Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Часы

Так как совершение литургии есть образ Голгофского жертвоприношения, или воспоминание крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа; то в самый день священного воспоминания сего всемирного события не совершается полная литургия, не совершается даже литургия и преждеосвященных Даров, в знак глубокого сетования и сокрушения сердечного верующих в сей день.

Примечание. Но если в Великую пятницу случится Благовещение, тогда совершается литургия святого Иоанна Златоустого (см. 25 мар.).

Вместо литургии совершаются царские часы: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, вместе, с присоединением к ним изобразительных. В состав их входят псалмы, паремии, чтения из Апостола и Евангелия, тропари и стихиры, относящиеся к обстоятельствам крестной смерти Господа Иисуса Христа. На этих часах не только воспроизводится история совершившихся в сей день Евангельских событий, но из сопоставления ветхозаветных пророчеств и новозаветных священных чтений подробно раскрывается догмат христианский о нашем искуплении крестной смертью Спасителя.

Примечание. На 1-м часе: во псалмах 2 и 21 пророчески изображаются тщетное восстание князей земных на Спасителя и Его крестные страдания; в паремии пророк Захария предвозвещает об утверждении Нового Завета, запечатленного крестом, и о предательстве Иуды; Апостол прославляет крест Христов, как величайшую силу, славу и блаженство христианина. На 3-м часе: во псалмах 34 и 108 пророчествуется о неправедном суде над Спасителем и погибели предателя; в паремии пророк Исаия пророчески изображает Величайшего Праведника, Который безропотно и беспрекословно идет на вольную смерть и Который "плещи Свои вдает на раны, ланиты — на заушения, лица же Своего не отвращает от стыда заплевания;" Апостол раскрывает причину, цель и плоды крестной смерти Сына Божия. На 6-м часе: во псалмах 53 и 139 пророчествуется о крестных страданиях и молитве Спасителя; в паремии пророк Исаия пророчески живописует крайнее "умаление паче всех сынов человеческих" Того, Который "язвен бысть за беззакония наша;" Апостол раскрывает тайну воплощения Сына Божия. На 9-м часе: во псалмах 68 и 69 пророчески изображаются действия распинателей и предсмертная молитва Спасителя; паремия — та же, что и в Великий четверг на 1-м часе; Апостол указывает обновленный и кровью Христовой вновь отверстый путь "во святая." Евангелия на часах повторяют читанные на утрене благовествования, с той однако знаменательной разницей, что на утрене соблюдалась временная последовательность событий, здесь же на четырех часах преемственно выступают с своим повествованием один за другим четыре евангелиста, как непосредственные и непререкаемые свидетели одного и того же события, столь величайшей, важности, такого безмерного значения.

В песнопениях царских часов изображается взятие Спасителя под стражу, рассеяние учеников, попытка ревностной защиты своего Учителя апостолом Петром, его отречение от Спасителя и затем горькое раскаяние его в том, крестные страдания и смерть Спасителя; слышатся укоры вероломному предателю и беззаконным Иудеям; живописуется изумление всего мира, сил ангельских и всего земнородного уничиженному состоянию Богочеловека, Его венцу терновому и багрянице поругания. Все это передается то от лица Самого Господа, Своим уничиженным видом желающего тронуть окаменение душ человеческих, то от лица апостольского лика, обличающего старейшин, иудеев и фарисеев, так беспощадно, бесчеловечно и так преступно замучивших Спасителя; то, наконец, от лица всех верующих, которых святая Церковь приглашает на ужасающее, от века невиданное зрелище, взывая: "приидите, христоноснии людие, видим, что совеща Иуда со священники беззаконными, на Спаса нашего: днесь повинна смерти, Безсмертного Слова сотвориша, и Пилату предавше, н а месте лобнем распята."

Совершение часов начинается во 2 часу дня, по нашему счету, в 8 утра; к часам бывает "звон в двои, един долгий," т. е. сперва долго звонят в один колокол, а потом в два, и притом так, что удар в другой колокол бывает сильнее и дольше первого. На часы иерей (облаченный в епитрахиль и фелонь) выносит Евангелие на средину церкви, и полагает его на аналое и, сделав начало чтению часов, совершает каждение Евангелия, иконостаса, всего храма и народа.

