Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Неделя Святой Троицы, (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа, или Пятидесятницы

В 10-й день по вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деян. 1:13), находившейся "на горе Сионской," "бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну" (как бы от несущегося сильного ветра). "Это не был собственно ветер шумящий, а шум, подобный как бы тому, как бывает от сильного ветра, но без ветра." Шум этот наполнил "весь дом, идеже бяху седяще," не одни только апостолы, но, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, и прочие верующие во Христа (Деян. 1:16). В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, они были "яко огненны," т. е. имели только вид огня; они лишь свет или, но не жгли. Непосредственно за этими, или даже вместе с этими внешними явдениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих еобытие: "исполнишася вси Духа Свята." Как скоро огнь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу.

И все они "начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати:" каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь ином, дотоле ему неизвестном языке, — на языке страны, где он не жил и языка которой никогда не изучал; знание этого языка было для него исключительно даром Духа Святого; и сила Духа Святого прежде всего обнаружилась даром языков, потому что этот дар прежде всего был необходим для апостолов, чтобы они могли распространять Евангельскую проноведь во всем мире.

Между тем шум бурного дыхания с неба привлек целые тысячи из иудеев к апостольской храмине. Увидев стекающийся к ним народ, верующие с хвалениями и песнопениями на устах вышли на плоскую кровлю дома, в котором они находились; ибо естественно предполагать в них, исполненных святой радостью, желание и стремление возвещать славу Божию, в них открывшуюся, нред другими людьми. Они вещали "величие Божие" (Деян. 2:11), которое открылось теперь для них во всей полноте и свете; прославляли Божие всемогущество, милосердие и премудрость, величали Господа Иисуса, исповедывади, что Он есть Христос, возвещенный древними пророками, Искупитель наших грехов, что Он воскрес и, вознесшись на небо со славой к Отцу, ниспослал Святого Духа, научающего всякой премудрости, и, наконец, благодарили Бога за все, чего удостоились по благодати Христовой.

Слыша эти слова хвалы и благодарения, все, собравшиеся около апостольской храмины, были поражены новым, неожиданным и непонятным для них явлением: каждый из учеников Христовых, которые были по происхождению большею частию галилеяне, люди неученые, необразованные, от которых и ожидать нельзя знания какого-либо иностранного языка, кроме их галилейского наречия, — каждый из них говорил на каком-либо иноземном языке, так что, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, между говорившими о великих делах Божиих слышал какого-нибудь одного, который прославлял Бога на языке его страны. От удивления перешли к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал: "изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит"?

Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. Тогда святой апостол Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами святого апостола Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они "умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "что же нам делать, мужи братия?" "Покайтесь," отвечал им святой апостол Петр, "и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа," и вы не только будете прощены, но и сами "получите дар Святого Духа;" ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и "детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш." После сего " ;охотно принявшие слово" апостола Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились (Деян. 2:1-41), и новая Церковь из 120 (Деян. 1:16) выросла до 3000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В намять этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов.

Называется этот праздник еще Троицыным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в яснейшем свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и святая Церковь, уча нас "православно" и благочестно исповедывать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и прославляет все три Лица Святые Троицы, участвовавшия в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, — Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и — Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.

Не без особенного значения является совпадение времени сошествия Святого Духа с временем ветхозаветной Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупления и спасения Богом человека. Ко времени Пятидесятницы ученики Господни созрели и возросли духовно; тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Божия, и они явились первыми плодами искупительного дела Христова. Вместе с этим открылась, началась Церковь Христова на земле. День Пятидесятницы был днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и управлявшая людьми чрез письменный закон, закон рабства и смерти, заменилась новозаветной, где люди водятся духом Божиим, духом усыновления и свободы (Рим. 8 гл.). Таким образом, как Пасхой Христовой упразднилась Пасха ветхозаветная, так и новозаветная Пятидесятница заменяет ветхозаветную, с которой началась жизнь по закону.

