| |
|
|
От недели апостола Фомы до отдания ПасхиЕжедневное Богослужение от недели апостола Фомы до Отдания Пасхи имеет следующие особенности пасхального Богослужения. Каждое Богослужение начинается тропарем: "Христос воскресе," поемым 3-жды, "но внегда благословим иерею" (т. е., после возгласа иерея и следующего за ним: "Аминь"); и служба каждого часа (хотя и не все они имеют начальный возглас иерея) также предваряется обыкновенно читаемым тропарем: "Христос воскресе," 3-жды (на всенощном бдении читаемое пред шестопсалмием: "Слава в вышних Богу," тоже обыкновенно предваряется троекратным пением тропаря: "Христос воскресе"). На утрене перед 50-м псалмом поется: "Воскресение Христово видевше;" в седмичные дни это песнопение поется 1-жды; в воскресные же дни, кончая 6-й неделей по Пасхе, указанное песнопение поется — 3-жды (вместо пения его 1-жды, как это положено в обычные воскресные дни в течение года); кроме того в воскресные дни, кончая 5-й неделей по Пасхе, положено петь пасхальные ирмосы на катавасию после каждой песни канона, при чем после 9-й песни поется только ирмос: "Светися, светися" (без припева).
На литургии после возгласа сам иерей поет: "Христос воскресе," 3-жды, "весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог" (обыкновенно же в 3-й раз иерей поет первую половину тропаря, а певцы допевают: "и сущим во гробех живот даровав," при чем, во время этого троекратного пения тропаря царския двери бывают открыты); вместо "Достойно," поется: "Ангел вопияше" и "Светися, светися," кроме Преполовения и его отдания; вместо: "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе," 1-жды. На отпусте литургии после: "Слава Тебе, Христе Боже," поется: "Христос воскресе," 3-жды.
Кроме того, до праздника Пятидесятницы на всех службах, в последовании которых имеется в числе других молитвословие: "Слава Тебе Боже," "Царю Небесный," — это молитвенное обращение к Святому Духу, пришествие Которого еще ожидается, Уставом положено до праздника Троицы опускать (и предначинатедьные молитвы начинаются с "Трисвятаго"). Во все недели (воскресенья) по Пасхе (кроме недели праздника Троицы) в период пения Триоди Цветной, кончая неделей Всех Святых, положено следующее из указанного во 2-й и 7 главах Устава относительно воскресного Богослужения: обычные на вечерне и утрене рядовые кафизмы (при чем в Фомину неделю 17-й кафизмы "не глаголем, занеже поется полиелей; в прочия же воскресные дни, егда не поется полиелей, на утрени глаголем," кроме 2-й и 3-й кафизм, и 17-ю кафизму, т. е. "Непорочны," вместо полиелея) и на вечерне воскресный прокимен ("Господь воцарися") и (за немногими исключениями) отпустительный тропарь; на утрене — воскресные тропари: "Ангельский собор" (только о пении их в неделю Фомину в Уставе не говорится), воскресные Евангелия (но порядок их до недели Всех Святых несколько иной, чем указывается их обычными столпами; именно: начиная с Фоминой недели, утренние воскресные Евангелия читаются в такой последовательности: 1-е, 3-е, 4-е, 7-е, 8-е, 10- е); после 50-го псалма поется: "Слава," "Молитвами Апостолов," "И ныне," "Молитвами Богородицы," "Помилуй мя Боже," "Воскрес Иисус от гроба" (и далее — "Спаси Боже люди Твоя" и проч.); "от днесь начинаем глаголати: Поем Господеви во всю Пятидесятницу;" но до 7-й недели, "на 9-й песни Честнейшую не поем," а прямо поется ирмос; после канона положено: "Свят Господь Бог," 3-жды, и в стихирах "на хвалитех," на "И ныне," — "Преблагословенна еси."
Начинаются же от днесь, — как говорится в Триоди Цветной, — литии, сиречь, исхождения в притвор (какового исхождения на Пасху не бывает), и пение, кроме 3-й недели и Всех Святых, Евангельской стихиры (см. 538 стр.), а не стихиры "самогласной," как по 2-й гл. Устава. С Фоминой недели "часы глаголются трипсалмии по уставу" (при чем указывается совершать их в притворе, но обыкновенно они читаются в храме). В дни воскресные от недели святая Пасхи до Отдания ея обыкновенно произносится воскресный отпуст ("Воскресни из мертвых Христос истинный Бог наш"), как обычный (см. ниже) в указанный период времени. Этот же отпуст принято произносить и в седмичные дни указанного периода (вместо дневного отпуста, с положенными на нем прибавлениями на каждый день седмицы) на следующих основаниях. 1) Святая Церковь служение двунадесятых праздников Господних до самого их Отдания отличила от рядовых дней особыми праздничными отпустами; но с этим установлением Церкви было бы несогласно оканчивать седмичными отпустами церковный службы до Отдаяия величайшего праздника святой Пасхи. 2) Церковных службы от недели святой Пасхи до Отдания её проникнуты духом продолжающегося празднования святой Пасхи, посему не было бы соответствия с чтением и пением этих служб, если бы по окончании их произносить седмичные дневные отпусты. В седмичные дни от недели святой Пасхи до Отдания её службы совершаются без тех воспоминаний, который по Октоиху усвояются каждому дню седмицы. Потому на службах седмичных от недели святой Пасхи до Отдания её воспоминание на отпусте, напр, в понедельник — беcплотных сил, или во вторник —Иоанна Предтечи и т. д., — было бы неуместно (когда в службах церковных о них нет ни слова). Что именно воскресный отпуст должно произносить в простые седмичные дни от недели святой Пасхи до её Отдания, это можно видеть из следующего указания Типикона: во вторник вечера Отдания святой Пасхи в конце говорится: "ектения: Помилуй нас Боже, и обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресни из мертвых, и святаго дне поминает;" в среду Отдания на утрене — "отпуст без креста," а на литургии "иерей творит отпуст святой Пасхи со крестом." Здесь воскресный отпуст называется обычным, потому предполагается произносимыми во все предшествовавшие дни до Отдания святой Пасхи, а пасхальный отпуст, как особенный, положен только на литургии в день Отдания святой Пасхи (Рук. д. с. п. 1888, 10; 1894, 17; Цер. Вест. 1895, 50).
|
© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008 |