Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Утреня

Для служения в Светлый праздник священнослужители облачаются во весь светлейший сан (т. е. облачение должно быть не только полное, но и самое светлое, торжественное), "вжигаются вся свещи и кандила," для выражения радости. Обилие благодати Божией, явленной в воскресении Христовом, выражается обильным воcкурением фимиама. Устав в этом случае предписывает устанавливать "сосуды два с углием горящим," влагать в них "фимиама много 6лаговонного" и поставлять "един сосуд среди церкве, другий же во святом олтаре, яко да исполнится церковь вся благовония." Всем предстоящим священник раздает зажженные свечи, с которыми и стоят они во время утрени, в знак полной духовной радости.

Священник, держа в левой руке крест и возженную свечу (обыкновенно же, как это принято в церковной практике, — трикирий), а в правой — кадило, и диакон (если и он участвует в служении), имея в руке возженную свечу, совершают троекратное каждение вокруг престола; затем священник передает кадило диакону, и оба они выходят царскими вратами из алтаря и становятся лицом на запад (при соборном служении другие священники имеют в руках Евангелие и икону Воскресения; если же не бывает собора, то Евангелие и икону Воскресения держат благочестивые миряне, только непременно с пеленами на руках).

Примечание. По "Чину священносл. и обр" Большого Успенского собора в Москве, архиерей перед началом крестного хода в алтаре "кадя поет: Воскресение Твое."

В это время затворяются церковные врата, "яже к западу" (т, е. выходная из храма в притвор), и "исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми," а при отсутствии их — западными, "предъидущим пред ним диаконом (а где их нет, — в предшествии причетников), со двема свещами и оба лика, в предшествуй хоругвей," а также запрестольного креста и запрестольной иконы Богоматери, в сопровождение народа, "поюще стихиру, глас 6: Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеcех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити" (при чем пение этой стихиры, обыкновенно, начинается одними священнослужителями еще в алтаре при закрытых царских вратах и, по отверстии их, при выходе священнослужителей из алтаря на солею, пение доканчивается невцами со слов: "и нас на земли сподоби"). Вслед за священником идет и весь народ: дети Адама стремятся к новому Адаму, чтобы при радостной вести об Его восстании узкими вратами войти в Его новую жизнь.

Затем из притвора все идут кругом храма (с пением той же песни, повторяя ее несколько раз) от запада на юг, восток и север, как бы для того, чтобы встретить вне его Спасителя, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Вместе с этим торжественное пение, предносимые хоругви, колокольный звон знаменуют победу Христа над адом и смертью, освобождение душ праотец из ада, которые из тьмы преисподней в горния райския обители "к свету идяху веселыми ногами, Пасху хваляще вечную."

Примечание. Одни священники, держась буквально Устава, совершают выход из храма с крестным ходом в северную дверь храма (где есть таковая) и оттуда доходят до затворенной западной двери, обходя не весь храм кругом, а только четверть его; другие, вышедши северной дверью храма, идут на запад и, не останавливаясь против западной двери, обходят, далее, на юг, восток и север, и приходят опять к затворенной западной двери; третьи (так как немногие храмы имеют северную дверь) выходят в западную дверь, обходят вокруг храма и приходят снова к западной двери, уже затворенной. Из Устава церковного не видно, чтобы пред началом утрени на Пасху должно было совершать крестный ход вокруг церкви. В "Чине священнослужения, наблюдаемом в Большом Московском Успенском соборе," о хождении вокруг всей церкви тоже не говорится. Умолчание Устава о круговом хождении не ослабляет обычая ходить на Пасху вокруг церкви подобно тому, как и в Великую субботу на утрене: хотя в Уставе ничего не сказан о о хождении в эту субботу вокруг храма с плащаницей, однако всеобщий обычай хождения давно уже обратился в правило, нигде не писанное, но всеми исполняемое. Согласно с этим обычаем, нисколько не противно Уставу действуют и те священники, которые, вышедши северною дверью храма; идут на запад и, не останавливаясь против западной двери, обходят, далее, на юг, восток и север, и приходят опять к затворенной западной двери. А так как большая часть храмов имеют одну только входную дверь на западной стороне, то по необходимости исхождение на Пасху совершается в западную дверь, которая потом уже затворяется, и после кругового обхождения церкви ход останавливается пред этою дверью для совершения начала пасхальной утрени. Третьи священники также не противоречат Уставу. Отсутствие северной двери в храмах не должно считаться нарушением Устава. Что же касается разнообразия в исполнении обряда, то оно никого не должно смущать в настоящем случае; оно неизбежно, потому что не все храмы одинаково устроены: у большинства нет с еверной выходной двери; бывают и такия церкви, вокруг которых обхождение невозможно. В последнем случае, даже при освящении храма, хождение вокруг него, доложенное в чине, отменяется. (Рук. д. с. п. 1894, 16).