В песнопениях церковных на день Пятидесятницы прославляется самое событие — сошествие Святого Духа на апостолов и благодатные плоды сего великого события. "Преславная днесь," — воспевает святая Церковь, совершилось перед лицом всех народов "во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех," на учеников Христовых; ныне "Дух спасения апостольская сердца созидает чиста;" ныне облекаются крепостию "Христовою с высоты апостоли: обновляет бо их Утешитель;" ныне Святый Дух явил неученых красноречивыми, рыбарей побеждающими мудрецов словом и изводящими из глубокого мрака "бесчисленные народы;" в трех Лицах познано Существо, поистине Неприступное, Безначальное, Единое, когда излила "свет благодать Духа;" "Божественного Духа нашедшая сила разделившийся древле глас (т. е. язык людей), зле согласившихся, во едино приличие (согласие) Божественне совокупи ведением Троицы вразумляющи верные, в Ней же у твердихомся;" ныне "вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныи мудрости научи, рыбари Богословцы показа, весь собирает собор церковный;" "законом древле проповеданное и пророки, исполнися: Божественного бо Духа днесь всем верным благодать излияся;" "ныне Утешительный Дух на всяку плоть излияся, от апостольских ликов наченший," ко всем верным простирает благодать Свою; "нашедшая сила днесь сия (есть) Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй" и явившийся чрез Сына, сообщающей святость тем, "в нихже вселяется;" "решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языко-огнеобразная Духа благодать."

Прославляя событие Сионское и показывая плоды его, святая Церковь возвышает наши умы и сердца и к познанию Божеских свойств и действий Самого Небесного Посетителя — Духа Божия. Устами святого Григория Богослова она изрекает: "Дух Святый всегда был, есть и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда со Отцем и Сыном вчиняется и счисляется;" "Он — жизнь и животворящ; Он — свет и света Податель; Он — неточная благость и источник благости;" "чрез Него познается Отец и прославляется Сын (Иоан. 16, и), и Сам Он Ими одними знаем;" "Он — Дух премудрости, разума;" "Он — Бог и Боготворит;" "Он разделяет дарования" (1 Кор. 13:11), "венчает пророков, апостолов и мучеников."

Прославляя Святого Духа, торжественное Богослужение настоящого дня содержит в себе и благодарственное прославдение Господа нашего Иисуса Христа, "Иже в сей последний и великий спасительный день Пятидесятницы праздника тайну Святые и Единосущные, и Соприсносущные и Неразделимые и Неслиянные Троицы" показал нам, и "ниспослал учеником Своим Утешителя, якоже обещался," и "благовестники тех поставил благочестивый нашея веры и проповедники истинного Богословия показал." "Во дворех Твоих, — восклицает святая Церковь, — воспою Тя Спаса мира и преклонь колена поклонюся Твоей непобедимей силе, вечер и утро, и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи." Возносит святая Церковь и общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы, "колена душ и телес преклонше," воспевали "Безначального Отца, и Собезначального Сына, и Соприсносущного и Пресвятого Духа" — "Троицу Единосущную," "Равносильную и Безначальную." " ;Приидите людие, — взывает Церковь к чадам своим, — Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо бездетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемы едина сила, едино существо, едино Божество." Но чтобы прославления наши не оставались бесплодными, святая Церковь наставляет часто возноситься к Самому Духу Утешителю с молитвою: "Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша."

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 8.

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, человеколюбче слава Тебе.

Кондак, гл. 8.

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Всесвятого Духа Твоего, Его же от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Накануне Троицына дня совершаются малая вечерня и всенощное бдение.

Великая вечерня совершается со стихословием всей 1-й кафизмы; после входа положен прокимен дне и читаются 3 паремии; на благословении хлебов поется 3-жды тропарь праздника.

