Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Великая суббота

В Великую субботу святая Церковь воспоминает: погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, сошествие душою во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцем и Святым Духом и вместе с тем предуказывает наступление великого события воскресения Христова. В исключительных, особенных службах Великой субботы святая Церковь, проливая слезы любви и благодарности к Положившему жизнь Свою на други и враги Своя и телом Почившему во гробе, призывает всех и все к святейшему и драгоценнейшему гробу этому — чаянию всех языков, созывает к нему и небо и землю, и ангелов и человеков; окружает его светлым облаком древних свидетелей, за тысячелетия его провидевших, и собором новозаветных провозвестников, здесь пред Распятым как бы дающих отчет в своей всемирной проповеди об искупительных Его кресте, смерти и воскресении.

Все Богослужение Великой субботы представляет чудное, беспримерное сочетание самых противоположных чувств — скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. Церковные Богослужения начинаются в этот день с начала его, с самого глубокого утра, и продолжаются преемственно до конца его, так что последние песни субботние сливаются с воскресными и замирают только при начинающихся уже звуках торжественнейшего "Христос воскресе!"

Молитвословия дня.

Тропари, гл. 2.

Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

"Слава:"

Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесным взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

(Этот же тропарь — и воскресный 2-го гласа).

"И ныне."

Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

Кондак, гл. 6.

Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный Безсмертный: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: ия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.

Тропарь, гл. 8. (вместо Херувимской песни).

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным; предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Утреня.

В 7-м (по нашему — в 1-м) часу ночи ударяют "в тяжкая и великая" и начинают утреню по обычаю (см. 590 стр.). Но после великой ектении и возгласа поется на 2-й глас: "Бог Господь," 4-жды (с произнесением обычных стихов), и тропари: "Благообразный Иосиф," на "Слава" — "Егда снизшел еси" и на "И ныне" — "Мироносицам женам." Посем настоятель свещы раздает братии" (обыкновенно, во время пения тропарей отверзаются царския двери и настоятель раздает свечи предстоящим). Затем все священнослужители исходят царскими дверьми на средину храма, становятся вокруг плащаницы, и совершается погребальное; причем священнослужители и все присутствующие подобно тому, как это бывает при погребении, стоят с возженными свечами. Само погребальное пение состоит из пророчески предъизображающей страдальческую жизнь Спасителя на земле 17-й кафизмы (118 пс.), разделенной на три статьи; к каждому стиху её прибавляются краткие песнопения, или & quot;похвалы" умершему и погребенному Господу, представляющие в своем содержании дивное соединение догматических созерцаний и сердечных чувствований, плача и радости: то они прославляют и величают неизреченное долготерпение, милосердие, безмерное человеколюбие Господа и спасительные страдания Его; то изображают ужас, изумление всей твари, благоговейное недоумение и священный трепет неба и земли при виде Господа, во гробе почившего; то раздается в них материнский плач Богородицы и вопли сердечные всех сострадающих Спасителю и погребающих Его; то, наконец, звучит голос веры, провидящей в мрачном гробе, восприявшем в недра свои пречистое тело, светлый чертог Победителя ада и смерти.

Примечание. В практике приходских церквей принято петь из каждой статии только несколько начальных похвал и стихов, а также в конце — "Слава" и "И ныне" с их похвалами; все же прочее обыкновенно читается священником (при соборном служении — по очереди).

Каждая статья кафизмы оканчивается малой ектенией и возгласом. После 1-й статьи возглас: "Яко благословися Твое имя и прославися Твое царство," после 2-й статьи: "Яко свят еси, Боже наш, Иже на престоле славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем;" после 3-й статии (т. е. после тропарей н малой ектении): "Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безвачальным Твоим Отцем." (Эти возгласы напечатаны в Триоди Постной). На каждой статье бывает каждение. После 3-й статьи поются воскресные тропари: "Ангельский собор удивися," а затем непосредственно следуют: малая ектения, возглас (см. выше), седальны и 50-й псалом (при чем во время пения воскресных тропарей, обыкновенно, совершается каждение всего храма и народа, после чего священнослужители.уходят царпскими вратами в алтарь, царския врата затворяются, и все предстоящие гасят свои свечи). Непосредственно после чтения 50-го псалма поется канон Ве ликой субботы: "Волною морскою," — одно из самых дивных и прекраснейших созданий церковной христианской поэзии. Этот канон отличается необыкновенной торжественностью тона, силою чувства и глубиною догматического содержания. Ирмосы первых его четырех песней составлены инокиней Кассией, а тропари этих песней — Марком епископом Идрунским. остальная же часть канона — святым Космой Маюмским.

