России и Грузии считают, что к маю удастся выйти из создавшегося тупика и при этом учесть законные интересы друг друга.
Несмотря на непростой фон переговоров - митинги протеста у стен российского посольства и здания МИД Грузии из-за истории с непосещением российской делегацией мемориала павшим героям за территориальную целостность Грузии, - Лавров предпочел в минувшую пятницу после переговоров "не поддаваться эмоциям". Эмоциям в конечном итоге предпочла не поддаваться и министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили: "Это не ультиматум друг другу, а своеобразный испытательный период для продвижения не на словах, а на бумаге в переговорном процессе".

Два сверхдержавных "одиночества"
Независимая Газета, Константин Воронов, 21-02-2005

Встречи на высшем уровне перестали возбуждать любопытство публики, однако предстоящий 24 февраля в Братиславе российско-американский саммит содержит интригу. Сегодня ни Вашингтон, ни Москва не испытывают переизбытка в друзьях. У президента Джорджа Буша немало озабоченностей: сложная ситуация в экономике, усиление Китая, формирование самостоятельного "центра силы" в лице Евросоюза, проблемы умиротворения в Ираке. Для Владимира Путина помимо решения главных внутренних проблем важно преодолеть угрозу внешней изоляции. Все это побуждает обоих президентов заняться обновлением параметров двусторонних связей.
В беседе с Путиным Буш не может не выразить недовольство действиями Москвы в Чечне и замедлением демократического процесса. В то же время под давлением тысяч американских инвесторов, купивших акции российских компаний и понесших значительные убытки, он будет вынужден более жестко высказаться о "деле ЮКОСа" как примере недопустимого вмешательства Кремля в экономику. Буш не может не напомнить и об обещанных ранее поставках нефти из Мурманска, затронет скорее всего и тему необходимости улучшения инвестиционного климата в России.
В то же время американской администрации сейчас необходимы громкие успехи. Для этого в Белом доме готовы пойти на раскрутку нового витка вовлечения Москвы в партнерство с США. Вашингтон понимает, что его дальнейшее расширение влияния на постсоветском пространстве путем "экспорта демократии" - даже после недавней удачи на Украине - невозможно без молчаливого согласия России.

АЛЬХЕН-ХРАНИТЕЛЬ
Новая газета, Роман ШЛЕЙНОВ, 21-02-2005

Если какой-нибудь немец, американец или, скажем, англичанин вдруг обнаружит, что министр, ведающий здравоохранением и социальной защитой, хоть каким-то боком, но связан с фирмами, работающими в той же сфере, министра съедят прямо за круглым правительственным столом. Он больше никогда не войдет в казенный кабинет (разве что на допрос), и им почти наверняка займутся прокуратура и суд. То же самое случится, если похожим предпринимательством увлекутся члены его семьи или близкие родственники.
Но даже если министр исключительно хорош и не замечен в грехах, после своей отставки по существующим в приличных странах законам он все равно не смог бы работать в компаниях, действующих в сфере влияния его министерства. Это называется "золотое парашютирование" и даже в далекой от Европы Японии преследуется по закону.
Такие правила в мире действуют довольно давно и спасают госчиновников от искушения злоупотребить положением в пользу особо близкой коммерческой организации. У нас нетронутое поле этих искушений простирается от горизонта до горизонта. И особенно заметна в нем крупная фигура министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.
Повод для страстей нешуточный - учрежденные в свое время или самим Зурабовым, или его родственниками и знакомыми фирмы все как одна работают в области здравоохранения и социальной защиты: занимаются лекарствами и пенсиями, обеспечивают больницы медицинской техникой и предметами ухода за пациентами.
Предметы ухода - это, по-видимому, еще и похоронные принадлежности, поскольку некоторые учредительские связи тянулись от семьи министра Зурабова к фирме, чье название по странной случайности один в один совпадает с названием известной сети похоронных контор.