На утрене, на "Бог Господь," положен тоже тропарь праздника 3-жды; стихословятся "обычные кафизмы две" (2-я и 3-я); положены полиелей и величание (к которому ставится на средине храма аналой с иконой, изображающей или сошествие Святого Духа на апостолов, или явление Господа Аврааму в виде трех странников); после величания (тропари: "Ангельский собор," не поются), малой ектении и возгласа ("Яко благословися"), положены праздничный седален, степенна — 1-й антифон 4-го гласа, того же гласа праздничный прокимен, и читается Евангелие праздника (оно же входит в первую половину и 9-го утр. воскр. Евангелия); после Евангелия, "Воскресение Христово, не глаголем, но абие псалом 50;" после чтения этого псалма следуют: "Слава," "Молитвами апостолов," "И ныне," "Молитвами Богородицы." "Помилуй мя Боже," стихира праздника: "Царю Небесный," "Спаси Боже люди Твоя" и проч.; после возгласа ("Мил остию и щедротами") и "Аминь," положены 2 канона праздника, с пением ирмосов каждого канона по 2-жды и пение 1-жды после каждой песни на катавасию; тропари положены но 12; "на 9-й песни, Честнейшую не поем," и в Триоди Цветной прямо указан, как и в других песнях, ирмос 1-го канона этой песни; после катавасии 9-й песни ("Нетления искушением" и "Радуйся Царице") произносится малая ектения и, по возгласе ("Яко Тя хвалят") и "Аминь," непосредственно поются праздничные екзапостиларии; после пения великого славословия положен тропарь праздника; отпуст произносится праздничный: "Иже в виде (по служеб., — "в видении") огненных язык с небесе низпославый Пресвятого Духа на святые Своя ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благий и человеколюбец" (см. Пентикостарион).

"На 1-м часе тропарь праздника, по Трисвятом кондак праздника (то же и на прочих часах) и конечный отпуст" (обычный малый).

На литургин поются праздничные антифоны и положено входное: "Вознесися Господи;" вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся;" вместо "Достойно есть" поется (во все дни до отдания праздника) ирмос 9-й песни: "Радуйся, Царице;" отпуст произносится праздничный (с присоединением на нем по обычному порядку имени святого Иоанна Златоустого).

"По отпусте литургии глаголется 9-й час."

Паремия. 1) Чис. 11:16-17; 24-29. 2) Иоил. 2:23-32. 3) Иез. 36:24-28.

Утреннее Евангелие. Иоан. 20:19-23; 65 зач.

Апостол. Деян. 2:1-11; 5 зач.

Евангелие. Иоан. 7:37-52, 8:12; 27 зач.

Богослужебные указания

В самый день святой Троицы совершается, по Уставу, ранее обычного времени (непосредственно без выхода из храма после литургии, совершаемой позже обыкновенного) великая вечерня. Главную особенность этого Богослужения составляет чтение с коленопреклонением особых молитв святого Василия Великого. Читать молитвы с коленопреклонением установлено не на литургии, а на (относящейся к следующему дню) вечерне, в силу запрещения преклонять колена в дни Пятидесятницы. С другой стороны, чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов. к трезвеннейшему и целомудреннейшему совершению) коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, вечерню положено свершать вслед за литургией. В последовании этого вечернего Богослужения святая Церковь возвышенными песнопениями и трогательными молитвами деятельно руководит своих чад к достойному принятию бесценннх даров благодати Божией. Это Богослужениe начинается после обычного возгласа иерея ("Благословен Бог") чт ением молитвы: "Царю Небесный," которой обыкновенно начинается всякое Богослужение, но которая в настояний день и час имеет особенное значение для благоговейно молящихся верующих. воспоминающих сошествие Святого Духа Утешителя.

После этой молитвы читается предначинательный псалом (103-й), а затем произносится великая ектения. В особых 6 прошениях (после прошения: "О плавающих") этой ектении святая Церковь, напоминая христианам о достойном предстоянии особенно в эти минуты во храме Божием, молится о "предстоящих людех," "ожидающих благодати Святого Духа," и просит Бога, чтобы Он, "приняв коленопреклонения наша," ниспослал богатые милости Свои нам и подал небесную помощь требующими её. После ектении и возгласа ("Яко подобает") непосредственно (без стихословия кафизмы) следуют стихиры "на Господи воззвах" (те же, что и на утрене "на хвалитех"), затем бывает вход с кадилом, поется "Свете Тихий" и великий прокимен ("Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса"). После этого прокимна. по внушению святой Церкви, все присутствующие в храме повергаются на колени с чувством сердечного еокрушения, предcтоятель Церкви также преклоняет, к олена во вратах святого алтаря, обратившись лицом к народу, и, таким образом, составив с ними как бы одну благочестивую семью в одной священной горнице, начинает читать особые молитвы святого Василия Великого. Чтение молитв с коленопреклонением (каждый раз предваряемое возглашением — "Паки и паки приклонше колена, Господу помолимся," и пением — "Господи помилуй," 3-жды) бывает:

