Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Неделя о самаряныни (5-я по Пасхе)

В пятую неделю вспоминается беседа Иисуса Христа с женщиной самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане её, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира — Христос (Иоан. 4:41-42).

Черты указанной беседы, служащей предметом Евангельского чтения, вспоминаются в тропарях канона и стихирах утрени настоящей недели, а потому неделя эта и называется неделею о самарянке. В лице женщины самарянки святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Женщина самарянка, "терпящи зной премногих страстей," все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, "седяща на кладязи." "Хотя привлещи воистинну уловляему от сопостата врага и напоити ю водою живою," Спаситель удостоил женщину самарянку беседы с Ним, и во время этой беседы, напоминанием этой женщине об её греховной жизни возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, Он соделал ее способною понять Его возвышенное учение о "спасительной воде" и возжег в её сердце пла менное желание "прияти воду жизни, из Него изливаемую," "юже пивши," самарянка "всем проповеда" Христа, "пришедша плотию, за еже спасти человека."

Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим святой истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящий воскресный день в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной (Иоан. 4:23-24), св.ятая Церковь учит нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас.

Молитвословия дня

Тропарь воскресен, гл. 4.

Кондак, гл. 8.

Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еяже напившися обильно, царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

Утреннее Евангелие. 7-е.

Апостол. Деян. 11:19-26, 29-30; 28 зач.

Евангелие. Иоан. 4:5-42; 12 зач.

На вечерне (на понедельник), по указаниго Устава, поются стихиры "на стиховне" Триоди, но это — "стихиры Осмогласника" (только напечатанные в Триоди на ряду).

Служба о самаряныни продолжается к в следующио седмичные дни, попеременно с праздником Преполовения, так как содержанием песнопений служить один и тот же предмет — источник вечной жизни, учение Христово: в понедельник, вторник и среду поется служба Преполовению, а в остальные дни — самаряныни.

В среду той седмицы празднуется Отдание Преполовения. Накануне этой среды вечерня совершается вседневная, и на ней поется "возследоваиие праздника" (Преполовения) "непременно (без перемен), кроме входа и паремий" (а также и ектении: "Рцем вси," и проч. особенностей великой вечерни).

Повечерие (с пением на нем из Минеи службы рядового святого, вспоминаемого в день Отдания Преполовения), полунощница и с пением великого славословия утреня (на которой положена катавасия: "Море огустил") совершаются так же, как и в самый день Преполовения. На литургии положены на блаженны тропари 9-й песни (на 8) обоих канонов утрени; Апостол и Евангелие — дне; прочее, как в праздник Преполовения, и вместо "Достойно" поется ирмос: "Чужде матерем."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008