Пришедши снова в притвор, несшие Евангелие, икону Воскресения и проч. становятся лицом на запад. "Настоятель, взяв у диакона кадило в правую руку и имея в левой руке крест и трикирий, кадит образ и клиросы, и братию, причем диакон предносит пред них "свещу горящу;" братия же все стоят держа свечи свои, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшего и воскресшего Христа Бога нашего;" затем, "приходит настоятель пред великия врата церкве и кадит диакона; далее, диакон, взяв кадило у настоятеля, кадит его; потом настоятель, держа в левой руке крест и трикирий, снова берет кадило у диакона и, став пред церковными дверьми, зря на восток, назнаменает великие врата церкве (затворенная суща) кадилом крестообразно, трижды," и возглашает: "Слава святей." Так начинается пасхальная утреня пред запертыми дверьми храма, в знаменование того, что мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Господа пред дверьми Его гроба.

После возгласа певцы поют "Аминь;" затем священнослужители "велегласно" поют 3-жды тропарь: "Христос воскресе," а после них тот же тропарь поют "со сладкопением" певцы, тоже 3-жды; потом настоятель глаголет стихи, начиная от: "Да воскреснет Бог," и кончая: "И ныне и присно;" певцы после каждого стиха поют: "Христос воскресе." "Таже настоятель поет вышщих гласом:" "Христос воскресе," и "отверзает врата," подобно ангелу, отвалившему камень от дверей гроба. Тогда все входят в храм, при пении остальной половины тропаря: "и сущим во гробех."

"Таже ударяют во вся кампани и клеплют довольно, три звоны" (т. е. звонят во все колокола и звонят продолжительное время в 3 приема).

После входа священнослужителей чрез царския врата в алтарь, произносится великая ектения и непосредственно за нею поется пасхальный канон: "Воскресения день," с припевом к каждому тропарю всех песен канона, кроме 9-й, следующих начальвых слов пасхального тропаря: "Христос воскресе из мертвых" (а в 8-й песне к троичну припев — "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе"); в 9-й же песне к ирмосу и тропарям положены особые припевы (кроме пения без припева ирмоса этой песни на катавасию). Ирмос каждой песни в начале поется 4-жды, тропари тоже поются (а не читаются) на 12 (в тех песнях, где их два, — каждый поется. 6 раз, а где — 3, — каждый поется 4 раза); в конце каждой песни снова поется ирмос 2-жды (каждым ликом но 1-жды) и в 3-й раз "на сходе" (т. е. оба клироса для пения его сходятся вместе на средину храма), или на катавасию, а после катавасии поется весь тропарь: "Христос воскресе," 3-жды. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в а лтаре и продолжается певцами на клиросах.

В начале канона, а равно, по установившемуся обычаю (см. Цер. Вест. 1892, 28), и в начале каждой его песни, священник, держа в левой руке святой крест и трикирий. а в правой кадило с фимиамом, в предшествия диакона со свечей, совершает каждение всей церкви, приветствуя верующих радостным восклицанием: "Христос воскресе."

Примечание. В иных местах существует обычай, по которому это каждение совершается перед каждой песнью в переменном облачении, в знаменование неоднократннх явлений Господа но воскресении (см. Санкт-Петербугские Дух. Вест. 1897, 18).

На вопрос о том, что должен говорить диакон во время каждения вместе со священником на пасхальном каноне: "Христос воскресе" или "Воистинну Воскресе," в "Цер. Вести." (1894, 12) был дан такой ответ: по Уставу, ни того, ни другого не должен говорить ни диакон, ни священник, ни народ; по обычаю же — священник приветствует — от своего лица и от лица сослужащего ему диакона, — народ словами: "Христос воскресе."