1.   после пения прокимна,

2.   после ектении "Рцем вси" и возгласа ("Яко милостив"),

3.   после молитвы "Сподоби Господи;" при чем, перед ектенией: "Рцем вси," положена краткая ектения: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас Боже, Твоего благодатию" (после какового прошения, по "Службе в нед. святой Пентикостии," изд. Санкт-Петербургской Син. Тииогр., лик поет: "Господи помилуй," 3-жды, но Уставом положено только 1-жды), "Пресвятую Пречистую" (и проч.). "Тебе Господи," и возглас. "Твое бо есть;" пред чтением: "Сподоби Господи," произносится та же краткая ектения и возглас: "Благоволением и благостию единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым н благим н животворящим Твоимт. Духом, ныне и присно, и во веки веков;" лик — "Аминь." В первой молитве Церковь молить Бога Отца о прощении грехов наших и об освящении нас, во второй — Бога Сына — о даровании нам духа премудрости в испрошении щедрот от Бога, в третьей — Бога Сына, исполнившего спа сение человека и во ад сшедшего, о даровании благодати живущим и об упокоении усопших отцов и братий по вере.

К каждой из этих особых молитв присовокупляется еще по одной из обыкновенных вечерних молитв (о безгрешном препровождении вечера и нощи наступающей), написанных также святым Василием Великим (1-я есть та, которая читается в конце вечерни, чтение 2-й полагается на великом повечерии, 3-я есть 7-я светильничная молитва). После этого торжественного моления следует опять указанная выше краткая ектения и возглас: "Ты бо еся упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков." После этого возгласа (и пения ликом: "Аминь") произносится просительная ектения ("Исполним вечернюю") и проч., по обычаю, кончая возгласом: "Буди держава;" и затем, по Уставу церковному, "сошедшеся оба лика," в знак внутреннего единодушия, мира и братского согласия, продолжающегося и укрепляющегося между людьми также не без помощи небесной, — поют 4 стиховные стихиры, из которых первые три особые, а четвертая (на "Слав а" и "И ныне"), — та же, которая положена (тоже на "Слава" и "И ныне") на великой вечерне накануне Пятидесятницы, на "Господи воззвах." В указанных стихирах воспевается от лица всех верующих духовная радость благочестивых душ о том, что Бог сподобил их Божественного света и издиял благодать Своего Духа Утешителя, обновляющую верных таинственным обновлением разума; внушается радостная мысль, что Дух Святый от времен апостольских непрестанно пребывает в Церкви, и все люди призываются (см. стихиру на "Слава" и "И ныне") к благодарному поклонению Отцу, и Сыну, и Святому Духу, совокупно ниспосылающим на земли благодатный дарования и равно пекущимся о нашем просвещении и спасении.

После этих стихир следует: "Ныне отпущаеши," и проч.; по "Отче наш" — тропарь праздника, затем "Премудрость," "Благослови" и все прочее, как на великой вечерне. Но отпуст положен особый. В нем такими высокими чертами описывается все Божественное домостроительство спасения нашего во Христе: "Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество и обоживый е, последи же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественного же и Святого, ж единосущного, и единосильного, и единославного, и соприсносущного Духа ниспославый на святые Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную: Христос истинный Бог. наш молитвами пречистые пренепорочные святые Своея Матере, святых славных, прехвальных Богопроповедников, и Духоносных апостолов, я всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец."

К особенностям праздника святой Пятидесятницы относится и .то, что в этот праздник по обычаю храмы, равно как и дома верующих, украшаются деревьями, травой, цветами. Так праздновала Пятидесятницу церковь ветхозаветная, принося в этот день начатки жатвы (Лев. 23:10-22; Числ. 28:26). Сообразно с этим обычаем церкви ветхозаветной, вероятно, была украшена и Сионская горница, в которой апостолы в этот праздник приняли Святого Духа. Отсюда этот обычай распространился и во всей Церкви. На этот обычай могла иметь влияние и мысль о явлении Бога в виде трех странников Аврааму у дуба Мамврийского, где стояла куща патриарха. Празднование Святой Троице, Которой некогда поклонился Авраам в Мамврийской дубраве, располагало древних христиан в день Святой Троицы видеть в храмах древесные ветви и цветы, дабы таким образом украшенный храм Божий очевиднее изображал собою ту Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу, где некогда благоволил явиться Триединый Бог. Теперь ветви и цветы приносятся Богу, как н ачатки возобновляющейся весны, но они вместе с тем служат символом Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа процвела, по выражению церковной песни, как крин, и указывают на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого (служа символом самой Его благодати, которой мы испрашиваем в этот день и которая, будучи воспринята душой истинно-верующего, благоухает в нем многоразличными дарами духовными и делами благочестия) и на будущее воскресение умерших братий наших, о которых мы особенно молимся в сей день.