Назначенные на каждом часе чтения из книг Священного Писания идут в таком порядке и с следующими возглашениями перед и после них: "Премудрость," "Вонмем," прокимен, "Премудрость," надписание паремии, "Вонмем," паремия, "Премудрость," надаписание апостола, "Вонмем," чтение апостола, "Мир ти," (чтец) "И духови твоему," "Премудрость, прости услышим святого евангелиа," и проч. до и после Евангелия так же, как на утрене. Царския врата бывают отверсты до унесения Евангелия в алтарь, после прочтения его на 9-м часе. После 9-го часа читаются изобразительный, — так же, как и в Великий четверг, но после молитвы: "Всесвятая Троице," сдедует: "Буди имя Господне," 3-жды, "Слава, И ныне," "Благословлю Господа" (33-й пс.), "Премудрость," "Достойно есть," "Пресвятая Богородице, спаси нас," "Честнейшую," "Слава Тебе Христе Боже," &qu ot;Слава, И ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови," отпуст: "Еже нас ради человеков... плотию изволивый, Христос Истинный Бог," а далее так же, как на утрене (см. 606 стр.); после этого отпуста поется: "Благочестивейшего, Самодержавнейшего" (Служ. на кажд. день Страст. седм.).

Первый час.

Тропарь, гл. 1.

Распеншуся Тебе Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бο ангел, ниже человек, но Сам Господи, спасл еси нас, слава Τебе.

Паремия. Зах. 11:10-13.

Апостол. Гал. 6:14-18; 215 зач. (от половины).

Евангелие. Мф. 27:1-56; 210-213 зач.

Третий час.

Тропарь, гл. 6.

Господи, осудиша Тя Иудее на смерть, Жизнь всех: иже Чермное море жезлом прошедшии, на кресте Тя пригвоздиша, и имев от камене мед ссавшии, желчь Тебе принесоша; но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе.

Паремия. Ис. 8:4-10.

Апостол. Рим. 5:6-10; 88 зач. (от половины).

Евангелие. Мар. 15:1-41; 66-68 зач.

Шестый час.

Тропарь, гл. 2.

Спасение соделал еси посреде земли Христе Боже, на кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе.

Паремия. Ис. 52:13-15, 53:1-12,54:1.

Αпостол. Евр. 2:14-18; 306 зач.

Евангелие. Лук. 23:32-49. 111 зач.

Девятый час.

Тропарь, гл. 8.

Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы, Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи (своя) потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася; но вся терпяй, помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Паремия. Иерем. 11:18-23.

Αпостол. Евр. 10:19-31; 384 зач.

Евангелие. Иоан. 18:1-28, 19:1-37; 59-61 зач.

Вечерня.

В "10 часу дне" (по нашему счету — в 4-м часу пополудни) бывает благовест в большой колокол и потом "во вся." Священник, по входе во алтарь, облачается во все священнические одежды, и совершается великая вечерня показанным в Уставе порядком. По возгласе священника ("Благословен Бог") читается: "Аминь," "Слава Тебе Боже," и проч.; после стихир "на Господи воззвах" бывает вход с Евангелием, поется: "Свете Тихий," а затем (после возгдашений: "Вонмем," "Мир всем," "Премудрость," "Вонмем," прокимен) поется прокимен.

Далее положены три паремии и апостол, в которых изображается и преобразовательно и в прямом учении сила крестной смерти Господа Иисуса Христа (перед чтением каждой из паремий и перед чтением апостола возглашается: "Премудрость," надписание чтения, "Вонмем," и, кроме того, между 1-й и 2-й паремиями и перед апостолом положен прокимен, перед которым возглашается — "Вонмем"); после чтения апостола и обычных затем возглашений ("Мир ти" и проч., как на литургии) поется "Аллилуиа;" ватем (после возглашений: "премудрость, прости услышим святого евангелия," "Мир всем" и т. д., как на утрене и литургии) читается Евангелие (после которого поется обычное: "Слава Тебе Господи, слава Тебе"). В чтении этого Евангелия, собранном от трех Евангелистов, изображается полная иетория крестной смерти Господа Иисуса

Христа. За Евангелием следует ектения: "Рцем вси," и все прочее, как на великой вечерне (совершаемой отдельно от утрени). Но, изображая снятие со креста пречистого тела Господа, священнослужители в конце вечерни износят из алтаря "плащаницу," т. е. образ положения во гроб Господа Иисуса Христа.