Каждая песнь канона заключается малой ектенией и возгласом. После 3, 6 и 9 песни произносятся обычные возгласы при каноне утрени ("Яко Ты еси Бог наш." "Ты бо еси Царь мира," "Яко Тя хвалят"); после 1-й песни — возглас: "Яко Твоя держава;" после 4-й: "Яко благ я человеволюбец;" после 6-й: "Яко святися я прославися пречестное и великолепое имя Твое;" после 7-й: "Буди держава царствия Твоего благословенна и препрославленна;" после 8-й: "Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое" (см. Устав и Цвет. Триодь).

После канона поются: "Всякое дыхание," стихиры "на хвалитех" из Октоиха 1-го гласа и затем, "сошедшеся оба лика вкупе," поют на 5-й глас стихиры Пасхи ("Пасха священная нам днесь показася") с припевами ("Да воскреснет Бог" и проч.); во время стихир Пасхи, как бы в соответствие словам одной из них: "друг друга обымем," начинается целование (христосование), т. е. взаимное лобзание с приветствиями: "Христос воскресе," "Воистинну воскресе." Это целование сначала бывает в алтаре между священнослужителями и совершается cледующим образом: подошедший сперва целует крест, или Евангелие, или икону, смотря по тому, что держит в руках приветствуемый (священники, обыкновенно, имеют в руках кресты, диакоиы — Евангелия). а потом его самого в уста, со словами: "Христос воскресе;" приветствуемый отвечает: "Воистину воскресе."

Затем священнослужители выходят из алтаря пред царския врата христосоваться с мирянами и становятся все рядом на солее но правую сторону настоятеля; сначала подходят церковнослужители и похристосовавшись становятся в ряд священнослужителей (обыкновенно, имея в руках иконы Воскресения); затем подходят миряне н христосуются со всеми священно-церковно-служителями, по общему обычаю, т. е. так же, как это совершалось в алтаре между священнослужителями; потом и миряне взаимно между собою лобызаются, как во храме, так и вне храма, с тем же взаимным приветствием.

Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов (Лук. 24:14,34), в котором они, когда внезапно пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: "Христос воскресе!" и отвечали один другому: "Воистину воскресе!" Взаимное лобзание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и воскресением Иисуса Христа.

При целовании и приветствии верующие издревле дарят друг друга красными яйцами. Яйцо вообще есть символ жизни. В данном случае яйцо служит для нас символом воскресения Иисуса Христа. Подобно тому, как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая была совершенно сокрыта, — и Христос, лежавший во гробе, как мертвец, восстал из этого жилища смерти и тления. Вместе с этим яйцо является прекрасным символом и нашего возрождения в жизнь будущую. Как из яйца рождается живое существо и начинает жить полной жизнью, когда освобождается от скорлупы, заключающей в себе его зародыш, так при втором пришествии Иисуса Христа на землю и мы, отбросив все тленное здесь, где имеем уже зародыш и начало вечного бытия, силой воскресения Христова, возродимся и воскреснем для другой жизни.

Далее, яйцо знаменует наши два состояния: настоящее и будущее. С одной стороны, как в яйце, содержащем зачаток будущего существа, уже проявляется жизнь, но неполная, несовершенная, так и мы при настоящем земном состоянии не вполне достигаем удовлетворения свойственных нашей душе высших стремлений к истине, добру и счастью; с другой стороны, как существо, вышедшее из яйца, начинает жить полной живнью, удовлетворяя различные свои потребности, так и мы по воскресении вступим в совершенную жизнь, где ум наш познает истину лицом к лицу, воля достигнет высшего нравственного развития, и чувство будет наслаждаться нескончаемым блаженством. Окрашенное красною краской яйцо напоминает нам о том, что наша новая жизнь приобретена пречистою кровно Иисуса Христа; тот же цвет, принадлежа к светлым цветам, является знаком нашей радости о победе Иисуса Христа над смертию, об Его воскресении из мертвых и совершении Им дела нашего искупления.

Обычай взаимного обмена яиц, по сохраняющемуся в Православной Церкви преданию, обязан своим началом святой Марии Магдалине (см. 22 июл.), которая, представший императору Тиверию, поднесла ему красное яйцо с приветствием: "Христос воскресе!"

После христосования читается замечательнейшее по глубине мысли и силе чувства вдохновенное слово святого Иоанна Златоустого и поется в честь сего святителя тропарь.