Не только содержание и дух, кроникающий этот канон, а даже самый напев его ирмосов с неодолимою силой действует на чувство и осеняет душу верующего тихой радостью и трогательным умилением. После целого ряда скорбных воспоминаний о неповинном осуждении, истязании и убиении Святейшого Праведника, святая Церковь в каноне субботнем обращается теперь взором своим к самому лицу Умершего в состоянии гробового Его покоя; и здесь, на самой крайней степени Его уничижения, под покровом мертвенности, созерцает и величает "Божественное истощание;" в самой глубине этого истощания видит сиящиий свет славы Божественной, осветившей в это время преисподняя земли.

Так как песни канона устремляют мысль верующего на Божественное достоинство и величие Умершего и Погребенного ради нас, то и чувство печали, сообразно тому, принимает уже более вид благоговейного удивления к крайнему снисхождению Сына Божия; чувство скорби проявляется здесь уже в более тихом, спокойном выражении, без воплей и стонов сетования, неудержимо и неистощимо наполнявших собою предыдущие службы Великой пятницы. Чаще и чаще приходит эта мысль о победоносном сошествии Распятого и Покоящегося во гробе во ад, соединенная с радостною надеждою узреть скоро и свет Его воскресения. И звуки скорби невольно прерываются победными воззваниями, слезы сетования естественно переходят в слезы радования. Жены, пришедшие помазать Иисуса миром, "плачут горько" над гробом Его, но в то же время они уже взывают: "сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен." Сам, наконец, Победитель смерти и ада призываете всю тварь к радости и веселию о пленении Им ада, из бавлении Им Адама и Евы и об Его Божественном воскресении, взывая: "да радуется тварь, да веселятся вси земнороднии:" "враг пленися ад." "Адама и Еву избавляю всеродно и в третий день воскресну." Но особенно в трогательнейшей и отраднейшей последней песне канона Он высказывает всем верующим высокие утешения в отраду рыдающей Своей Матери: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе:" "возстану бо и прославлюся. и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия."

После канона и следующих за ним обычных малой ектении и возгласа, вместо светильна, поется: "Свят Господь," 3-жды. во глас 2-й, затем — "Всякое дыхание," хвалитные псалмы, стихиры "на хвалитех" (на "Слава" — "преблагословенна еси Богородице Дево"), а затем поется славословие великое. Во время пения великого славословия снова растворяются царские двери, священник, облаченный (во время канона) "во вся священные одежды" (при соборном служении настоятель — в полном облачении, иереи же, облаченные "токмо в ризы"), и диакон выходят царскими дверьми из алтаря на середину храма пред плащаницу и трижды с каждением обходят плащаницу; предстоящее снова зажигают свои свечи; затим, при пении последнего "надгробного" (протяжно поемого) "Трисвятого," открывается торжественнейшее действие утрени Великой субботы — шествие с плащаницей вокруг храма, так живо и наглядно переносящее наши мысли и чувства к том у времени, когда Иосиф и Никодим, забыв всякий страх пред сонмищем Иудейским, с заботливой любовно, с несокрушимой преданностью, воздавали последнюю честь Распятому, бережно снятое со креста Его пречистое тело "плащаницею чистою обвив" и "во гробе" положив.

Настоятель, "взем Святое Евангелие на главу, исходит со оным под плащаницею, наддержащим священником" (см. Служ. на кажд. День Страст. седм.). т. е. настоятель идет в сопровождении прочих священников, которые и поддерживают со всех сторон плащаницу (при недостатке же участвующих в Богослужении священников, обыкновенно, плащаница по углам и со всех сторон поддерживается мирянами). Это торжественное шествие направляется в западный двери вокруг церкви, на право к востоку, в предшествии диакона с кадил он, в преднесении двух свещников и в сопровождении народа со свещами.