Начало праздника Пятидесятницы современно началу самой Церкви Христовой. Апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силою свыше, не могли, конечно, забыть этого великого дня и не отличать его особенным празднованием. Для них этот день напоминал их вступление в служение всемирное, для новых веровавших во Христа — их призвание в царство Христово, для всех вообще — неизреченно великую милость Божию, явленную роду человеческому.

Блаженный Августин ясно свидетельствует что праздник сошествия Святого Духа на апостолов существует в Церкви от времен апостольских. Должно заметить, что в древности под именем Пятидесятницы разумелся и весь промежуток времени в пятьдесят дней, отделявший праздник Пасхи от праздника Пятидесятницы, и праздник в память сошествия Святого Духа на апостолов, или Пятидесятница в собственном смысле.

Пятьдееят дней после Пасхи уже в древней Церкви были отличены некоторыми особенностями. Так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Кроме того, древняя Церковь, посвящая эти пятьдесят дней радованию о воскресении Спасителя, находила несоответственными с этими днями и потому воспрещала в них коленопреклонения, как напоминание о падении человека.

Что касается самого праздника Пятидесятницы, то он, под именем дня Святого Духа, от самых первых времен праздновался Церковию торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение над оглашенными. В IV веке были составлены св. Василием Всликим читаемые и доныне Церковию на вечерне молитвы и говорены беседы знаменитыми проповедниками. Трудами святых Григория Богослова (VΙ в.), Романа Сладкопевца (VI в.), Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (X в.) составлены в честь праздника многие неподражаемым образом выражающие самые глубочайшие истины православного богословия и необыкновенно возвышенные песнопения, которые и ныне поет святая Церковь.

Нравственной целью установления святой Церковью празднества в воспоминание сошествия Святого Духа прежде всего служит исполнение первого долга пред Богом — Подателем всех благ, — долга благодарности. Ниспослание Святого Духа на землю есть дар столь великий, что в нем заключается для христианина все. Без просвещения Духа Святого мы не получили бы и ясного познания о действиях Самого Сына Божия на земле; без содействия Духа Святого проповедь Евангельская не распространилась бы так быстро в мире, при множестве препятствий, непреодолимых для обыкновенных сил человека; без оживотворения Духа Святого и верующие во имя Иисуса Христа были бы мертвы духовно. Мы имеем слово Божие, потому что Дух Святый глаголал в пророках и апостолах; на земле проклятия открыто доступное для всех явление Божества — Церковь, потому что Дух Святый низвел с Собою освящение, приобретенное грешному роду человеческому заслугами нашего Господа и Искупителя; каждый, вступающий в сие святое общество, получает возрождение к новой, духов ной жизни, потому что Дух Святый, однажды излившись, неотлучно пребывает в Церкви Христовой.

И святая Церковь, в своем Богослужении настоящего дня возвышенными чертами изображая самое событие сошествия Святого Духа на апостолов, со всеми его подробностями, и раскрывая все его величественные и спасительные для нас плоды, — тем самым побуждает нас благодарить Бога Отца, благоволившего даровать нам Утешителя, — благодарить Искупителя нашего Бога Сына, умолившего Отца Своего ниспослать на землю Духа Святого, — благодарить Освятителя нашего Бога Духа Святого, сошедшего на апостолов, а чрез них и на всех верующих, и не возгнушавшегося снизойти и к нашему окаянству. Возбуждая в нас это высокое чувство благодарности к "Благодетелю всех Богу," святая Церковь своими песнопениями с особенной силой внушает нам "славить" и "воспевать" "Безначального Отца, и Собезначального Сына, и Соприсносущного и Пресвятого Духа," и поклоняться "Нераздельной Троице:" "Та бо нас спасла есть."