Примечание. Это чтение слова святого Иоанна Златоуста не может быть опускаемо по произволу священника и заменяемо каким-либо иным словом, или поучением. Богатое внутренним содержанием, вполне соответствующее торжественнейшему празднику Воскресения Христова, с детства знакомое всему православному народу, оно составляет прекрасное заключение пасхальной утрени. Для проповеди, сочиненной на Светлый праздник священником, следует избрать другой момент пасхального Богослужения. Тем более не следует соединять с такой, вновь сочиненной проповедью, пение тропаря святому Иоанну Златоусту, как органически связанного с словом именно этого святого отца (Цер. Вест. 1888, 28).

Вместо славословия: "Слава Тебе, Христе Боже," священник поет начало тропаря: "Христос воскресе," который оканчивают певцы. Потом священник с крестом в руках говорит отпуст ("Христос воскресни,... живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере н всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец," — см. Пентикостарион), после которого, возвышая крест (и осеняя им крестообразно) произносит 3-жды: "Христос воскресе;" народ ответствует ему: "Воистину воскресе." После следующего затем тропаря: "Христос воскресе," поется: "И нам дарова живота вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению;" "посем многолетны ("Благочестивейшего, Самодержавнейшего"), и целуем честный крест, держимый в руку настоятеля; и час первый."

Часы пасхальные состоят не из псалмов, как обычные, а из песнопений. прославляющих всерадостное событие воскресения Господа. Вместо "Приидите поклонимся," поется "Христос воскресе," 3-жды; вместо 3 псалмов — стихира: "Воскресение Христово видевше," 3-жды; далее — ипакои: "Предварившия утро," кондак: "Аще и во гроб," тропарь: "Во гробе плотски," "Слава" — "Яко живоносец," "И ныне — богородичен:" "Вышняго освященное Божественное селение;" потом — "Господи помилуй, 40 раз," "Слава, и ныне,"’ "Честнейшую," "Именем Господним благослови, отче;" священник — "Молитвами святых отец," лик — "Аминь," "Христос воскресе," 3-жды, "Слава, и ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови".

Примечание. Священник, имеющий служить в день Пасхи литургию вместе с утреней, должен совершить все входное чинопоследование (полагаемое перед литургией) непосредственно после пасхальной полунощницы, перед утреней. Потом, облачаясь, тут же должен прочитать все молитвы, полагающиеся на облачение разных одежд, и затем уже приступать к совершению утрени. Такой способ чтения входных молитв и облачения в день Пасхи 1) дает возможность священнику выполнить требование Устава — читать входные молитвы не только не в полном обдачении, но даже без епитрахили, тем более, что он должен совершать пасхальную литургию в тех же ризах, в каких служил утреню; 2) устраняет необходимость с его стороны служить в ризах, при облачении коих не были произнесены, полагаемые в Служебниках, молитвы; 3) практикуется архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утренею; 4) на подобный порядок чтения входных молитв и облачения есть аналогичные указания в Уставе: накануне, напр., Рождества Христова, когда лит ургия совершается с вечерней, и эта вечерня, как утреня в день Пасхи, посредствует между входными молитвами и облачением священника, священник и входные молитвы, и облачение совершает по чину перед вечерней, и в том же облачении совершается до конца литургия (Рук. д. с. п. 1886, 4).

На первом часе положен его обычный малый (воскресный) отпуст ("Воскресни из мертвых Христос").

Таково последование как 1-го, так и 3 и 6 пред литургией и 9 часа пред вечерней, "кроме (как сказано в Ирмологии) отпуста, зане бывает вкупе" (т. е. отпуста после 1-го и 9-го часов не бывает).

Это же последование поется и вместо полунощницы, а также и вместо повечерия. Все эти службы совершаются иереями в епитрахили и фелони.

См. в Уставе и Пентикостарион; "аще ли не будет когда по нужде литургии."

Литургия совершается в самые ранние часы, так как пост прекращается в полночь.

Примечание. По разъяснению "Церк. Вест." литургия должна служиться сразу же после утрени или с небольшим промежутком (Цер. Вест. 1894, 8). Проскомидия совершается во время чтения часов (Цер. Вест. 1891, 7).

Относительно полагаемого после проскомидии каждения нужно иметь в виду, что указание Типикона (гл. 22) о порядке исхождения из алтаря для каждения всего храма не изменяется и для пасхального Богослужения, так как из того обстоятельства, что царския врата при этом бывают отверсты, нельзя выводить, что в это время все вхождения и исхождения должны быть совершаемы чрез них (Цер. Вест. 1892, 30). На праздник Пасхи и до Вознесения при начале литургии, вместо "Царю Небесный," священник должен читать "Христос воскресе," на Вознесение и до Пятидесятницы — тропарь Вознесения; "Слава в вышних Богу" в этом случае опускается, но "Господи устне мои" читается (Цер. Вест. 1887, 24, 1888, 3,1889, 12, 1892, 31).