Беженцев нет - вопросы остаются
Независимая Газета, Милрад Фатуллаев, 21-02-2005

Когда зимой прошлого года в Ингушетии закрыли последний палаточный лагерь беженцев из Чечни, начальник Миграционной службы МВД РФ Игорь Юнаш обещал заняться возвращением на малую родину тех, "кто нашел приют в общежитиях, коровниках, сараях и в Панкисском ущелье Грузии". При этом вопреки закону о статусе вынужденного переселенца были напрочь забыты те, кто находится на территории мятежной республики: они, несмотря на то что вернулись, сохраняют статус беженцев. А ликвидация палаточных лагерей привела к замалчиванию самой проблемы беженцев как в Чечне, так и за ее пределами (не говоря уже о Панкисском ущелье). Туманной завесой покрыт вопрос о выплатах им компенсаций.
Три года назад президент Ингушетии Мурат Зязиков предлагал создать две отдельные программы по беженцам - по тем, кто вернулся в Чечню, и тем, кто решил остаться в Ингушетии или других субъектах РФ. В этом случае было бы ясно, какова судьба и тех и других, в какой конкретно помощи (согласно тому же закону о вынужденных переселенцах) они нуждаются. Однако во многом благодаря снижению остроты этой проблемы ответа не последовало, хотя, по данным немецкой гуманитарной организации НЕLР, в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии оставалось примерно по 20 тыс. беженцев. На территории бывшего машиноремонтного объединения "Рассвет" до сих пор стоит больше 80 брезентовых жилищ. Небольшие палаточные "селения" сохранились еще аж со времен прихода к власти в Чечне Масхадова.

Без фальши
Независимая Газета, Петр Поспелов, 21-02-2005

В начале минувшей недели правительство РФ провело очередное совещание по социальным вопросам, на котором обсуждались первые итоги монетизации. Особое внимание премьер Михаил Фрадков уделил обсуждению дел с дополнительным лекарственным обеспечением льготников.
Главным докладчиком по этому в прямом смысле слова "больному" вопросу выступал Михаил Зурабов. Отчитавшись перед кабинетом, министр здравоохранения и социального развития отбыл на юг страны, где народ, судя по сообщениям из регионов, особенно взволновался. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Астрахань - вот основные пункты назначения министерского десанта. Министр Зурабов решил на месте разобраться, какие проблемы есть у регионов, и помочь их решить.
Выписка бесплатных лекарств в южных городах резко увеличилась, и ажиотаж вокруг льготных препаратов не спадает. Люди пытаются даже закупать лекарства впрок. А местные власти в некоторых регионах - нет, нельзя сказать, что поддерживают панику среди льготников, но в какой-то степени занимают позицию стороннего наблюдателя. Между тем реформа нуждается в реальной поддержке именно региональных властей. Ведь именно они способны сделать переход на новую систему более разумным и безболезненным. И положительные примеры самостоятельной работы по налаживанию полноценного снабжения льготников лекарствами в регионах уже есть.

Военно-морской флот объявляет тендер
КоммерсантЪ (газета), КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ; АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, Санкт-Петербург, 21-02-2005

По сведениям Ъ, до конца февраля управление кораблестроения военно-морского флота (ВМФ) России наконец объявит тендер на строительство новых фрегатов, неоднократно переносившийся в течение последних трех лет. Это первые надводные корабли дальней морской зоны, которые будут заложены для российского ВМФ после 15-летнего перерыва. За право строить фрегаты намерены бороться крупнейшие судостроительные заводы России.
Как недавно объявил главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, в рамках действующей кораблестроительной программы в ближайшие годы будут строиться лишь небольшие корабли ближней и дальней морской зоны -- корветы и фрегаты. Приоритет на строительство малых по водоизмещению кораблей адмирал Куроедов объяснил их ограниченным сроком службы, быстрым старением, а также невозможностью бесконечного продления сроков службы старых кораблей и тратой денег на их частые ремонты.

ДУМА ОТМЕЛА ИДЕЮ МОНЕТИЗАЦИИ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Новая газета, Вероника ЧУРСИНА, 21-02-2005

"Льгот у членов правительства нет - есть условия работы". Таким афоризмом спикера Бориса Грызлова завершилось в минувшую пятницу обсуждение законопроекта о частичной монетизации льгот для этой немногочисленной категории российских граждан.
Идея компенсации затрат на медицинское и санаторно-курортное обслуживание и социально-бытовое обеспечение правительственных чиновников была озвучена представителем фракции ЛДПР Алексеем Митрофановым.
Поддержали идею монетизации правительственных льгот при голосовании лишь 37 депутатов.