Примечание. По разъяснению "Цер. Вест." (1892, 29), хотя в Уставе и не говорится о крестиом ходе при обхождении церкви с плащаницею в Великую субботу и в святую Пасху с преднесением святого креста запрестольного и хоругвей, но совершение при этом крестного хода настолько общеобычно в Православной Церкви, что какому-либо сомнению в данном случае не должно быть.

"Поюще Трисвятое надгробное" (см. Уст.), обходят один раз вокруг храма, при чем бывает звон в перебор по похоронному, а когда войдут во храм, бывает звон во вся, краткий. Иерей с плащаницей и Святым Евангелием, войдя во храм, доходит до царских врат. ожидает конца пения "Трисвятого" и возглашает (стоя под плащаницею, пред царскими вратами): "Премудрость, прости," затем идет обратно, полагает плащаницу на прежнем месте и, по разъяснению "Цер. Вед." (1897,14), на ней полагает Святое Евангелие; лик же, после возглашения иерея тотчас поет протяжно: "Благообразный Иосиф," 1-жды, а иерей во время пения сего тропаря кадит трижды вокруг плащаницы. (См. Цер. Вед. 1897, 14). После пения "Благообризный Иосиф" следуют: тропарь пророчества, "Вонмем," прокимен, "Премудрость," надписание паремии, "Вонмем," чтение паремии, а затем — прокимен и чтения (предваряемые и заключаемый теми же возглашениями и молитвословиями, как я на вечерне Великой пятницы) Апостола и Евангелия.

Паремия. Иез. 37:1-14 (О сухих костях, оживших среди поля).

Апостол. 1 Кор. 5:6-8; Гал. 3:13-14 (Об искуплении нас от клятвы законной Иисусом Христом, Который Сам стал по нас клятвой).

Евангелие. Мф. 27:62-66; 114 зач. (О запечатании и о хранении гроба военной стражей).

Все эти чтения бывают перед плащаницей.

Примечание. По нашему Уставу, после выноса плащаницы "входит настоятель со Евангелием в царския двери, и полагает Евангелие на престоле, плащаницу же на уготованном столе. во образ гроба." В виду этого замечания Устава, как утверждают некоторые (см. Моск. Цер. Вед. 1896. 27), положенное на утрене Великой субботы Евангелие следует читать в алтаре, а не перед плащаницей. За такое чтение стоят все древние уставы и нынешний Коистантинопольский. Даже по уставу Новгородскому, по которому плащаница остается среди храма до отпуста предпасхальной полунощницы, Евангелие читается в алтаре. По тому же мнению, неправильно поступают и те, которые полагают Евангелие на плащаницу на все время пребывания последней на средине храма, объясняя это какою-то параллелью с погребением священническим. По приведенному нами выше разъяснению "Цер. Вед.," святое Евангелие полагается на плащанице, а по разъяснению "Цер. Вест.," в Великие пятницу и субботу, когда находится плащаница на средин е храма, ектении, входы, чтения апостола и евангелий (а также и заамвонной молитвы), даже входных молитв, творятся везде пред плащаницею (Цер. Вест. 1890, 2).

После Евангелия (по произнесении, как это принято в некоторых местах, приличного дню поучения) следует сугубая ектения, начинающаяся прошениями: "Рцем вси," "Господи Вседержителю," возглас ("Яко милостив"), просительная ектения ("Исполним утреннюю молитву") и прочее, — так же, как на утрене с великим славословием (см. ниже, Табл. утр.); отпуст (в царских вратах) — тот же, какой и на царских часах Великой пятницы (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.), а после отпуста многолетие ("Благочестивейшего, Самодержавнейшего"). "И бывает целование плащаницы," "певцы же поют стихиру, гл. 5: Приидите ублажим; и час 1-й" (см. Уст.).

