Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Неделя о Фоме (2-я по Пасхе)

В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Обстоятельства этих событий воспеваются во всех стихирах и тропарях канона в неделю апостола Фомы и в стихирах прочих дней этой седмицы. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, "яко от чертога, с пречистою Его плотию." Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.

Молитвословия дня

Тропарь, гл. 7.

Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех воскресение: дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Кондак, гл. 8.

Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бo дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.

Утреннее Евангелие 1-е.

Апостол. Деян. 5:12-20; 14 зач.

Евангелие. Иоан. 20:19-31; 65 зач.

Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, от чего и назван Антипасхой (αντί πάσχα), что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память воскресения Христова; отсюда неделя Антипасхи получила еще название недели новой, т. е. первой, — дня обновления или просто обновления; каковое название тем приличнее настоящему дню, восьмому по Пасхе, что в этот в день сам Господь благоволил обновить радость Своего воскресения новым явлением святым Апостолам.

"Древен и с доброю целию, — говорит святой Григорий Богосюв в своем слове на эту неделю, — установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодеяния. По разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за

священной и светоносной ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и воскрсеение, а этот есть чисто день нового рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему."

Празднованием этого дня "обновления" святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления. "Настоящее обновление, — учит тот же святой отец, — мы ныне празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак, совлекитесь ветхого человека и обновитесь; в обновлении жизни (Рим. 6:4) жительствуйте." "Древняя мимоидоша, се быша вся нова" (2 Кор. 5:17). "Обуздаем все похоти, от которых рождается смерть, приучим к повиновению свои чувства, возненавидим всякую злую снедь от запрещенного плода и будем для того только помнить прежнее, чтобы впредь остерегаться того же. Соделайся христианин новым из ветхого и таким образом празднуй обновление души." "Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: "сия измена десницы Вышняго." (Псал. 76:11), от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан и, если согре шаешь, обращался от греха, и если благоуспеваешь, еще более напрягал силы."

Богослужебные указания

Богослужение в Фомину неделю (воскресенье), будучи посвящено прославлению вспоминаемого в этот день Евангельского события, имеет в своем составе лишь немногие воскресные и пасхальные песнопения, чем главным образом это Богослужение и отличается от Богослужения прочих недель по Пасхе, Кроме этого, на утрене положены полиелей (а не "непорочны") и величание; "литургия бывает порану, труда ради бденнаго" (см. также ниже, о вечерне на понедельник).

В Уставе (а также и в Триоди Цветной) о Богослужении Фоминой недели (воскресенья) сначала говорится: "Ведати подобает, яко в сей святой второй недели Антипасхи, не поются воскресная, но вся праздника" (настоящия недели); после же этого общего указания излагается последование церковных служб настоящей недели, соответственно которому они и совершаются по Цветной Триоди; при чем эти службы совмещают в себе с песнопениями "праздника настоящая недели" и некоторые песнопения воскресных дней, а также и пасхальные; а потому вышеприведенное общее указание Устава может быть принимаемо с такими ограничениями: в неделю Фомину "не поются воскресная (т. е. те из воскресных песнопений, которые не указаны в последованиях служб этой недели), но вся (за исключением указанных в последованиях песнопений, не относящихся к празднику настоящей недели) праздника."

Вечерня в Фомино воскресенье (на понедельник) совершается великая и с великим прокимном, подобно тому, как это полагается в вечер дванадесятых Господских праздников. Поемые на этой вечерне стихиры "на стиховне," кроме праздничной стихиры на "Слава" и "И ныне," берутся из Октоиха 1-го гласа (при чем 1-я стихира — из вечерних воскресных стихир на "Господи воззвах"); все эти стихиры Октоиха (как и прочие его песнопения во весь период пения Цветной Триоди) находятся в Триоди Цветной на ряду.

См. "Ведомо буди, яко последование случившихся святых во всех неделях святой Пятидесятницы поем на повечериях" (сн. ниже, о Богослуж. седмич. дней).