Воспоминая прошедшее и побуждая нас славить "Трисветлое Существо," святая Церковь вместе с тем, чтобы воспоминание ею празднуемого события было вполне благотворно и спасительно для христиан всех времен, подобно тому, как великое событие Пятидесятницы было благотворно для апостолов Христовых, — своими песнопениями, молитвами и священными действиями располагает, предуготовляет и предочищает чад своих к восприятию благодати Святого Духа, необходимой для их духовной жизни. Поставляя верующих в храме Божием, как бы в самой горнице Сионской, святая Церковь возбуждает в них благочестивый мысли, чувствования и желания, какия одушевляли учеников Господа пред сошеетвием на них Святого Духа, и содействует чадам своим к получению духовных дарований, необходимых для спасения. Направляя к этой цели все совершаемые ею в настоящий праздник песнопения, молитвы и все действия священнослужения, — святая Церковь в Богослужении дня Святой Троицы, в общем его составе и в частных подробностях, располагает и руков одит православных христиан к благочестивому подражанию ученикам и апостолам Христовым для одной святой цели. Все священные песнопения и молитвы и все действия, совершаемые ею при этом случае, проникнуты истинно-христианским духом живой веры в благость и милосердие Бога, Подателя всех благ, — несомненной и вместе глубоко-смиренной надежды на получение высочайших дарований, — пламенной и всеобъемлющей любви к Богу и ближним. Такою же верой, надеждой и благодарной любовью должно одушевляться сердце и каждого христианина, желающего достойно участвовать в священном молении Церкви, и каждый, согласно призыву святой Церкви, возгревая в себе пламенное желание сподобиться небесной благодати Всесвятого Духа, для своего духовного утешения и спасения, должен умиленно и с благоговейным дерзновением взывать: "спаси, Утешителю, верно поющих Боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим Боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала." Все эт о, наконец, внушает христианину заботливость о том, чтобы священному празднованию настоящего дня не противоречила жизнь греховная, чтобы каждый из нас, испрашивая себе обновления и умножения благодати Духа Божия и удостаиваясь благодатного Его посещения в молитве и в таинствах, продолжал блюсти себя, как храм Духа Святого, не оскорбляя Его святого величия.

"Настоящее торжество, — говорит Филарет, митрополит Московский, — не есть простое воспоминание прошедшого, но продолжение апостольского приготовления к приятию оного "Духа," непрестанно "дышащого, идеже хощет." Апостолы, после постоянных и единодушных молитв, "исполнишася Духа Свята;" и не только апостолы, но, по изъяснению святого Златоуста, и пребывавшие с ними ученики, "было же собрание человек около ста двадцати (Деян. 1:16)." И нас ныне Церковь, как и в Иерусалимской "горнице" (Деян. 1:13), во храме сем совокупляет, дабы призвать Утешителя Духа истины, "да приидет и вселится в нас."

"Душа всякого праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день Святого Духа что может быть вожделеннее, как если бы Сей Небесный Утешитель благодатным наитием посетил Свое празднество? Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, но крайней мере тайной искрой огня Своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия." По наставлению святого Иоанна Златоуста, "празднование наше должно быть сообразно с достоинством дарованных нам благ и состоять не в увенчании дверей, но в усовершенствовании душ, не в украшении завесами торжища, но в украшении души одеждою добродетели, дабы, при таком праздновали, нам можно было удостоиться благодати Духа и получить плоды Его."

"Кто же желает сделаться жилищем Христовым и исполниться Духа Святого, для приношения духовных плодов, тому, — как учит святой Макарий Египетский, — должно прежде всего твердо веровать в Господа, всецело предаться требованиям Его заповедей и отречься от мира, так чтобы ум его не занимался ничем видимым; должно также непрестанно пребывать в молитве и с верой в благоволение Господа всегда чаять Его посещения и помощи, потом понуждать себя на всякое дело благое и ко всякой заповеди Господа."

"От недели пятидесятные до отдания" праздника Пятидесятницы катавасия Божественным покровем.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008