Хотя литургия и есть такое, в своем основании Самим Господом установленное, священнодействие, которое менее всего может подвергаться изменениям; но Пасха и на нее налагает печать нарочитого величия и особенной дивно-торжественной красоты. Начало литургии изменяется так же, как и начало утрени. После обычного возгласа священник, держа в левой руке крест с трикирием и в правой — кадило, поет в алтаре: "Христос воскресе," 3-жды. Песнь эту повторяет и лик 3-жды, а затем по 1-жды после каждого из известных пасхальных стихов ("Да воскреснет Бог" и проч.), возглашаемых священником; затем, настоятель "вышним гласом" поет: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ," а лик доканчивает пение этого тропаря; далее следуют великая ектения и возглас, после которых поются праздничные антифоны и положено входное: "В церквах благословите Бога;" вместо "Трисвятого," поется: "Елицы во Христа," и бывает торжественное чтение Е вангелия.

Евангелие повествует о Божестве Иисуса Христа и оно читается в этот день потому, что воскресение Спасителя служит доказательством Его Божества. Для лучшего усвоения верующими повествуемого в Евангелии оно читается по частям, попеременно всеми священнослужителями. Практика относительно того, как разделять Евангелие на литургии в первый день Пасхи, не одинакова. В церквах столичных и при архиерейском служении чаще всего делят это Евангелие на три части:

1) от 1-го, кончая 5 ст.,

2) от 6, кончая 13 ст. и

3) от 14 до конца, — что вполне соответствует течению мыслей в этом Евангелии (Церк. Вест. 1888, 33). В знаменование того, что слава воскресшего Господа распространилась по всем народам, Евангелие возвещается на разных языках, в особенности па еврейском, греческом и римском, на которых была надпись на кресте Спасителя.

Примечание. Вместо этого обычая, имеющего на Востоке (откуда он и к нам перешел) глубочайший смысл, у нас на Руси с удобством могло бы быть чтение Евангелия на языках наших инородцев, которые живут в той или другой губернии. Такое чтение в целях миссионерских может быть перенесено, согласно с практикой восточных церквей, с литургии на вечерню первого дня Пасхи. При этом священнику подобает читать Евангелие на языке, который является преобладающим в его приходе — в приходах с коренным русских населением ему приличнее читать Евангелие на русском или па славянском языке. (Рук. д. с. п. 1885, 13; 1888, 8).

Для чтения Евангелия 1-й диакон или архидиакон выходит на обычное место, против царских врат, и становятся лицом на восток; другие диаконы становятся на различных местах, "от святого престола и до западных врат церковных, единому по единому; последи же всех стоит архидиакон" (лицом к востоку); 2-й диакон становится лицом — к западу, 3-й — к югу, 4-й к — северу. Этим знаменуется, что во всю землю, всем странам проповедано Евангелие о Христе Спасителе, и этому благовестию с благоговением внимает вся земля. Пред чтением Евангелия настоятель произносит: "Вонмем," и прочие тоже. Настоятель, стоя пред престолом па восток лицом, читает: "В начале бе Слово," и так далее. Прочие читают тоже.

Чтение Евангелия сопровождается колокольным звоном, который как бы возвещает всей твари высокое благовестие о Божестве и воплощении Бога Слова. Этот звон совершается так: к началу Евангелия и к каждой его части ударяют в церкви в кандию (в небольшой колокольчик), а по этому удару ударяют на колокольне в большой колокол (обыкновенно, бывает "перебор," т. е. ударяют во все колокола постепенно, начиная от маленького и кончая большим); по окончании Евангелия бывает звон во все колокола, но недолго. Затем на литургии встречаются еще следующие особенности: вместо "Достойно есть" поется ирмос: "Светися светися," с припевом: "Ангел вопияше;" вместо "Благословен грядый," "Да исполнятся уста наша," "Видехом свет истинный," "Буди имя Господне," н вместо псалма "Благословлю Господа," — поется: "Христос воскресе;" вместо: "Слава Тебе Христе Боже, упование наше," священник поет первую половину тропаря: &qu ot;Христос воскресе," а певцы доканчивают. Отпуст положен праздничный, который говорит иерей с крестом так же, как на утрене; по отпусте положено то же, что и на утрене.

