| |
|
|
Неделя о Фоме (2-я по Пасхе)В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Обстоятельства этих событий воспеваются во всех стихирах и тропарях канона в неделю апостола Фомы и в стихирах прочих дней этой седмицы. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, "яко от чертога, с пречистою Его плотию." Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы. Молитвословия дняТропарь, гл. 7. Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех воскресение: дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости. Кондак, гл. 8. Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бo дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго. Утреннее Евангелие 1-е. Апостол. Деян. 5:12-20; 14 зач. Евангелие. Иоан. 20:19-31; 65 зач. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, от чего и назван Антипасхой (αντί πάσχα), что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память воскресения Христова; отсюда неделя Антипасхи получила еще название недели новой, т. е. первой, — дня обновления или просто обновления; каковое название тем приличнее настоящему дню, восьмому по Пасхе, что в этот в день сам Господь благоволил обновить радость Своего воскресения новым явлением святым Апостолам. "Древен и с доброю целию, — говорит святой Григорий Богосюв в своем слове на эту неделю, — установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодеяния. По разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священной и светоносной ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и воскрсеение, а этот есть чисто день нового рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему." Празднованием этого дня "обновления" святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления. "Настоящее обновление, — учит тот же святой отец, — мы ныне празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак, совлекитесь ветхого человека и обновитесь; в обновлении жизни (Рим. 6:4) жительствуйте." "Древняя мимоидоша, се быша вся нова" (2 Кор. 5:17). "Обуздаем все похоти, от которых рождается смерть, приучим к повиновению свои чувства, возненавидим всякую злую снедь от запрещенного плода и будем для того только помнить прежнее, чтобы впредь остерегаться того же. Соделайся христианин новым из ветхого и таким образом празднуй обновление души." "Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: "сия измена десницы Вышняго." (Псал. 76:11), от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан и, если согре шаешь, обращался от греха, и если благоуспеваешь, еще более напрягал силы." Богослужебные указанияБогослужение в Фомину неделю (воскресенье), будучи посвящено прославлению вспоминаемого в этот день Евангельского события, имеет в своем составе лишь немногие воскресные и пасхальные песнопения, чем главным образом это Богослужение и отличается от Богослужения прочих недель по Пасхе, Кроме этого, на утрене положены полиелей (а не "непорочны") и величание; "литургия бывает порану, труда ради бденнаго" (см. также ниже, о вечерне на понедельник). В Уставе (а также и в Триоди Цветной) о Богослужении Фоминой недели (воскресенья) сначала говорится: "Ведати подобает, яко в сей святой второй недели Антипасхи, не поются воскресная, но вся праздника" (настоящия недели); после же этого общего указания излагается последование церковных служб настоящей недели, соответственно которому они и совершаются по Цветной Триоди; при чем эти службы совмещают в себе с песнопениями "праздника настоящая недели" и некоторые песнопения воскресных дней, а также и пасхальные; а потому вышеприведенное общее указание Устава может быть принимаемо с такими ограничениями: в неделю Фомину "не поются воскресная (т. е. те из воскресных песнопений, которые не указаны в последованиях служб этой недели), но вся (за исключением указанных в последованиях песнопений, не относящихся к празднику настоящей недели) праздника." Вечерня в Фомино воскресенье (на понедельник) совершается великая и с великим прокимном, подобно тому, как это полагается в вечер дванадесятых Господских праздников. Поемые на этой вечерне стихиры "на стиховне," кроме праздничной стихиры на "Слава" и "И ныне," берутся из Октоиха 1-го гласа (при чем 1-я стихира — из вечерних воскресных стихир на "Господи воззвах"); все эти стихиры Октоиха (как и прочие его песнопения во весь период пения Цветной Триоди) находятся в Триоди Цветной на ряду. См. "Ведомо буди, яко последование случившихся святых во всех неделях святой Пятидесятницы поем на повечериях" (сн. ниже, о Богослуж. седмич. дней). Богослужение в седмичные дни Цветной Триоди, кроме пасхальных песнопений, указанных выше, содержит в себе песнопения "праздника триоди" (см. ниже прим.) и рядового святого из Минеи; вместе с этим в указанные дни до Отдания Пасхи (за исключением Преполовения и его Отдания) поются и песнопения Октоиха (в вечерних стихирах "на стиховне," в седальнах. в стихирах "на хвалитех"). Но все церковные службы, за исключением повечерия. отправляются только по Триоди Цветной и Мес. Минее, так как положенный на этих службах песнопения Октоиха печатаются в Цветной Триоди на ряду.
