Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Ни "камень велий зело," который был привален к дверям гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейскаго, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христовых, ни стража воинская, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, — ничто не удержало во гробе пречистого тела Господня. Самый момент славного воскресения Господня не возвещается во святом Евангелии.

Первую весть о воскресении услышали от ангела, сидящего у гроба Господня, святые жены мироносицы. Явление ангела, отвалившего камень от дверей гроба, сопровождалось землетрясением, от которого страшно испугались воины, бывшие на страже, бежали от гроба и были невольными свидетелями воскресения Иисуса Христа перед врагами Его. Как весть о славном воскресении Христовом в первый раз возвещена была святыми женам мироносицам от ангела, так и самое явление воскресшего Господа последовало прежде всего одной мироносице Марии Магдалине, а потом и прочим мироносицам.

"Жена, — учит святой Григорий Богослов, — из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого воскресшего Господа услышала первая радостную весть; дабы чья рука растворила смертное питие, та же самая подала и чашу жизни."

После Своего явления мироносицам в тот же день явился воскресший Господь апостолу Петру, потом двум апостолам, шедшим в Эммаус, и в тот же день к вечеру явился одиннадцати апостолам, собранным в горнице, двери которой "страха ради иудейска" были заперты.

Праздник Воскресения Христова называется Пасхой (от еврейского слова pesach, что значит проходит мимо), по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления Евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием воскресения Христова, наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

"Слово Пасха, говорит святой Амвросий Медиоланский, означает прехождение. Назван же так сей праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий, через воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечной смерти и работы вражия и даровав нам власть быть чадами Божиими (Иоан. 1:12)." "Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверсто Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскресающих, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу."

По учению святого Иоанна Златоуста, "воскресением Христовым огнь геенский угашается, червь неусыпающий издыхает, ад мятется, диавод стенет, грех умерщвляется, лукавые духи в бегство обращаются, произшедшие от земли на небо возносятся, бывшие во аде от уз диавольских свобождаются." "Се светлость достопоклоняемыя Пасхи нашея! Се таинства христиан! То есть, мы празднуем праздник воcкресения мертвых и жизни вечныя." По церковным песнопениям, Иисус Христос, "всю низложив смерти державу Своим воскресением, яко Бог крепкий, совознесе нас и обожи," "от смерти к жизни и от земли к небеси нас приведе," и мы, празднуя Пасху, "смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало."

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времени воскресения Христова торжеством апостолов, которые и заповедовали праздновать его всем верующим (см. 1 Евр. 5:5). Но в первые века христианства не везде в одно время праздновали Пасху. На востоке, в малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день весеннего месяца, в какой бы день седмицы ни приходилось это число. А западные христиане, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершали ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Два различные обычая существовали до I Вселенского собора (325 г.), на котором состоялось постановление праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье пасхального полнолуния, чтобы Пасха христианская всегда праздновалась после иудейской.

Само начало празднование святой Пасхи в первые века христианства не во всех Церквах было одновременно. Одни из христиан, именно римские, прекращали пост и начинали празднование в самую полночь наступающей Пасхи; некоторые из восточных христиан начинали праздник в средние часы ночи перед Пасхой, не прежде, впрочем, первого часа по полуночи, а иные — с четвертой стражи, т. е. с 4-го часа утра по нашему счету, — с рассвета. Разногласие по этому вопросу продолжалось до VI Вселенского Собора, на котором определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи в средние часы ночи по Великой субботе (89 пр.). С этого времени утвердился повсеместно однообразный обычай начинать торжество праздника Пасхи тотчас после полуночи.

"В полночь, — говорит в одном из своих слов Московский первосвятитель Филарет, — поспешила собрать нас Церковь для начатия торжества. Почему так? Потому, что желательно было, сколько можно, сблизить начинательное время праздновала с временем празднуемого, то есть, воскресения Христова. Время это не совершенно нам открыто. Когда мироносицы, при восхождении солнца, шли ко гробу Господню, он уже был открыт, и ангелы возвещали воскресение Христово, уже совершившееся. Гораздо ранее потряслась около гроба Господня земля, ангел отвалил от гроба камень, и светом своего явления привел в ужас и тем удалил стражей, чтобы открыть мироносицам и апостолам свободный доступ ко гробу. Еще ранее совершилось воскресение, поелику оно совершилось при запечатанном гробе, как свидетельствует хранительница Христовых таин святая Церковь; но только не прежде полуночи, поскольку оно, по предречению Господню, долженствовало быть тридневное, и потому войти хотя в первые посленолуночные часы дня после субботнего. В сих-то ча сах сокрытую, беспримерно высокую и чудесную минуту воскресения желали мы уловить началом нашего торжества, чтобы праздник, по возможности, составлял едино с празднуемым событием, так как и празднующие призываются быть едино с Творцом праздника."