КОНСУЛЬТАНТ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Газета, 21-02-2005

На этой неделе исполнится год со дня отставки Михаила Касьянова с поста российского премьера. Похоже, заканчивается и долгая пауза в его карьере. По данным Газеты, в ближайшее время Касьянов объявит о создании собственной консалтинговой компании. Ясно, что консультации экс-чиновника такого уровня могут быть востребованы, прежде всего, крупными российскими и зарубежными компаниями. Однако эксперты, отмечая уникальные связи бывшего премьера, все же сомневаются, что он сможет успешно лоббировать интересы бизнеса в коридорах власти. За все время после отставки Касьянов так и не был востребован государством, не получил поддержки и его проект создания международного инвестиционного банка.
Поиск новой работы для Касьянова оказался долгим. "На государственную службу я идти не хочу, остаются общественная деятельность и бизнес", -- заявил Касьянов год назад, сразу после отставки. Тогда ему прочили место лидера СПС или гипотетической новой "либеральной" партии, но стать публичной общественной фигурой Касьянов не захотел и стал искать себя в бизнесе. Правда, в бизнесе государственном.

Надежда на фрегат
Время новостей (газета), Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, 21-02-2005

Российский оборонно-промышленный комплекс ждет схватки за право выполнить беспрецедентный заказ для военно-морских сил. Как стало известно "Времени новостей", в марте Минобороны объявит закрытый конкурс на строительство фрегата проекта 11356. Беспрецедентным этот тендер сделают две причины. Во-первых, цена вопроса -- 400 млн долл., за столь огромные суммы российские армия и флот давно уже ничего не заказывали. Во-вторых, фрегат (особенно в том случае, если будет построена серия кораблей проекта 11356) кардинальным образом повлияет на качественный состав российских ВМС.
Основу отечественного флота составляют силы стратегического сдерживания и сопровождающие их суда. Фрегат же предназначен не для ударов по вероятному противнику в другом полушарии, а для борьбы с кораблями, подлодками и самолетами противника непосредственно в той зоне, где он находится. Для этого корабль, который по огневой мощи приравнивают к крейсеру (его советским прародителем был сторожевик проекта 1135, класс "Кривак" по классификации НАТО), буквально нашпигован вооружением. Его ударную силу формируют 100-миллиметровые артиллерийские установки, ударные ракетные комплексы "Клаб-Н", зенитные ракетные комплексы средней дальности "Штиль", зенитные ракетно-артиллерийские автоматы "Каштан", торпедные аппараты и реактивные бомбометы, а также противолодочный вертолет.

Неглавный приоритет
Независимая Газета, Артем Мальгин, 21-02-2005

Анализ СМИ за прошедшие четырнадцать лет показывает - Прибалтика появляется в нашем информационном поле только по ее собственной "инициативе". Российская власть и российский бизнес Прибалтикой не (сильно) заинтересованы. Появление балтийской тематики, как правило, связано с негативными или скандальными (прежде всего в отношении России) информационными поводами. Неприемлемое поведение части правящих кругов балтийских государств в отношении 60-летия Победы во Второй мировой войне, к сожалению, стало именно таким поводом.
Эмоциональность настоящей ситуации не снимает возможности и необходимости рационального анализа ситуации в государствах Балтии, перспектив отношений с нашей страной и места этих отношений в европейской политике.
Элита балтийских государств по-прежнему подвержена политико-психологическим комплексам, связанным с прошлым. Полноценную историю своих стран в новейшее время официальная пропаганда фактически сводит к трем межвоенным десятилетиям, тем самым обедняя, а фактически отрицая прошлое собственных народов. Между тем значительная часть других европейских народов также вплоть до начала, середины или даже конца двадцатого века развивалась в рамках многонациональных империй. Нездоровое представление об эксклюзивности своего исторического опыта ведет к искаженному анализу крупных исторических событий, например Второй мировой войны, равно как и к экстраполяции этого искаженного видения на реалии и перспективы современной европейской политики.

НОВЫЕ ЛИШНИЕ
Газета, 21-02-2005

Сообщение о том, что бывший глава правительства Михаил Касьянов вскоре возглавит собственную консалтинговую фирму, вновь привлекло внимание наблюдателей к фигуре отставного главы правительства (материал об этом читайте на странице 19). Безусловно, оно явилось удачным пиаровским ходом, призванным развеять волну всевозможных домыслов и предположений, в последнее время окружавших фигуру экс-премьера. А заодно и предоставило повод поразмышлять о судьбе "бывших" в современной российской политике. Уж слишком нетипичной по сравнению с его предшественниками выглядела судьба Касьянова после ухода с высокого государственного поста. Уволенные премьеры у нас поначалу пробовали себя на ниве партстроительства и партийной деятельности, делая это либо по согласованию с Кремлем (Черномырдин, Кириенко, Степашин) либо же, напротив, в пику ему (Примаков). Однако поскольку никому из них это занятие так и не принесло политических дивидендов, в конечном итоге отставные премьеры большей частью снова оказывались на государственной службе или же устраивались поближе к крупному бизнесу.
Безотносительно к Касьянову, невостребованность фигур, некогда занимавших серьезные позиции в государственной администрации и политическом классе, превращение их в новых "лишних людей" является тревожным симптомом для российской политики. В обществе постепенно закупориваются каналы для вертикального и горизонтального продвижения.