О службах седмичных дней всего периода Цветной Триоди, начиная с вечера Фоминой недели (накануне понедельника), в Уставе даются такия указания: "От дне сего глаголем (обычное) повечерие малое (сн. 3 прим. на 619 стр.), и (на нем) поем канон молебный Пресвятые Богородицы, во октоихе, и трипеснцы триоди дне (см. их в конце Триоди Цветной); идеже глаголем трипесно, Богородицы песнь канона оставляется; по Достойно, и по Отче наш, глаголем (только один) кондак праздника, во всю Пятидесятницу." О полунощнице и начале утрени сн. 2 прим, на 647 стр. На утрене "стихословим кафизмы две (с малыми ектениями и возгласами после каждой кафизмы), а 3-я рядовая на вечерни, и тако поем псалтирь до 21 семтемвриа;" "в среды и пятки предваряют" "седальны воскресни (а на вечерне — "стихиры крестныя"): занеже Господь наш первее распяся, посем же воскресе из мертвых;" каноны положены Триоди и Минеи (а в субботы, если храм святого, то и канон храма); они поются со стихословием песней Священного Писания: "Поем Господеви" (кроме субботы пред 50-цею, когда стихословится, как и в Мясопустную субботу: "Господеви цоем"); на 9-й песне "стихословим Честнейшую;" после хвалитных стихир читается (если рядовому святому не положено петь великое славословие): "Слава Тебе, показавшему нам свет," "Слава в вышних Богу" и проч.; после пения: "Утверди Боже," "абие совокупляем час 1-й, три псалма по обычаю;" ; по окончании 1-го часа "бывает совершенный отпуст, и обычная лития в притворе. Начинаем же от днесь и междочасия часов."
На литургии, по входе, "храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем;" "в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, со ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверг 7-я, в пятницу 8-я, в субботу 9-я." См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, "капо поется от недели Еомины триодь с минеею во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени." "Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятницах вечера, в повечериях." См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цею сх. ниже). "Указ (изложенный в Уставе) о святой 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, со опасением и разсуждением: како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии." В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преподовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одне праздничный песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно, поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда "напреди"), за исключением нижеуказанных дней памяти святых. О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8,21 и 25 мая, 12 июня и храмовые цраздники, см. в Уст. в 48 гл. и 48 — 58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд. Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи. В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. Собственно в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви.
Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой — разрешение церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостною вестию о воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется радоницею. Богослужение воскресных дней по Пасхе, начиная с неделя Мироносиц и кончая 6-й неделей, вмещает в себе, кроме указанных выше, еще следующие пасхальные песнопения. На вечерне в стихирах "на стиховне" поются стихиры Пасхи: "Пасха священная," при чем поемая (после стихиры на "Слава," положенной из Триоди праздника) пасхальная стихира на "И ныне" ("Воскресения день, и просветимся торжеством") заканчивается тропарем: "Христос воскресе," который поется только 1-жды. На утрене поется канон Пасхи.
По 3-й песне канона положены пасхальные: кондак, исключая 5-й недели, и икос, исключая 3-й и 5-й недель; поется также во все указанные недели по Пасхе пасхальный светилен: "Плотию уснув" (в стихирах "на хвалитех" стихиры Пасхи не поются).
На литургии по входе, на "И ныне," кроме 5-й недели, поется кондак: "Аще и во гроб," и положен причастен во все указанный неделя — "Тело Христово" (а после него воскресный).
Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения — праздника "настоящия недели," прославляющие особое празднуемое в каждую неделю (воскресный день) событие и, кроме того, — попразднственные песнопения: в нед. 5-ю — праздника Преполовения, а в 7-ю — праздника Вознесения.
События "праздников Триоди" преимущественно воспеваются в канонах утрени, тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 3-й песни канона и икосы и кондаки после 6-й его песни тоже назначены ив Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на "Слава" и "И ныне," или на "Слава" и на "И ныне:" в стихирах (кроме воскресных стихир на "И ныне" в стихирах на "Господи воззвах" и "на стиховне"), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения "праздников Триоди;" кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на "Господи воззвах" — в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах "на хвалитех" — в те же и 6-ю недели.
На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной. К числу этих песнопений, кроме указанных выше, еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на "Бог Господь," седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры "на хвалитех," тропари ("Днесь спасение" или "Воскрес из гроба," смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю — всех, а в 5-ю — одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: "Хвалите Господа с небес" (на литургии). Так как песнопения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Ок тоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, — излишне.
Совмещение в один состав песнопений означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенные недели положены вместо полиелея, "непорочны," т. е. 17-я кафизма.
|
© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008 |