Богослужение в седмичные дни Цветной Триоди, кроме пасхальных песнопений, указанных выше, содержит в себе песнопения "праздника триоди" (см. ниже прим.) и рядового святого из Минеи; вместе с этим в указанные дни до Отдания Пасхи (за исключением Преполовения и его Отдания) поются и песнопения Октоиха (в вечерних стихирах "на стиховне," в седальнах. в стихирах "на хвалитех"). Но все церковные службы, за исключением повечерия. отправляются только по Триоди Цветной и Мес. Минее, так как положенный на этих службах песнопения Октоиха печатаются в Цветной Триоди на ряду.

Примечание. На вечерне на понедельник Фоминой седмицы, как уже было сказано выше, положены песнопения из Октоиха 1-го гласа; из Октоиха того же гласа песнопения входят и в состав Богослужения всех остальных дней этой седмицы; затем гласы Октоиха идут в последовательном порядке чрез остальнае недели по Пасхе (в 3-ю — 2-й глас, в 4-ю — 3-й и т. д.) и кончаются 6-м гласом в неделю Святых Отец (7-ю по Пасхе); далее (после недели Пятидесятницы) в неделю Всех Святых положен 8-й глас (песнопений 7-го гласа Октоиха в период пения Триоди Цветной не положено). Глас каждой недели (воскресенья) продолжается и в следующие за каждой неделей седмичные дни (причем в эти дни поются, кроме седмичных, и песнопения, положенные в Октоихе для воскресного дня), но лишь до Отдания Пасхи (после чего, за исключением субботы перед Пятидесятницею, песноиения Октоиха в седмичные дни не поются). Обращение к Октоиху, при отправлении в указанные дни служб церковных, за исключением повечерия, — излишне; так как все п оложенные в эти дни песнопения Октоиха, кроме поемых на повечериях канонов Пресвятой Богородице и о усопших, печатаются в последованиях Триоди Цветной на ряду (к тому же и порядок указанных песнопений не всегда одинаков с порядком Октоиха, а также и текст иных песнопений не представляет собой полного тождества с текстом Октоиха).

О службах седмичных дней всего периода Цветной Триоди, начиная с вечера Фоминой недели (накануне понедельника), в Уставе даются такия указания: "От дне сего глаголем (обычное) повечерие малое (сн. 3 прим. на 619 стр.), и (на нем) поем канон молебный Пресвятые Богородицы, во октоихе, и трипеснцы триоди дне (см. их в конце Триоди Цветной); идеже глаголем трипесно, Богородицы песнь канона оставляется; по Достойно, и по Отче наш, глаголем (только один) кондак праздника, во всю Пятидесятницу."

О полунощнице и начале утрени сн. 2 прим, на 647 стр. На утрене "стихословим кафизмы две (с малыми ектениями и возгласами после каждой кафизмы), а 3-я рядовая на вечерни, и тако поем псалтирь до 21 семтемвриа;" "в среды и пятки предваряют" "седальны воскресни (а на вечерне — "стихиры крестныя"): занеже Господь наш первее распяся, посем же воскресе из мертвых;" каноны положены Триоди и Минеи (а в субботы, если храм святого, то и канон храма); они поются со стихословием песней Священного Писания: "Поем Господеви" (кроме субботы пред 50-цею, когда стихословится, как и в Мясопустную субботу: "Господеви цоем"); на 9-й песне "стихословим Честнейшую;" после хвалитных стихир читается (если рядовому святому не положено петь великое славословие): "Слава Тебе, показавшему нам свет," "Слава в вышних Богу" и проч.; после пения: "Утверди Боже," "абие совокупляем час 1-й, три псалма по обычаю;" ; по окончании 1-го часа "бывает совершенный отпуст, и обычная лития в притворе. Начинаем же от днесь и междочасия часов."

Примечание. В неделю Антипасхи вечера и в прочие недели вечера по Пасхе до её Отдания, на повечерии после канона должно петь: "Достойно есть," а не "Светися, светися;" что же касается пения ирмоса: "Светися светися," на утрене по 9-й песне канона в седмичные дни по Пасхе до её Отдания, то это пение считается некоторыми допустимым (см. Рук. для сел. паст. 1889, 19), но Уставом оно не указано.