Апостол. Деян. 1:1-8; 1 зач.

Евангелие. Иоан. 1:1-17; 1 зач.

О том, "како поется молебен" в 1-й и прочие дни святой Пасхи, см. в Уставе, перед последованием литургии в 1-й день Пасхи, и в Следов. Псалтири (причем Евангелие на этом молебне положено: в Уставе 114 зач. от Луки, а в След. Псалтири 116 зач. от Матфея).

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, "в честь и славу и в воспоминание славного воскресения" Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертию, или с изображением воскресения Христова. Самое слово "артос" греческое; по переводу на русский язык оно значит "хлеб." Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с воскресшим Господом (Деян. 10:41), по вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: "Аз с вами во вся дни" (Мф. 28:20), ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях, но не могли видеть Его плотскими очами. Естественным выражением этой пламенной веры учеников к своему Учителю и желания иметь постоянное напоминание об Его пребывании с ними, было то, что, приступая к трапезе, они оставляли не занятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: "Христос воскресе."

Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Что принято первыми учениками Евангелия из уст апостольских и совершалось ими ежедневно, то отцы Церкви последующих веков применили к празднику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви обычай апостольский. Так действительно сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Как у апостолов часть хлеба, полагаемая во время их собраний на месте, назначаемом для Спасителя, напоминала им о воскресшем Христе, так, но намерению святой Церкви, и в настоящее время артос, полагаемый во святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служит ь им к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами воскресшего Господа. Таким образом, приготовляя артос, святая Церковь подражает апостолам и напоминает сим священным хлебом о явлениях апостолам воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Такое значение артоса и раскрывается в молитве (см. ниже) на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

По Дополнительному Требнику освящение артоса в монастырях бывает в первый день святой Пасхи и совершается так: "Принесен бывает артос, сиесть хлеб, на сие приуготовленный, и на нем крест, написанный обычно, к иерею в алтарь; по совершении Божественныя литургии и по заамвонной молитве, рекшу диакону: "Господу помолимся," я клиру: "Господи помилуй," — чтет над ним иерей молитву сию:

"Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, я в освобождении людей Твоих от горькия работы Фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланного волею нас ради Агнца, вземлющого всего мира грехи, Возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови и освяти его, ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славного воскресения Тогожде Сына Твоего, Господа же нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством, ныне во светлый сей преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим; нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори, и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая: Ты бо еси Источник благословенья, и цельбам Податель, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу , со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне я присно, и во веки веков."

Лик: "Аминь." "Абие же кропит артос священною водою (Богоявленскою), глаголя: Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь, 3-жды. И по сем исходить и полагает его на аналое, людие же, приемлюще антидор, лобзают артос."

В день Пасхи и во всю Светлую седмицу артос полагается или в алтаре или в храме на аналое, нарочно к тому устроенном, вместе с иконой Воскресения Господня.

В монастырях после литургии бывает шествие в трапезу с иконой Воскресения Христова, с артосом, лампадой или двумя, при звоне во все колокола, и при пении "Христос Воскресе." После трапезы бывает возношение артоса. При возвышении артоса, келарь говорит: "Христос воскресе," однажды; все же отвечают: "Воистину воскресе;" потом, назнаменовав крестообразно артосом, он говорит: "Покланяемся Его тридневному воскресению," — и полагает артос на панагиар (особый сосуд). Затем все целуют артос, при пении 9-й песни канона Пасхи: "Светися, светися." После целования артоса полагаются ипакои, кондак Пасхи и бывает отпуст, а затем артос относится в храм, прежним порядком, и поставляется в храме на своем месте (см. подр. "Послед. артоса в день святой Пасхи, в Уставе и Цветной Триоди").

В приходских церквах во время крестных ходов, совершаемых в течение святой Пасхи (см. о них ниже), артос обносится вокруг храма. Как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу артос полагается в храме на аналое с иконой Воскресения Господня.

После литургии освящаются "брашна от мяс," чем и дается мирянам разрешение на вкушение этих брашн.