В ряду Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он есть праздник по преимуществу и "столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды."

Ибо что служит основанием всех празднеств священных? — "В одних, как поучает преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, выражается преимущественно твердость и чистота веры; в других особенно открывается благодеяние любви и добродетели; в иных ощутительнейшим образом просиявает высота и святость упования христианского. Но воскресение Иисуса Христа совмещает в себе сии качества в самой высшей степени. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных." Вот почему день Христова Воскресения поистине есть "праздников праздник и торжество торжеств," и потому он праздновался и празднуется особенно светлым и торжественным образом.

В "сей нареченный и святый день," — воспевает святая Церковь, — "просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Божия и радости исполняется благочестивых собрание."

Как праздновался великий праздник Пасхи в древности в быту семейном, общественном и гражданском и как его должно праздновать — это видно из замечательного по силе одушевления слова святого Григория Нисского, сказанного им в этот праздник:

"Сегодня, говорил святой Григорий, вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенные, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиной праздника. Бедный украшается как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновенная; старец, подобно юноше, слешит принять участие в радости, — и больной превозмогает болезнь свою; — дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душой, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими. и сама она, и муж ее, и дети, и слуги, и домочадцы, — все веселятся. Как новый, только что образовавшейся рой пчел, в первый р аз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящей праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома.

И поистине справедливо сравнивают настоящий день с днем будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных.

Ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Ныне освобождается узник; должнику прощается долг; раб получает свободу, по благому и человеколюбивому воззванию Церкви, не с бесчестием и заушениями, не ранами освобождается от ран, как это бывает во время народных празднеств, на которых рабы, выставляемые на возвышенном месте, стыдом и посрамлением искупают свою свободу, но отпускается с честью, как это знаете вы сами; ныне и остающейся в рабстве получает отраду. Если бы даже раб сделал много важных проступков, которых нельзя ни простить, ни извинить; и тогда господин его из уважения ко дню, располагающему к радости и человеколюбие, приемлет отверженного и посрамленного, подобно Фараону, изведшему из темницы виночерпия; ибо знает, что в день будущего воскресения, по образу коего мы чествуем настоящей день, он и сам будет иметь нужду в долго терпении и благости Господа и потому, оказывая милость ныне, ожидает воздаяния в тот день.

Вы слышали, господа, не постыдите же меня пред рабами, будто я ложно восхваляю день сей; отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отъял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленных, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом, изведите на свет заключенных, как во гробе, в темных углах ваших домов; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника. Если день рождения земного царя отверзает темницы, то ужели победный день воскресения Христа не утешит скорбящих! Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас! Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни! В нем сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15:32).

Точно также и другие святые отцы в своих поучениях на день святой Пасхи с особенной настойчивостью призывают верующих к достойному празднованию Воскресения Христова. "Воскресения день, — учит святой Григорий Богослов, — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем: "братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас" (Ис. 66:5), кольми паче тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению, простим друг друга."

"Принесем дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях. Это — вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые — рабы дольнего, рабы миродержителя. Нет, принесем самих себя —стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства настоящего праздника, и то, за кого Христос умер. Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Него; ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его пищей; принял вид раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел безславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении. Пусть кто-нибудь все отдаст, все пр инесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если Представить Ему самого себя, разумеющего силу таинства и сделавшегося всем для Христа, как Он для нас."

"Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых, — восстаньте с ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истреблялся смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: "итак, кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5:17); обновляйтесь."

"Обновитесь ныне, — поучает святой Епифаний Кипрский, и дух правый обновите в сердцах ваших, дабы уразуметь тайну нового и истинного праздника; дабы насладиться ныне веселием истинно-небесным." "Празднество наше, если только хотим, чтобы оно было приятно и угодно Господу, необходимо должно соединяться со всеобщим воздыханием Церкви к Богу и воспоминанием о братиях наших, кои претерпевают всякую нужду и бедность. Ибо, если страждет один член, с ним страждут все члены. Итак, будем сострадательны к братьям вашим, кои суть члены наши; будем оказывать помощь им: одни посредством своих имений, другие поередством учения и других благотворений, а все вообще посредством молитв наших пред Богом. Да будет, умоляю вас, общая всем молитва."