На 1-м часе (но указанию Триоди Пост., совершаемом "в притворе") положены тропарь (перед богородичным 1-го часа) и кондак (по "Отче наш") Триоди и прочее по обычаю; но после: "Благослови", — обычный малый отпуст: "Христос истинный Бог," затем лик поет: "Господи помилуй," 3-жды, чем и кончается 1-й час (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.).

Часы: 3-й, 6-й, 9-й, с присоединением к ним изобразительных, совершаются "при часе 4-м (по нашему, 10-м) дне" вместе (но указание Устава "в притворе"), — так же, как и в Великий четверг; только на изобразительных положено: "Господи помилуй," (вместо 40) 12 раз (сн. в Уст. Мр. гл. 26 мар., "Аще случится в субботу великую" Благовещение), и обычный малый отпуст: "Христос истинный Бог наш" (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.).

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечернею (по указанию Устава, "о часе 10-м дне," т. е. в 4-м часу по полудни). Так как последняя церковная служба, по общему порядку, относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются воскресные; вследствие этого литургия Великой субботы является величавым завершением страстных служений и в то же время прямым, непосредственным предпразднством величайшего христианского торжества, отраднейшим предначатием Пасхи. (См. подр. Прав. Соб. 1891. 4, 422-465 стр.; 1893, 6, 67-97 стр., 7, 191-229 стр.).

Вечерня (начинающаяся возгласом литургии) совершается, кончая пением: "Господи воззвах," так же, как и в Великий четверток; но в составе стихир "на Господи воззвах." кроме триодных, положены из 1-го гласа Октоиха 4 воскресные стихиры и догматик: "Всемирную славу" (см. их в Триоди, на ряду); потом бывает палый вход с Евангелием (около плащаницы), обычное возглашение диаконом: "Премудрость прости," поется: "Свете Тихий," диакон возглашает: "Премудрость;" но обычно следующего затем прокимна (а также и возглашений пред иим: "Вонмем," "Мир всем," "Премудрость, вонмем") не положено, а непосредственно, после пения: "Свете Тихий," возглашается: диаконом — "Премудрость," чтецом — надписание 1-й паремии, диаконом — "Вонмем," и начинается (перед плащаницей) чтение 15 паремий (из которых каждая предваряется вышеуказанными возглашениями). В этих паремиях собраны почти все главные п ророчества и прообразы, относящееся к лицу Иисуса Христа, искупившего нас от греха и смерти Своею крестной смертью и увенчавшего великое дело искупления преславным Своим воскресением. После 6-й паремии поется: "Славно бо прославися." Чтение паремий заключается песнию трех отроков: "Господа пойте," и проч.. после чего с.твдует, как и в Великий четверток, малая ектения и за нею обычным на литургии порядком возглас: "Яко свят... ныне и присно," и проч.; но, вместо "Трисвятаго," поется: "Елицы во Христа." Это пение, а также и следующее потом чтение (за плащаницей) апостола о таинственной силе крещения служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в этот день оглашенных. После чтения апостола, вместо "Аллилуиа," чтец возглашает из 81-го псалма (содержащего в себе пророчество о силе воскресшего Господа) последний стих: "Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех," и затем по порядку, начиная с 1-го, прочие сти хи 81-го псалма, а певцы после каждого стиха поют на гл. 7-й: "Воскресни Боже.... во всех языцех;" в конце же чтец возглашает 1-ю половину этого стиха, а певцы поют его вторую половину.

Примечание. Вместо стихов 81-го псалма, иоложенных в Триоди Постной, в некоторых приходских церквах поют (трио) следующие: 1) "Воскресни Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки." 2) "Христос новая пасха, живожертвенная жертва, Агнец Божий. вземляй грехи мира." 3) "Течаху жены возвестити апостолом: дерзайте убо и возопийте, яко воскресе Господь." 4) "Ангел вопияше Благодатней: радуйся. Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой 6о Сын воскресе тридневен от гроба." Стихи эти печатаются в "Обиходе нотного пения" и др. изд. Придворной Певческой Капеллы.