"Совершая благочестно, — говорится в Новой Скрижали, — память Христа, Агнца Божия, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия, в день святой Пасхи, приготовляют пищу из мяс безсловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет употреблять христианам сей обряд не для сохранения древняго иудейского закона, но для выражения христианского благочестия. Для сего, по окончании дней поста, при наступлении святой Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовной пищей и небесным хлебом от трапезы благости Божией, для некоторого телесного утешения и подкрепления, она приносит Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т. е. агнца, умоляя Бога благословить его для нас и сотворить полезным и приятным, дабы, вкусив его с благодарением, более и более с духовною алчбою и жаждою искали Самого Бога, Который есть пища душ и телес наших, и наслаждались Им непрестанно." "Молитва, во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую неделю Пасхи," печатается в Требнике и Цветной Триоди. Брашна от мяс освящаются вне храма. "Мяс православнии христиане, — предписывается в Уставе, — в церкви не приносят, но в дом ко иерею." В Требнике и Цветной Триоди есть другая "молитва во еже благословить сыр и яйца." По Новой Скрижали, этот обряд более принадлежит монахам, которые, после совершения литургии в праздник святой Пасхи, благословляют сыр и яйца, и потом предлагают на трапезе эту пищу, как благословенную, прежде всех других снедей. По Уставу, "яйца и сыр принесенныя поставляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносити."

"Вестно буди, говорится в Уставе, яко сицевый принос мяс и набелу (т. е. сыра и яиц) не есть пасха, ниже агнец, якоже некии глаголют и приемлют, и со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо cиe в жертву Богу приноситися имать, но токмо, начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено да будет. И сего ради оныя приноси, яко не суть Пасха, во алтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити по 3-му правилу святых Апостолов и по 99 правилу собора, иже в Трулле."

По установившемуся обычаю, священно-церновно-служители в течение Пасхи ходят по домам прихожан со святыней. Как служители святой Церкви, преисполненной в светлые пасхальные дни неизреченной радости, они эту радость износят за стены храма, идут с крестом и иконами на самые стогны, освящают и оглашают радостными церковными песнопениями дома духовных чад своих, открывают чрез то возможность принять участие в празднестве даже и тем, кто не мог быть сам во храме в эти великие дни, и обращаюсь домашнюю жизнь своих пасомых на время Светлого праздника в непрестанное славословие. Этим святая Церковь надеется достигнуть того, чтобы чада её, видя служителей её шествующими из дома в дом со святыней, слагали в сердце своем убеждение, что в пасхальные дни служба церковная не кончается с выходом из храма и что в эти дни и дома надо проводить время не иначе, как в песнопениях духовных.

В первый день Пасхи вечером, накануне понедельника, положена, после службы 9-го часа (см. 636 стр.), великая вечерня. Для совершения её, настоятель облачается "во всю священную одежду;" на ней после обычного возгласа положено пение: "Христос воскресе," и проч. — так же, как и в начале литургии; после следующей затем великой ектении поется: "Господи воззвах," и стихиры Октоиха 2-го гласа (воскресны и восточны, поемые в обычное время на вечерне в субботу на воскресенье), потом бывает вход с Евангелием и поется великий прокимен; после пения прокимна возглашается: "И о сподобитися нам" (и прочее обычно положенное перед чтением Евангелия), и, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, настоятель читает в алтаре, обратясь к народу, Евангелие, повествующее об указанном явлении; далее следуют ектении: "Рцем вси" и "Исполним вечернюю," с чтением между ними: "Сподоби Господи;" по возгласе: "Яко благ" (или после него и следующих за ним обычных на вечерне возглашений, кончая: "Буди держава"), поется стиховная воскресная стихира 2-го гласа: "Воскресение Твое Христе Спасе, всю просвети вселенную" (поемая в обычное время на вечерне накануне воскресенья), а после неё поются стихиры Пасхи ("Пасха священная") и в конце их — "Христос воскресе," 3-жды, кроме пения этого тропаря 1-жды в конце последней стихиры; непосредственно за этим следует: "Премудрость," "Благослови" и проч., как в конце утрени.

Примечание. В "Чине священного служения и обрядов" Московского Успенского собора сказано: "архиерей чтет святое Евангелие в алтаре, обратясь к народу." В монастырях и соборных церквах пред чтением этого Евангелия, все сослужащие выходят из алтаря и становятся по обе стороны по чину. Такого обычая следовало бы придерживаться и там, где он не принят (Цер. Вест. 1892, 6).

Евангелие. Иоан. 20:19-25, 66 зач.

От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008