| |
|
|
Преполовение ПятидесятницыВ среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Прелоловение святой Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена святого Иоанна Златоуста он является существующим и установленным святой Церковью. В V в. Анатодий Константинопольский, в VII пр. Андрей Критский, в VIII св. Иоанн Дамаскин, в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь святая Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. "Просветившеся братие, — взывает к нам святая Церковь, — воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преи скренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа;" "Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии." Молитвословия дняТропарь, гл. 8. Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе. Кондак, гл. 4. Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; теммсе Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея. Паремия. 1) Мих. 4:2,3,5; 5:2-5,8. 2) Ис. 55:1-3; 6-13. 3) Прит. 9:1-11. Апостол. Деян. 14:6-18; 34 зач. Евангелие. Иоан. 7:14-30; 26 зач. Богослужебные указанияНакануне Преполовения совершается отдельно от утрени великая вечерня. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не "Блажен муж," как обычно на великой вечерне), но положены: вход (прокимен же — дня), три паремии, ектения: "Рцем вси," и проч., как на великой вечерне (стихиры Пасхи не поются). На малом повечерии поются стихиры и канон рядового святого (вспоминаемого в день Преполовения) и, вместо обычных тропарей и проч. песнопений, положен один кондак праздника Преполовения. На полунощнице (сн. 2 прим. на 647 стр.), вместо обычных тропарей, кондака и богородичнов, "по 1-м Трисвятом глаголем тропарь," а "по 2-м Трисвятом кондак праздника" Преполовения. На утрене, совершаемой в самый день Преполовения, полиелея не положено (хотя накануне и совершалась великая вечерня), а только поется великое славословие; канонов положено два — и оба праздника Преполовения; ирмосы поются 1-го канона, по 2-жды; катавасия — ирмосы 2-го канона: "Море огустил еси;" на 9-й песне "Честнейшая не стихословится," но прямо поется ирмос, 2-жды; в конце канона — ирмос 9-и песни: "Чужде матерем девство" ("Достойно" не поется). На литургии вместо "Достойно" поется не "Светися светися," а ирмос: "Чужде матерем;" "в прочия же дни (попразднств Преполовения) поем: Светися, и до отдания" (Преполовения). По примеру Церкви ветхозаветной и в знамение благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения, наша Церковь установила в этот день исходить из храмов крестным ходом на водные источники, для малого освящения воды. Преполовение празднуется 8 дней; начиная от среды 4-й и кончая (не исключая и воскресенья) средой 5-й седмицы (предпразднства этот праздник не имеет).
|
© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008 |