Во время пения этих стихов переменяются темные одежды престола, жертвенника и проч. на светлые, священнослужители тоже переоблачаются в светлые одежды. Диакон в белых ризам, изображая собой первого свидетеля и вестника воскресения Христова — светлого ангела, слетевшего ко гробу, выходит с Евангелием из алтаря к плащанице и читает всерадостное Евангельское благовествование о воскресении Христа Спасителя, так как вечерня в этот день относится к первому дню Светлого Христова Воскресения. Вместо херувимской песни, поется умилительная песнь: "Да молчит всякая плоть человеча;" пред входом ее поют до слов: "предходят же Сему," а после входа начинают с этих слов и поют до конца (Церк. Вест. 1892, 37). Великий вход совершается около плащаницы. Вместо: "О Тебе радуется," поется ирмос 9 песни канона: "Не рыдай Мене Мати." По приличию времени избран причастен: "Воста яко спя Господь." Заамвонная молитва читается за плащан ицей. Все остальное совершается по чину литургии святого Василия Великого. Отпуст произносится "обычный" (Служ. на каж. день страст. сед.).

Парем. 1) Быт. 1:1-13. 2) Ис. 60:1-16. 3) Исх. 12:1-11. 4) Ион:1-4. 5) Иис. Нав. 5:10-15. 6) Исх. 13:20-14, 20-22, гл. 14, 15:1-19. 7) Соф. 3:8-15. 8) 3 Цар. 17:8-23. 9) Ис. 61:10-11, 62:1-5. 10) Быт. 22:1-18. 11) Ис. 61:1-9. 12) 4 Цар. 4:8-37. 13) Ис. 63:1-9, 64:1-5. 14) Иерем. 31:31-34. 15) Дан. 3:1-51.

Αпостол. Рим. 63-11; 91 зач.

Евангелие. Мф. 28:1-20; 115 зач.

После отпуста литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд есть воспоминание о древнем обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение книги Деяний ипостольских. В виду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоящего бдения, Церковь подкрепляла верующих благословенными хлебом и вином.

См. "Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургия, будет час 2-й нощи" (т. е. 7 вечера, по нашему счислению).

Примечание. Повечерие в зтот день не доложено, и совершение его по обычному порядку прекращается до Фоминой недели.

См. в Уставе: "Аще ли некия нужды ради великия несть литургии."

В ночь на Пасху святая Церковь предписывает (см. Уст.) упражняться в чтении Деяний святых апостолов, как непререкаемых свидетелей и громких провозвестников Божественности Христа и Его воскресения. Это бодрствование нового Израиля напоминает бодрствование древнего Израиля в ночь избавления первенцев его от смерти в Египте. Перед чтением Деяний чтец возглашает: "Деяний святых Апостол чтение," иерей ответствует: "Молитвами святых Апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас." По Уставу, вся книга Деяний должна быть прочтена до 4 часа ночи, по нашему счислениго до 10-го часа вечера. Затем, зажигаются "вся кандила" и ударяют в колокол; начинается полунощница.

Эту полунощницу. как и всякую другую, иерей совершает в одной епитрахили. Порядок этой полунощницы, от начала до чтения 50-го псалма, такой же, какой бывает и на полунощнице воскресной; затем вместо канона праздничного, полагается канон Великой субботы; тропарей троичных не бывает, а по "Трисвятом" и возгласе поется тропарь: "Егда снизшел еси;" потом говорится сокращенная сугубая ектения: "Помилуй нас Боже," и отпуст. Так как на этой полунощнице после 3 и 6 песни канона полагаются чтения, то Устав и предписываем начинать ее за 2 часа до утрени; но в приходских церквах эти чтения, обыкновенно, опускаются, а потому в этих церквах и начинают полунощницу менее чем за час до утрени. По окончании полунощницы все священнослужители в полном облачении безмолвно, трижды окадив плащаницу, переносят ее с середины храма в алтарь царскими вратами и полагают на престоле, снова трижды кадят плащаницу и затворяют царские врата. Обыкновенно певчие во время перенесения плащаницы пою т положенный на полунощнице того дня, после "Отче наш," тропарь: "Егда снизшел еси."