ОТ РЕДАКЦИИ: Анкор, еще анкор
Ведомости (газета), 21-02-2005

Инвестиционный рейтинг от Standard Poor's, огромные экспортные доходы бюджета и стабфонд в $20 млрд стали не только залогом финансового благополучия, но и источником проблем для российских финансовых властей. Главный российский кредитор - Германия - не только отказался предоставить дисконт в 10% от номинала погашаемой суммы, но и требует премию в 2,5% к этому номиналу.
Аналитики считают, что даже с премией погашение выгодно. К примеру, еврооблигации с погашением в 2030 г., схожие по условиям с долгом Парижскому клубу, сегодня котируются заметно выше - с премией 6,25% к номиналу против 2,5%, которые требует Германия. Но Минфин опасается, что переговоры с Парижским клубом зайдут в тупик - премия политически неприемлема для правительства.
Однако Россия уже добивалась от кредиторов уступок при реструктуризации долга в $32 млрд Лондонскому клубу коммерческих кредиторов.

Предпраздничная репетиция армейской фронды
Независимая Газета, Владимир Мухин, 21-02-2005

Кадровые военные готовы поддержать 23 февраля протестные действия военных пенсионеров и ветеранов-интернационалистов, недовольных социальной реформой. О подготовке к протестным акциям шла речь в субботу на Всероссийском офицерском собрании (ВОС), которое было поддержано Военно-державным союзом России, Союзом офицеров, Союзом казаков и другими организациями военно-патриотической ориентации. Собрание оказалось под угрозой срыва: ни один московский конференц-зал не захотел принять оппозиционно настроенных офицеров. В итоге они провели два мероприятия: совещание-митинг под открытым небом, а по окончании - полуподпольное собрание активистов на конспиративной квартире.
Инициатором совещания был председатель Военно-державного союза России (ВДСР) генерал-полковник Леонид Ивашов. В армии говорят, что Ивашов подхватил знамя у погибшего лидера офицерского движения 90-х годов генерала Льва Рохлина. Гостелеканалы показывали ВОС как предпраздничное мероприятие отставных офицеров. На самом деле среди присутствующих были не только отставники, но и действующие офицеры. Генерал Ивашов сказал корреспонденту "НГ", что не может назвать точную цифру "посланцев военных гарнизонов", поскольку из-за отказа московского ОМОНа допустить собравшихся в арендованный ими конференц-зал здания Академии управления при президенте России, "не было возможности всех их зарегистрировать пофамильно". Но, по словам Ивашова, среди прибывших он видел как минимум трех действующих генералов.

Судьбу правительства выставили на комиссию
КоммерсантЪ (газета), ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА, 21-02-2005

Сегодня должен быть дан официальный старт подготовке бюджета-2006. Однако этого не произойдет, так как в правительстве до сих пор не договорились о том, кто возглавит бюджетную комиссию. Председатель правительства Михаил Фрадков намерен лично руководить бюджетным процессом. По данным Ъ, министр финансов Алексей Кудрин собирается затянуть решение вопроса. Эта на первый взгляд сугубо аппаратная интрига, которая началась на последнем заседании правительства 17 февраля (см. Ъ от 18 февраля), может привести к программному кризису в правительстве.
По Бюджетному кодексу, правительство начинает работу над бюджетом на следующий год "не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года". В Белом доме уверены, что этот срок исчисляется с 20 февраля. По данным Ъ, Алексей Кудрин на прошлой неделе уже внес в правительство проект плана подготовки трехлетнего бюджета на 2006-2008 годы. Кроме того, господин Кудрин 11 февраля уже представил этот документ президенту. Как стало известно Ъ, этот проект должен был рассматриваться на заседании кабинета 17 февраля. Однако по настоянию Михаила Фрадкова рассмотрели только небольшую часть документа, а именно вопрос о создании бюджетной комиссии и о ее председателе. До этого года вопрос о председателе бюджетной комиссии считался формальным, им по статусу становился министр финансов. Алексей Кудрин председательствовал в этой комиссии с 2000 года. Однако бюджет-2006 по замыслу господина Кудрина должен стать первым бюджетом, "ориентированным на результат". Речь идет не просто о бюджете на один год, а о подготовке основных параметров сразу на три года -- до 2008 года.