Черно-голубое кино
На "Оскаре" вышло
"Столкновение"
источник
Предсказуемая, филигранно отработанная и оттого неизбежно
скучноватая церемония раздачи "Оскаров" в лос-анджелесском
Kodak Theatre завершилась неожиданным финалом: вместо шедшей
впереди по всем рейтингам "Горбатой горы" обладателем
главного "Оскара" стало гораздо менее раскрученное
"Столкновение". Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
"Оскар"
в этом году был окрашен в цвета меньшинств – голубой и черный.
О первом было предостаточно сказано в дни оскаровской кампании,
гейская тема задала тон и началу церемонии, которую качественно,
порой даже не без блеска провел журналист Джон Стюарт, хотя
ему и трудновато было бороться с заранее написанными репризами.
Однако голубой юмор скоро истощился, уступив место черно-белому
политическому пафосу. Показали большую подборку фрагментов
из проблемных фильмов, в основном антирасистской тематики.
Другая подборка, которую представляла живая легенда Лоран
Бэкол в черном брючном костюме, была посвящена эпохе "нуара",
то есть "черного" фильма о гангстерах и прочих "плохих
парнях". Даже черные платья голливудских красавиц (от
Шарлиз Терон до Дженнифер Энистон) работали на общее ощущение
весьма ограниченной цветовой гаммы. Ее разнообразили разве
что призы, врученные по техническим и второстепенным номинациям
фильмам скорее живописным и развлекательным, чем проблемным.
По три "Оскара" осталось у "Кинг-Конга"
(за визуальные эффекты, звук и звуковой монтаж) и "Мемуаров
гейши" (за работу оператора, художника и костюмы).
Почти сразу стало ясно, что безусловного лидера в этом году
не будет и победит коллективный проект "политкорректность".
Вот его составные части. Это Филип Сеймур Хофман ("Оскар"
лучшему актеру), сыгравший прогрессивного писателя-гомосексуалиста
Капоте в одноименном фильме и выбивший из игры Хита Леджера
("Горбатая гора") с Хоакином Фениксом ("Переступить
черту"). Это Джордж Клуни из разоблачительной "Сирианы"
("Оскар" лучшему актеру второго плана), ради роли
наивного цээрушника набравший вес в 100 кг и чуть не сломавший
на съемках хребет. Это Рэйчел Уайз из "Преданного садовника"
("Оскар" лучшей актрисе второго плана), героиня
которой жертвует жизнью, чтобы разоблачить гнусное лицо фармацевтических
корпораций и привлечь внимание к бедам коренного населения
Африки.
Исключением в этом ряду стал "Оскар" для Риз Уизерспун
за лучшую главную роль в фильме "Переступить черту":
ее академики предпочли не только красавицам Кире Найтли и
Шарлиз Терон, но даже Фелисити Хуфман, сыгравшей в "Трансамерике"
транссексуала. В конце концов, надо было бросить хоть какую-то
кость простым добропорядочным зрителям, которые видят в Риз
"свою в доску" блондинку, американку, которую, как
сострили на церемонии, каждый хозяин загородного дома охотно
взял бы садовницей или горничной. Правда, чтобы заработать
"Оскар", Риз Уизерспун пришлось показать способность
к новым воплощениям: изображая кантри-звезду Джун Картер Кэш,
она перекрасилась в брюнетку и запела.
Но
это, повторяю, исключение. Даже награда за лучшую песню досталась
негритянской группе, исполнившей для фильма "Укради и
продай" мотивчик "Трудно быть сутенером". А
лучшим зарубежным фильмом признан вовсе не палестинский "Рай
сегодня", вызвавший предоскаровский скандал и, по мнению
многих, прославляющий подвиги фанатиков-террористов, а южноафриканская
криминальная мелодрама "Цоци". Я лично в таком исходе
не сомневался: "Цоци" просто не мог не растопить
сердца академиков. Фильм назван по прозвищу главного героя
– чернокожего мальчишки-бандюгана, который чуть не убивает
зажиточную семейную пару и, не желая того, оказывается похитителем
их младенца. В финале юный преступник под влиянием нахлынувших
чувств к ребенку перековывается в сознательного члена общества.
При всей иронии, которую способен вызвать этот сюжет, он безупречно
срежиссирован и разыгран актерами. Дядюшка Оскар, как известно,
обожает фильмы о мальчиках, а тут еще два чернокожих ребенка
– это ведь просто находка.
Отдельным моментом церемонии стало чествование Роберта Олтмена.
Его отлично провели Мерил Стрип и Лили Томлин, сыгравшие двух
сестер в последнем олтменовском фильме "Друг прерий".
Восьмидесятилетний ветеран и enfant terrible Голливуда, ни
разу в прошлом не удостоенный академической награды, признался,
что считал для себя оскаровскую историю законченной, но тут
же поправился, сказав, что десять лет назад ему пересадили
сердце тридцатилетней женщины, так что у него еще лет сорок
впереди.
Основная интрига разыгралась под занавес церемонии, когда
обнаружилось, что "Горбатая гора" обходит всех,
собрав три важных "Оскара", в том числе второй по
значимости – за режиссуру Энга Ли. Казалось, восхождение к
четвертому и главному неизбежно. Были произнесены все возможные
шуточки по поводу гомосексуального подтекста классических
вестернов, процитированы ковбойские фразы типа: "Можно,
я посмотрю на твой винчестер". Или: "Что бы ни случилось,
это будет строго между нами и лошадью". Однако финал
опроверг надежды одних и опасения других. Так же как не прошел
экстремизм "Рая сегодня", так и "Оскар"
окончательно не поголубел. Главная статуэтка досталась создателям
картины "Столкновение", которая с самого начала
производила впечатление темной лошадки оскаровской гонки (занятно,
что она уже прошла в российском прокате и вышла на видео,
не вызвав ровным счетом никакого ажиотажа). Действие этой
мультиэтнической драмы происходит в течение 36 часов в Лос-Анджелесе.
Герои – чернокожий адвокат и его жена, иранец–хозяин магазина,
двое полицейских, корейская семейная пара, двое угонщиков
машин, мексиканский слесарь. Тема – напряженные расовые отношения
в современном мегаполисе. В ролях среди прочих актеров – Сандра
Баллок и Мэтт Дилон.
Режиссер "Столкновения" – Пол Хэггис. Ему было
уже под пятьдесят, когда он бросил успешную карьеру на телевидении
и написал сценарий "Малышки на миллион", сумев увлечь
этой идеей Хилари Суонк, Моргана Фримана и Клинта Иствуда.
Хэггис собирался сам ставить фильм, но в это время он уже
был занят работой над "Столкновением", и Иствуд
попросил уступить ему режиссерское кресло. "Малышка"
вышла раньше и к изумлению всех отхватила в прошлом году "Оскара".
Еще более сенсационен оскаровский успех дебютного фильма Хэггиса.
Режиссер задумал "Столкновение" после того, как
у него самого угнали машину. Во время съемок Хэггис пережил
инфаркт, но отказался от помощника и собственноручно завершил
картину. Он уже успел написать новый сценарий для Иствуда,
а сам будет снимать новое кино по идее и под продюсерским
началом Спилберга. Несмотря на то что "Столкновение"
было снято еще в 2004 году и вышло на американские экраны
в мае 2005-го, о нем не забыли – как не забывают американцы,
живущие в больших городах, о ежеминутном напряжении и таящейся
за углом опасности. Лошадка оказалась запряжена на долгий
перегон и вот – добежала до "Оскара".
|