Примечание. В Великую пятницу, пред вечернею, священнослужители вынимают из гробницы, где бы она ни находилась — в алтаре или в другой части храма, плащаницу и полагаюсь на престол. Затем гробница устанавливается посредине храма пред алтарем (Ц. Вед. 1897, 14).

После стиховных стихир, обыкновенно во время медленного пения последней стихиры на стиховне: "Тебе одеющагося светом, яко ризою, cнем Иосиф с древа с Никодимом," отверзаются царския врата, раздаются свечи молящимся; иерей (в нолиом облаченин), в предшествуй диакона со свечею, как бы в соответствие с изображаемым в стихире ("Тебе одеющагося") недоумением Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какой плащаницей обвиют, — кадит трижды с четырех сторон плащаницу, на престоле лежащую, и трижды поклоняется изображенному на ней Господу. При пении тропаря (по "Ныне отпущаеши," "Трисвятаго" я "Отче наш"): "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое," священнослужители своими действиями изображают то, что поется в этих начальных словах тропаря, именно снятие Господа со креста: иерей поднимает плащаницу на голову, берет и Евангелие и, держа его при персях (изображая тем, что обвитый плащаницею есть, как учит святой евангелист Иоанн Богос лов (1:1, Слово Божие из начала, в преднесении двух свещников с зажженными свечами, и в предшествии диакона с фимиамом кадильным, выносит плащаницу из алтаря северными дверьми (в большинстве приходских церквей, применительно к указанию Устава относительно выноса святого креста на утрене 14 сент.) или царскими дверьми (в Москов. Успен. Соборе, о чем см. ниже, и в некоторых приходских церквах, особенно там, где ширина северных дверей не соответствует ширине плащаницы) и полагает на уготованном среди храма столе, или гробе, положивши на ней святое Евапгелие (причем, во время выноса плащаницы бывает перезвон в колокола, а по окончанив выноса — трезвон); после этого иерей с диаконом опять кадит плащаницу трижды с четырех сторон, обходя ее крутом, а лик поет: "Слава, И ныне," "Мироносицам женам."

Примечание. Святая плащаница полагается среди храма пред царскими вратами таким образом, что изображенный на ней Господь, имея Свою главу к северной стороне, а пречистые ноги — к южной, лицом обращен к полудню. Святая плащаница есть икона, посему она и полагается не боковою стороною против царских врат, а прямо против них таким образом, каким она могла бы быть повешена над царскими вратами (Ц. Вед. 1888, 16).

После тропарей произносится приличное дню поучение, и бывает целование плащаницы, именно: в язвы на ногах Спасителя. Затем иерей входит в алтарь в царские врата, заканчивает вечерню и отпуст (тот же, что и на царских часах) говорит в царских вратах; царския врата затворяются, равно и завеса.

Примечание. В большей части церквей плащаница не покрывается (за исключением разве небольшой полосы передней части стола, во избежание трения одеждою прикладывающихся и порчи плащаницы); в некоторых же церквах плащаница покрывается, и нередко настолько, что совсем нельзя разсмотреть изображения почивающого Спасителя; а лицо Спасителя уже совсем закрывается воздухом, следовательно совершенно невидимо. Нельзя не пожелать, чтобы этот обычай — закрывать плащаницу пеленой и лицо Спасителя воздухом — был оставлен, и впечатление от изображения подоженного во гроб Спасителя живо и ясно отпечатлевалось в сердцах верующих. (См. подр. Ц. Вед. 1897, 14).

За вечерней следует малое повечерие (см. о нем на 591-592 стр.); положенный на этом повечерии умилительный канон Симеона Логофета (X в.): "о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы," приличнее читать самому иерею пред плащаницею. По совершенном отпусте (обычном малом: "Христос истинный Бог") пред плащаницею зажигается лампада или свеча на всю ночь (причем, конечно, должны быть предприняты все противопожарные предосторожности).

Молитвословия повечерия.

Стиховная стихира (на "Слава, и ныне"), гл. 5.

Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердный плачь восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть; како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.

Тропари, гл. 2.

Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

Паремия. 1) Исх. 33:11-23. 2) Иова 42:11-16. 3) Ис. 52:13-15, 53:1-12,54:1.

Апостол. 1 Кор. 1:18-31, 2:1-2; 125 зач.

Евангелие. Мф. 27:1-38, Лук. 23:39-43, Мф. 27:39-54, Иоан. 19:31-37, Мф. 27:55-61.

Не во всех местах вынос плащаницы совершается вышеописанными образом. В некоторых местах к вечерне Великой пятницы приурочивается переход для совершения церковных служб из теплого храма в холодный, и плащаница переносится в это время из алтаря теплого храма на средину холодного и ставится здесь на столе близ царских дверей. В иных местах плащаница устрояется среди храма тотчас после часов, и народ, цришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, столе, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В Московском Успенском соборе (см. "Чин священносл. и обрядов, наблюдаемый в Бол. Успенском соборе") вынос плащаницы совершается до начала вечерни: архиерей сначала кадит уготованный под плащаницу гроб или стол, потом, войдя в алтарь, кадит трижды, точию сопреди, лежащую на престоле плащаницу, затем иереи выносят плащаницу из алтаря царскими дверьми и полагают на уготованном столе с троекратным каждением вокруг; после сего начинается вечерня, по отпусте котор ой священнослужители целуют образ Спасителя на плащанице, прикладываясь только к язвам ног, архиерей же целует язвы Его в ребре, руках и в ногах. В юго-западном крае встречается обычай обносить плащаницу крутом храма за вечерней Великой пятницы.

Такое разнообразие богослужебной практики объясняется тем, что в Уставе ничего не говорится о выносе плащаницы на вечерне в Великую пятницу. Устав говорит только о выносе плащаницы на утрене Великой субботы.

Обычай приходских церквей обносить плащаницу кругом храма за вечерней в Великую пятницу, не имея для себя оснований в Уставе, не оправдывается и никакими историческими данными; точно также ни существующими пособиями к изъяснению церковного Устава, ни практикой авторитетных церквей (каковы кафедральные храмы в некоторых старинных городах) такого обнесения решительно не полагается. Приготовление плащаницы непосредственно после часов или в начале вечерни без всяких молитвословий вытекаегь из привязанности к букве нынешнего Устава, умалчивающего о выносе плащаницы за вечернею Великой пятницы. Священники, не желающие нарушать течение чина вечерни обычаями и обрядами, Уставом не предусмотренными, приготовляют сами или же приказывают своим клирикам и сослуживцам приготовить плащаницу без всяких религиозных церемоний и церковных песней, предполагая, что они остаются в этом случае верными Уставу. Что же касается обычая выносить плащаницу во время самой вечерни, при пении стихир "на стиховне," то он явился у нас несомненно под влиянием позднейшей практики Церквей восточных (греческой и болгарской), где в наcтоящее время вынос плащаницы совершается на вечерне Великой пятницы, при пении стихир "на стиховне."

Этот последний обряд выноса плащаницы (на вечерне, при пении стихир "на стиховне") заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир "на стиховне," производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое действует на самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикой Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории Богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый обычай. Доселе данная практика, будучи во многом согласна с практикой Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви, покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. Еп. В. 1876, 50), многими русским и иерархами, издававшими свои распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос плащаницы приходилось делать на праздник Благовещения, случающийся в Великую пятницу, и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Священным Синодом в 1855 году особенным указом (см. его ниже). Остается, следовательно, пожелать, чтобы эта практика была принята в возможно ближайшее будущее на страницы нашего Устава и тем устранила бы весьма немалочисленные случаи уклонения от неё.