Примечание. Наш Устав, указывая на утрене Великой субботы, после великого славословия, вынести из алтаря с Евангелием плащаницу, замечает, что после такого выноса плащаница полагается на средину церкви, но до каких пор она должна здесь оставаться, куда и с какими обрядовыми действиямв потом убираться, не указывает, а практика решает дело различно. В одних храмах плащаница убирается на свое обычное место в Великую субботу, после литургии, и убирается без всякой торжественности. В других храмах, вместо убранной таким образом плащаницы, полагается на средину храма, на столике, другая, меньшего размера и на тонкой материи, плащаница ("напрестольная"), которая во время пения канона на предпасхальной полунощнице вносится, с каждением, в алтарь и полагается на престоле, где и лежит до Вознесения, когда после литургии, без всякой обрядности, убирается в ризницу. Старопечатные уставы, как и нынешний, не дают решения поставленных нами вопросов. Но в уставах более раннего времени, письменных, встречаются указания относительно данного предмета. По древнему (XVI в.) уставу Константинопольскому, принятому в свое время "по всем митрополиям," как и по нынешнему Константинопольскому уставу, а также по уставам монастырей: Иосифова Волоколамского (XVI в.), Троице-Сергиева (XVII в.), Антони-ева (XVII в.), а также и Успенского Собора (XVII в.), плащаница полагается на престол на утрене Великой субботы, после входа с нею из алтаря, причем уставы Волоколамский и Сийский указывают, что она должна лежать здесь до недели Фоминой (убирается после литургии в субботу на Пасхе). По уставу Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря (ΧVII в.), данному его основателем патриархом Никоном, "одр с плащаницею стоит среди храма до литургии" Великой субботы. На литургии, на малом входе, архимандрит и священники берут плащаницу из гроба, вносят в алтарь (сзади диакона, несущего Евангелие) и полагают на престол, где и лежит она до недели жен мироносиц, когда убирается на свое место. По другому уставу Т роице-Сергиева монастыря (вклад старца Авраамия Палицына в 1611 г.), плащаница остается среди храма до великого входа на литургии Великой субботы, когда вносится диаконами на главах в алтарь. По уставу Новгородского Софийского собора, плащаницы, после обнесения их вокруг храма, в алтарь не вносятся, но остаются среди церкви до отпуста предпасхальной полунощницы, которую служит священник с диаконом. "И по отпусте подунощницы," говорится в уставе, "облачится протопоп с братиею" и все выходят на средину храма — ко гробу Господню; туда же подходят с своего места и архиерей я "знаменуются у Святых Страстей (икона) и у гроба Господня." Протопоп, предшествуемый протодиаконом со свечею, кадит "праздник" (икону), гроб, архиерея и духовенство, после чего протопоп с иереи из гроба Господня подъемлют плащаницы на главы своя и относят в алтарь и полагают на престоле, "и, по положении на престоле плащаниц всех, прием протопоп кадило, кадит престол, иереев и диаконов; и с кадилом паки отходят ко гробу Господню и кадит гроб и относят его на преждереченное место от царских врат, где прежде был." Гроб провожают архиерей и все духовенство, два диакона кадят. Когда поставят гроб на место, архиерей и все духовенство покланяются ему и целуют. Таким образом, указанные письменные уставы разнообразно решают поставленные выше вопросы относительно того, когда и как уносить святую плащаницу на нрестол и убирать ее с престола; но в них нигде нет указаний убирать плащаницу во время предпасхальной полунощницы. (См. подр. Моск. Цер. Вед. 1896, 27).

При совершении этой полунощницы употребляются облачения воскресные, так как они надеваются уже во время литургии в Великую субботу.

Плащаница, в изображение 40-дневного пребывания Господа на земле по воскресении, лежит на престоле до Отдания Пасхи (см. ниже, Отдание Пасхи). Обычай этот считается общепринятым и обязательным. (См. Цер. Вед. 1897, 14; Дер. Вест. 1892. 26; 1893, 15; 1894, 16; 1895, 5).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008