На литургии, по входе, "храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем;" "в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, со ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверг 7-я, в пятницу 8-я, в субботу 9-я."

См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, "капо поется от недели Еомины триодь с минеею во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени."

"Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятницах вечера, в повечериях."

См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цею сх. ниже).

"Указ (изложенный в Уставе) о святой 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, со опасением и разсуждением: како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии."

В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преподовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одне праздничный песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно, поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда "напреди"), за исключением нижеуказанных дней памяти святых.

О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8,21 и 25 мая, 12 июня и храмовые цраздники, см. в Уст. в 48 гл. и 48 — 58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд.

Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи.

В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. Собственно в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви.

Примечание. По поводу недоумения относительно того, как служить вечерню и утреню в Радоницу, — по Цветной Триоди или по Парастасу, — "Цер. Вест." было дано (1892, 31) такое разъяснение: ради "родительских" отступлений от обычного порядка Богослужения допускать не следует.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой — разрешение церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостною вестию о воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется радоницею.

Богослужение воскресных дней по Пасхе, начиная с неделя Мироносиц и кончая 6-й неделей, вмещает в себе, кроме указанных выше, еще следующие пасхальные песнопения.

На вечерне в стихирах "на стиховне" поются стихиры Пасхи: "Пасха священная," при чем поемая (после стихиры на "Слава," положенной из Триоди праздника) пасхальная стихира на "И ныне" ("Воскресения день, и просветимся торжеством") заканчивается тропарем: "Христос воскресе," который поется только 1-жды.

На утрене поется канон Пасхи.

Примечание. Кончая 6-й неделей по Пасхе, первым положен канон Пасхи, ирмосы которого и поются (по 2-жды) в начале каждой песни (кроме пения их, кончая 5-й неделей, по 1-жды на катавасию); тропари канона положены "со ирмосом и с богородичны" этого канона: в 3-ю и 5-ю недели — на 6, в 4-ю же и 6-ю — на 8 (при чем, обыкновенно, к богородичным в практике принят припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас"); после каждой песни пасхального канона положены песни канонов "праздника Триоди:" в 3-ю неделю — на 8, в 4-ю и 6-ю — на 6, по одному канону во все эти недели; в 5-го же неделю положены два канона — Преполовения на 4 и праздника недели тоже на 4.

По 3-й песне канона положены пасхальные: кондак, исключая 5-й недели, и икос, исключая 3-й и 5-й недель; поется также во все указанные недели по Пасхе пасхальный светилен: "Плотию уснув" (в стихирах "на хвалитех" стихиры Пасхи не поются).

Примечание. Вместо пасхальных песнопений, на великой вечерне в 7-ю по Пасхе и Всех Святых недели поются, кроме 1-й, и прочие стиховные стихиры из Октоиха (при чем, на "И ныне," в 7-ю неделю положена стихира Вознесения, а в неделю Всех Святых — богородичен по гласу праздничной стихиры на "Слава"); на утрене, после 3-й песни канона, положены "праздника Триоди:" в 5-ю и 7-ю недели — кондак, в 3-ю, 5-ю и 7-ю недели — икос; а в неделю Всех Святых положены только седальны и тоже "праздника Триоди," но на "Слава" и "И ныне" поется богородичен (из седальнов, назначенных в Октоихе на утрене после 1-й кафизмы); с 7-й недели начинает петься обычный воскресный экзапостиларий, соответственно читаемому утреннему Евангелию: в 7-ю неделю — 10-й ("Тивериадское море"), а в неделю Всех Святых — 1-й ("Со ученики взыдем").

На литургии по входе, на "И ныне," кроме 5-й недели, поется кондак: "Аще и во гроб," и положен причастен во все указанный неделя — "Тело Христово" (а после него воскресный).