"Да торжествуем убо,_наставляет святой Иоанн Златоуст, — и да празднуем не в квасе ветхом, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины" (1 Кор. 5:7), веруя во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную, Нераздельную; веруя воскресению и ожидая Господа, паки приити имущего уже не в виде смиренном и уничиженном, но в славе и великолепии, в сопровождении сияющих ангелов, с трубою, со страхом и радостию: с радостию для святых и праведных, со страхом же для нечестивых и грешных."

"Будем жe праздновать этот величайший и светлый праздник, в который воскрес Господь, будем праздновать его светло и вместе благочестиво: ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собой вселенную."

"Что пользы, — говорит святой Амвросий Медиоланский, — от празднования Пасхи тем, кои празднуют ее только наружно, а не последуют внутреннему её значению, то есть: не исходят из боготворимого ими Египта и не переходят от дел тьмы к делам света, "дабы … получить усыновление" (Гал. 4:5), чтобы таким образом возвратиться из страны своего пришельствия во отечество небесное? Что пользы таковым, если они и участвуют в радостях Агнца Пасхального, но все их радости только и вращаются около мяс Египетских; если они далее трапезы предлагаемых им яств и пития не возвышаются ни умом, ни сердцем; если предаются одним

Только чувственным удовольствиям, нимало не помышляя о своем прехождении на лучшее? Что пользы им от сего? Они достойны всякого сожаления, и Церковь молится за них, да вразумит и наставит их на путь правый наш Господь Иисус Христос — Пасха наша вечная. Молю же и я вас, братие, да празднуете Пасху достойно её значения, творяще сообразное прехождение: грешники да празднуют ее, преходя от греховной жизни к добродетельной; "кто из нас совершен" (Филип. 3:15) да празднуют ее, преходя от праведности своей к большей праведности, от благочестия к вящему благочестию, от совершенства к совершенству, так чтобы никто из вас не оставался без прехождения на лучшее и от лучшего еще и еще к лучшему, "забывая заднее и простираясь вперед" (Филип. 3:13). Празднуя таким образом Пасху, мы пребудем истинными христианами, достойно совершающими свою Пасху; в чем да поможет нам благодатию Своею Сам Виновник настоящего празднества, Господь наш Иисус Христос, Который живет и царствует в бескон ечные веки веков."

В службе праздника Пасхи воспевается богосветлая победа Господа нашего Иисуса Христа над всеми врагами нашего спасения и дарование нам жизни вечной. Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем. так что Церковь Христова в это время представляется скорее торжествующею на небесах, нежели еще воинствующею на земле. Величественное и многознаменательное пасхальное Богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешитедьного для сердца. И если когда христианское сердце бывает всего более возвышенно настроено, чуждо разного рода земных и низменных интересов, а тем более чуждо всего греховно-преступнаго, если когда оно бывает всего глубже исполнено священного духовного содержания, то это именно в минуты величественнейшего пасхального Богослужения, когда христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями. Сила благодати Божией за пасхальным Богослужением наполняет душу христианина неизъяснимым умилением, тихим счастьем, высоким блаженством блаженной любви к Богу — Спасителю и к людям — братьям о Христе.

Молитвословия праздника

Тропарь, гл. 5.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, гл. 8.

Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подати воскресенье.

Екзапостиларий.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: пасха нетления, мира спасение.

Богослужебные указания

Так как Пасха выделяется из ряда других праздников, то и последования служб ее отличаются от служб других праздников. Некоторые ежедневные службы, обычно совершаемый святой Церковью, в Светлую седмицу изменяются. На утрене пасхальной не бывает шестопсалмия, не поется ни иолиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие; не отправляется обычным образом ни повечерие, ни полунощница, ни часы, и вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются песнопения, прославляющая воскресение Христово и Его победу над адом и смертию.

Чтение псалтири во всю Светлую седмицу прекращается. Выражая избыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением. Ныне поющиеся песни, принадлежащие большей частью святому Иоанну Дамаскину, составлены им на основании сочинений древних отцов Церкви, преимущественно святых Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей Пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в ознаменование того, что воскресением Иисуса Христа "небо отверзто" (Иоан. 1:51) и отверзты "нам райския двери." "Да будет известно, говорится в Уставе, яко врат царских алтаря, великих же и от стран малых, по церквам не затворяем и во время причащения."

Примечание. Царские врата (а также северные и южные алтарные двери) отворяются пред крестным ходом (после того, как в 1-й раз будет пропето: "Воскресение Твое Христе Спасе"), в начале пасхальной утрени (Цер. Вест. 1895, 5), с какого времени и остаются в течение всей Пасхи открытыми.

Во всю Пасхальную седмицу, по общепринятому обычаю (см. Цер. Вест. 1892, 29), бывает целодневный церковный звон, в знак нразднования победы Воскресшего Господа над смертью и адом.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008