Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

От недели апостола Фомы до отдания Пасхи

Ежедневное Богослужение от недели апостола Фомы до Отдания Пасхи имеет следующие особенности пасхального Богослужения.

Каждое Богослужение начинается тропарем: "Христос воскресе," поемым 3-жды, "но внегда благословим иерею" (т. е., после возгласа иерея и следующего за ним: "Аминь"); и служба каждого часа (хотя и не все они имеют начальный возглас иерея) также предваряется обыкновенно читаемым тропарем: "Христос воскресе," 3-жды (на всенощном бдении читаемое пред шестопсалмием: "Слава в вышних Богу," тоже обыкновенно предваряется троекратным пением тропаря: "Христос воскресе").

На утрене перед 50-м псалмом поется: "Воскресение Христово видевше;" в седмичные дни это песнопение поется 1-жды; в воскресные же дни, кончая 6-й неделей по Пасхе, указанное песнопение поется — 3-жды (вместо пения его 1-жды, как это положено в обычные воскресные дни в течение года); кроме того в воскресные дни, кончая 5-й неделей по Пасхе, положено петь пасхальные ирмосы на катавасию после каждой песни канона, при чем после 9-й песни поется только ирмос: "Светися, светися" (без припева).

Примечание. В Уставе (в начале последования понедельника Антипасхи) говорится: "По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей, глаголем: Христос воскресе 3-жды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе, в часех, и вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи даже и до вознесения Господня. (Бако убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает). И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу, и обычное шестопсалмие."

Здесь обращает на себя внимание:

1) сказанное в скобках о полунощнице, и 2) сказанное о начале утрени.

(1)То, что сказано в данном месте о полунощнице, есть добавление переводчика: в греческом Уставе такого замечапия о полунощнице нет. С мнением переводчика нельзя согласиться, потому что молчание Устава о полунощнице, не дает права заключать, что ее в недели после Пасхи должно отправлять только в келлиях. Сам Устав говорит о совершении её в день Преполовения и Отдания Пасхи. В приходских церквах, обыкновенно, полунощница совершается в церкви в недели после Пасхи.

(2) Сказанное о начале утрени, особенно имея в виду слово "абие," понимают в том смысле, что в данный период времени утреня начинается шестопсалмием и её начало (молитвы о царе) опускается. В греческом Уставе (1615 г.) слова "абие" нет; но и оставив слово "абие," не следует понимать данное место в смысле опущения первой части утрени: в данном месте Устава указан возглас "Слава святей," следовательно речь идет о той части утрени, которая начинается шестопсалмием, а не о первой части утрени, начинающейся возгласом: "Благословен Бог наш." Известно, что в Петербурге первая часть утрени не опускается (см. Ц. Вед. 1895, 33, 1897, 23); в Московском Успенском соборе эта часть утрени тоже не опускается. Таким образом, в виду сказанного, некоторые утверждают, что первую часть утрени от недели Фоминой до Отдания Пасхи не следует опускать (причем, читаемое пред шестопсалмием: "Слава в вышних Богу," принято предварять пением тропаря: "Христос воск ресе," 3-жды, кроме пения этого тропаря в начале утрени). Но, но мнению других, утреня в указанный период начинается возгласом: "Слава святей" (а не "Благословен Бог наш"), и чтения псалмов, т. е. первой части утрени, не полагается (см. Цер. Вест. 1892, 33), причем, в пользу этого мнения может также говорить и сопоставление сказанного в Уставе о начале утрени в отдание Пасхи и в день Вознесения (см. об этом ниже). По "Последованию утр., веч. и полунощн.," изд. Киево-Печ. Лаврой, "от недели Фоминой до Отдания праздника Пасхи, во все дни начинается утреня возгласом: Слава Святей, лик: Аминь, и поет косно: Христос воскресе, трижды; иерей же в сие время кадит весь храм;" "посем чтется шестопсалмие."

На литургии после возгласа сам иерей поет: "Христос воскресе," 3-жды, "весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог" (обыкновенно же в 3-й раз иерей поет первую половину тропаря, а певцы допевают: "и сущим во гробех живот даровав," при чем, во время этого троекратного пения тропаря царския двери бывают открыты); вместо "Достойно," поется: "Ангел вопияше" и "Светися, светися," кроме Преполовения и его отдания; вместо: "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе," 1-жды. На отпусте литургии после: "Слава Тебе, Христе Боже," поется: "Христос воскресе," 3-жды.

Примечание. На отпусте после литургии до Отдания Пасхи одни священники возвышают святой крест с восклицанием: "Христос воскресе," а другие нет. Опытные священники говорят, что если после отпуста предлагается крест для лобзания, то следовало бы произносить: "Христос воскресе;" ибо живое напоминание верующим о величайшем событии воскресения Иисуса Христа и приглашение их к открытому признанию его соответствуют характеру воскресных дней, особенно от Пасхи до её Отдания. Но, как известно, в Уставе нет указаний, чтобы с Фоминой недели до Отдания Пасхи на отпустах литургии осенять народ святым крестом 3-жды с произнесением "Христос воскресе," как это положено в Светлую седмицу. (См. Цер. Вест. 1888, 15; 1892, 29).

Кроме того, до праздника Пятидесятницы на всех службах, в последовании которых имеется в числе других молитвословие: "Слава Тебе Боже," "Царю Небесный," — это молитвенное обращение к Святому Духу, пришествие Которого еще ожидается, Уставом положено до праздника Троицы опускать (и предначинатедьные молитвы начинаются с "Трисвятаго").