Примечание. На литургии, по входе, тропари во все недели (с 3-й и кончая неделей Всех Святых) поются воскресные; при чем, кроме этого, поются тропари: в 3-ю неделю — её праздника ("Благообразный Иосиф"), в 5-го — Преполовения, в 7-ю — Вознесения и отцев, а в неделю Всех Святых — их тропарь; кондаки, на "Слава," положены — праздника недели, на "И ныне" же в недели: 5-ю — Преполовения, в 7-ю — Вознесения, а в неделю Всех Святых поется, на "Слава" и "И ныне," кондак Всех Святых. "Храма же Христова и Богородицы и святых (храма и дневного) тропаря и кондака не глаголем" во весь период пения Цветной Триоди.

Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения — праздника "настоящия недели," прославляющие особое празднуемое в каждую неделю (воскресный день) событие и, кроме того, — попразднственные песнопения: в нед. 5-ю — праздника Преполовения, а в 7-ю — праздника Вознесения.

Примечание. Эти песнопения в Уставе обозначаются (как в последовании самых недель, так и в дни их попразднств) иногда прямо названием праздника, напр, стихиры, канон и проч. "мироносиц," "самаряныни," "слепого," иногда же — так: "праздника настоящия недели в триоди," "в триоди праздника," "праздника в триоди," "триоди праздника," "триоди дне," "триоди," "дне;" чаще же встречается обозначение словом: "праздника" (каковое обозначение и должно считать равнозначущим вышеприведенным обозначениям). Что же касается входящих в состав Богослужения этих недель пасхальных песнопений, то они обозначаются словом: "пасхи" (напр. "стихиры пасхи," "канон пасхи," "светилен пасхи").

События "праздников Триоди" преимущественно воспеваются в канонах утрени, тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 3-й песни канона и икосы и кондаки после 6-й его песни тоже назначены ив Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на "Слава" и "И ныне," или на "Слава" и на "И ныне:" в стихирах (кроме воскресных стихир на "И ныне" в стихирах на "Господи воззвах" и "на стиховне"), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения "праздников Триоди;" кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на "Господи воззвах" — в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах "на хвалитех" — в те же и 6-ю недели.

Примечание. В некоторые недели по Пасхе, вместо праздничных, поются следующие песнопения Октоиха. На малой вечерне в стихирах "на стиховне" положен из Октоиха в 6-ю неделю на "И ныне" богородичен из стиховных стихир великой вечерни, а в неделю всех Святых, на "Слава" и "И ныне" догматик малой вечерни; в недели 4-ю, 6-ю и Всех Святых, после воскресного тропаря, поется его же богородичен на "Слава" и "И ныне."

На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной. К числу этих песнопений, кроме указанных выше, еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на "Бог Господь," седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры "на хвалитех," тропари ("Днесь спасение" или "Воскрес из гроба," смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю — всех, а в 5-ю — одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: "Хвалите Господа с небес" (на литургии). Так как песнопения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Ок тоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, — излишне.

Примечание. В некоторые недели по Пасхе, вместо песнопений Октоиха, поются песноления "праздника триоди." Так, на малой вечерне, по "Отче наш," в 3-ю неделю положен тропарь Триоди. На великой вечерне в стихирах на "Господи воззвах," вместо обычных 4 восточных из Октоиха, в 5-ю неделю поется только 1 восточна и ватем положены 3 стихиры Преполовения и 3 самаряныни, в 7-ю неделю все восточный стихиры опущены и положены 3 стихиры Вознесения и 4 отцев, в неделю Всех Святых поются 3 восточных и 4 стихиры всех святых. На утрене в стихирах "на хвалитех," вместо обычных 4 восточных стихир из Октоиха, положено: в 5-ю неделю —2 восточных и 2 самаряныни (как это видно из Триоди Цветной, в Уставе же число этих стихир напечатано, по ошибке, другое), в 6-ю неделю — 3 восточных и 1 слепого, в 7-ю неделю — 4 отцев (восточные же стихиры совсем не поются), в неделю Всех Святых — 1 восточна и 3 всех святых.

Совмещение в один состав песнопений означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенные недели положены вместо полиелея, "непорочны," т. е. 17-я кафизма.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008