По мысли современных литургистов, самый обряд выноса плащаницы должен совершаться или согласно с практикой Церквей восточных, во время пения стихиры: "Тебе одеющагося," или, как уже у нас в России установилось в практике во многих местах и одобрено Священным Синодом, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф." В этом случае нужно заботиться, чтобы пение тропаря было протяжное, и священник должен окончить вынос плащаницы и положить ее на приготовленное место раньше пения заключительных слов тропаря: "и во гробе нове покрыв положи." Что же касается того, в какие двери совершать вынос плащаницы, то:

1)  сообразнее с знаменованием этого обряда выносить плащаницу не царскими вратами, чрез которые она вносится на престол в Пасхальную ночь, а северными;

2)  при отсутствии в нашем Уставе указаний, прямо относящихся к этому обряду, там же мы встречаем определенные указания на аналогичный обряд выноса креста в праздник Воздвижения и в неделю Крестопоклонную, именно — северными вратами, и

3) главное — по Уставу Церквей восточных, от которых у нас заимствован этот обряд, полагается совершать вынос плащаницы не через царские, а через северные двери. В виду этих оснований нельзя не отдать решительного преимущества выносу плащаницы через северные двери. При этом священнику с удобством могут помогать псаломщики, или кто либо из мирян, как и делается во многих храмах, и священнику не будет особенных побуждений отступать от древнего обычая — с плащаницей нести и Евангелие (Рук. д. с. п. 1885, 9; Цер. Вест. 1888, 2; Христ. Чт. 1888, 2 т., 561-570 стр.).

"Церковные Ведомости" (см. 1897, 14) по поводу существующего в практике разнообразия относительно выноса плащаницы дают такое разъяснение: "многие местные особенности при выносе плащаницы имеют свою историческую давность и совершаются не без известной мысли; посему они бывают благотворны для молящихся, привыкших к созерцанию известных священнодействий, и стремиться к водворению единообразия не всегда полезно." Но в иных сельских церквах разнообразие происходит "не от заботливости сохранить древние обычаи в них, а просто от незнания священнослужителей, как поступать при Богослужении, когда нет ясного указания в Типиконе. Они совершают по своему разуму, не водясь обычаем более общим в других многих церквах." В виду этого "Церковные ведомости" совершающим вынос плащаницы "по своему разуму" и дают указания относительно того, как совершается вынос плащаницы в Санкт-Петербурге. Эти указания. с некоторыми пополнениями, находятся и в тексте нашей книги (см. В ечерню Великой пятницы и Утреню Великой субботы).

Если в Великую пятницу случится Благовещение, то по так называемой "Благовещенской главе," вечерня совершается перед литургией, которая начинается непосредственно после чтения паремий, и, следовательно, стихиры на стиховне и все остальное опускаются и остаются без исполнения. В этом случае, руководствуясь Указом Священного Синода (1855 г.), следует выносить плащаницу на малом повечерии. В этом Указе читаем:

"К повечерию в 5 часов пополудни благовест в большой колокол и полный звон во вся. Настоятель облачается в (траурное) полное облачение, а прочие в малое. Плащаницу заблаговременно полагают на престол и поставляют подсвечники. Повечерие начинается по обычаю. По прочтении: "Верую во единого Бога," отверзаются царские врата и поется стихира: "Тебе одеющагося." В сие время настоятель, раздав свечи, кадит плащаницу на престоле, обходя кругом трижды. По пропении стихиры, поднимают плащаницу с престола при пении тропаря: "Благообразный Иосиф," и несут, по обычаю, на уготованное место среди храма, или в иной храм. По положении плащаницы на место, настоятель паки кадит оную кругом, трижды, при пении другого тропаря: "Мироносицам женам." По сем — целование плащаницы, во время коего поют положенный Уставом на повечерии канон: "О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы." Повечерие оканчивается по показанному в Уставе."

Примечание. Более принявшимся и укоренившимся в нашей церковно-богослужебной практике некоторые считают сделанное в 1855 г. распоряжение Филарета, митрополита Московского (см. Моск. Еп. Вед. 1870, 50), по которому, если в Великую пятницу случится Благовещение, "надлежит (по подобию навечерия Богоявления Господня), по заамвонной молитве петь стихиры "на стиховне" Великой пятницы (причем, обыкновенно, священнослужители переоблачаются в траурные священные одежды) и потом, во время пения тропаря: "Благообразный Иосиф," должно последовать перенесение плащаницы, поклонение и целование и отпуст литургии; малое повечерие с каноном должно быть в 5 часов вечера" (см. Христ. Чт. 1888, 2 т., 570 стр.).

"В сей святый день Великой пятницы" "ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сий день распятия; аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода по захождении солнца. Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в велякий пяток."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008