Во все недели (воскресенья) по Пасхе (кроме недели праздника Троицы) в период пения Триоди Цветной, кончая неделей Всех Святых, положено следующее из указанного во 2-й и 7 главах Устава относительно воскресного Богослужения: обычные на вечерне и утрене рядовые кафизмы (при чем в Фомину неделю 17-й кафизмы "не глаголем, занеже поется полиелей; в прочия же воскресные дни, егда не поется полиелей, на утрени глаголем," кроме 2-й и 3-й кафизм, и 17-ю кафизму, т. е. "Непорочны," вместо полиелея) и на вечерне воскресный прокимен ("Господь воцарися") и (за немногими исключениями) отпустительный тропарь; на утрене — воскресные тропари: "Ангельский собор" (только о пении их в неделю Фомину в Уставе не говорится), воскресные Евангелия (но порядок их до недели Всех Святых несколько иной, чем указывается их обычными столпами; именно: начиная с Фоминой недели, утренние воскресные Евангелия читаются в такой последовательности: 1-е, 3-е, 4-е, 7-е, 8-е, 10- е); после 50-го псалма поется: "Слава," "Молитвами Апостолов," "И ныне," "Молитвами Богородицы," "Помилуй мя Боже," "Воскрес Иисус от гроба" (и далее — "Спаси Боже люди Твоя" и проч.); "от днесь начинаем глаголати: Поем Господеви во всю Пятидесятницу;" но до 7-й недели, "на 9-й песни Честнейшую не поем," а прямо поется ирмос; после канона положено: "Свят Господь Бог," 3-жды, и в стихирах "на хвалитех," на "И ныне," — "Преблагословенна еси."

Примечание. Об отпустительных тропарях на великой вечерне в недели по Пасхе в Уставе имеются следующие указания.

На благословение хлебов во 2-ю неделю положено петь 3-жды тропарь праздника этой недели, в следующая же 4 недели (3-ю — 6-ю) — "Богородице Дево радуйся," 3-жды. "Аще же несть "бдения," то во 2-ю неделю Устав указывает петь тоже праздничный тропарь (1-жды), относительно же 3-й, 4-й, 5-й и 6-й недель указаний на тот же случай (т. е., если бдение не совершается и благословения хлебов не бывает) в Уставе не имеется. В Пентикостарионе, в конце последования великой вечерни, в каждую из указанных недель, кроме 3-й, напечатаны полностью тексты отпустительных песнопений (за исключением только последования великой вечерни в 5-ю неделю, где напечатаны одни начальные слова тропаря, а полный его текст помещен в начале последования утрени). Печатанием текстов этих песнопений Пентикостарион указывает: в 5-ю неделю отпустительный тропарь воскресный 4-го гласа и, на "Слава" и "И ныне," — праздника Преполовения, в 4-ю же и 6-ю недели — тоже воскресные тропари гласов этих недель, но, на "Слава" и "И ныне," — богородичны тех же тропарей; в 3-ю неделю тексты воскресных тропаря и богородична гласа имеются в начале последов, утрени (см. тропарь на "Бог Господь" и богородичен по 1-м стихословии) и в конце последования вечерни они не напечатаны. Приведенные указания Пентикостариона и могут быть принимаемы как восполнение отсутствующих в Уставе, на ряду, разъяснений о пении отпустителъных тропарей в том случае, если "не творится бдение." В последованиях недели 7-й и Всех Святых имеются вполне ясные указания о пении отпустительных тропарей (о чем см. ниже).

Начинаются же от днесь, — как говорится в Триоди Цветной, — литии, сиречь, исхождения в притвор (какового исхождения на Пасху не бывает), и пение, кроме 3-й недели и Всех Святых, Евангельской стихиры (см. 538 стр.), а не стихиры "самогласной," как по 2-й гл. Устава.

С Фоминой недели "часы глаголются трипсалмии по уставу" (при чем указывается совершать их в притворе, но обыкновенно они читаются в храме).

В дни воскресные от недели святая Пасхи до Отдания ея обыкновенно произносится воскресный отпуст ("Воскресни из мертвых Христос истинный Бог наш"), как обычный (см. ниже) в указанный период времени. Этот же отпуст принято произносить и в седмичные дни указанного периода (вместо дневного отпуста, с положенными на нем прибавлениями на каждый день седмицы) на следующих основаниях.

1) Святая Церковь служение двунадесятых праздников Господних до самого их Отдания отличила от рядовых дней особыми праздничными отпустами; но с этим установлением Церкви было бы несогласно оканчивать седмичными отпустами церковный службы до Отдаяия величайшего праздника святой Пасхи.

2) Церковных службы от недели святой Пасхи до Отдания её проникнуты духом продолжающегося празднования святой Пасхи, посему не было бы соответствия с чтением и пением этих служб, если бы по окончании их произносить седмичные дневные отпусты. В седмичные дни от недели святой Пасхи до Отдания её службы совершаются без тех воспоминаний, который по Октоиху усвояются каждому дню седмицы. Потому на службах седмичных от недели святой Пасхи до Отдания её воспоминание на отпусте, напр, в понедельник — беcплотных сил, или во вторник —Иоанна Предтечи и т. д., — было бы неуместно (когда в службах церковных о них нет ни слова). Что именно воскресный отпуст должно произносить в простые седмичные дни от недели святой Пасхи до её Отдания, это можно видеть из следующего указания Типикона: во вторник вечера Отдания святой Пасхи в конце говорится: "ектения: Помилуй нас Боже, и обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресни из мертвых, и святаго дне поминает;" в среду Отдания на утрене — "отпуст без креста," а на литургии "иерей творит отпуст святой Пасхи со крестом." Здесь воскресный отпуст называется обычным, потому предполагается произносимыми во все предшествовавшие дни до Отдания святой Пасхи, а пасхальный отпуст, как особенный, положен только на литургии в день Отдания святой Пасхи (Рук. д. с. п. 1888, 10; 1894, 17; Цер. Вест. 1895, 50).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008