Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Великая пятница

Все Богослужение Великой пятницы посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий слышится уже в каждом слове нашего Богослужения — единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и но глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает пред очами верующих полную картину спасительных страданий Господних, начиная от кровавого пота в саду Гефсиманском и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно чрез ряд минувших веков, святая Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

"Страшное, — воспевает в своих песнопениях святая Церковь, — и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада;" "кийждо уд пречистыя" Его "плоти безчестие нас ради претерпе: терние — глава, лице — оплевания, челюсти — заушения, уста — во оцте растворенную желчь вкусом, ушеса — хуления злочестивая, плещи — биения, и рука — трость, всего телесе протяжение на кресте, членове — гвоздия и ребра — копие;" "от Своих раб поругается Создатель всех; о Владычняго человеколюбия! о распинающих моляше Своего Отца, глаголя: Отче, остави им грех сей: не ведят бо беззаконии, что неправедное содевают;" "поклоняемся страстем Твоим Христе, покажи нам и сла вное Твое воскресение."

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 8.

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает; виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивши: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак, гл. 8.

Нас ради Распятаго, приидите вси воспоим, Того бο виде Мария на древи, и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

Екзапостиларий.

Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя.

Тропарь, гл. 4 (по "Отче наш").

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

Богослужебные указания.

Утреня. Во 2-м часу ночи (по нашему, в 8-м часу вечера) начинается "Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа."

Примечание. Если требуют обстоятельства, то можно в Великую пятницу с чтением 12 Евангелий в одной и той же церкви совершать и всенощное бдение и утреню (тогда служить ее с 6 часов). Не смущаясь тем обстоятельством, что повторяется одна и та же служба, ибо она назначена не для одних и тех же богомольцев, не следует лишать слушания 12 Евангелий и рабочий люд, занятый до позднего вечера (Цер. Вест. 1889, 44).

Подобно ученикам, с пением сопутствовавшим своему Учители и Господу с Тайной вечери в Гефсиманский сад, верующие в ночь Великой пятницы совершают почти всю утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием полной Евангельской истории страстей Христовых, извлеченной из 4-х Евангелистов и разделенной на 12 чтений, как бы в сообразность 12 часам ночи. Кончая пением (после "Аллилуиа") тропаря: "Егда славнии ученицы," утреня совершается обычным порядком; затем (кафизм не бывает) положены малая ектения с возгласом (см. ниже) и начинается чтение 12 Евангелий. Самое чтение Евангелий обставлено некоторыми знаменательными особенностями.

Пред каждым чтением Евангелия, в знак победы над адом и смертию страдавшого за нас Господа, ударяют в колокол: перед 1-м Евангелием — один раз, перед 2-м — два раза, перед 3-м — три раза и т. д. Кроме обычных на утрене пред каждым чтением Евангелия возглашений с ответным пением на них ликом ("И о сподобитися," "Господи помилуй," 3-жды, и проч., кончая: "Слава Тебе Господи, слава Тебе," "Вонмем"), каждое из 12 Евангелий соответственно содержанию заключается пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи" (см. Триодь Постную). Чтение всех Евангелий слушают с возженными свечами, в знак пламенной любви к страдавшему Господу и подобно Евангельским девам, исшедшим в сретение Жениха своего с твердою верою, что Он не оставит их сирыми (сиротами), а "изыдет из гроба к священноносным."

Страстные Евангелия по установившейся теперь почти повсеместно в России практике читают не в алтаре, а среди храма пред аналоем, обратясь лицом к алтарю, причем царския врата не затворяются (и священнослужители, обыкновенно, все время утрени, кончая чтением 12-го Евангелия, остаются пред аналоем); в некоторых местах делают возвышение для аналоя и священнослужителя (см. Цер. Вест. 1890, 14, 27; сн. Рук. д. с. п. 1894,15; 1900,13). Составные части утреннего Богослужения располагаются в таком порядке.

После шестопсалмия и великой ектении поется "Аллилуиа" и тропарь: "Егда славнии ученицы," 3-жды. Во время этого пения иерей (облаченный в епитрахиль и фелонь) раздает присутствующим свечи, "ихже вжигают к каждому Евангелию;" потом, если Евангелие читается среди церкви, иерей выносит из алтаря царскими дверьми Евангелие и полагает его на аналое, сзади которого поставляются два свещника с горящими свечами; затем совершается каждение; если Евангелие читается в алтаре, то совершается каждение престола крестообразно, всего алтаря, клира и народа; если же чтение Евангелия бывает посреди церкви, то каждение начинается со средины храма — с аналоя.

Первое Евангелие читается после следующей за тропарем ("Егда славнии ученицы") малой ектении и возгласа. Перед каждым из следующих затем чтений Евангелия от 2-го до 6-го включительно полагается 3 антифона, малая ектения, возглас и седален (перед 6-м Евангелием — тропарь: "Искупил ны еси," но имеющий надписание — "седален"). В этих антифонах и седальнах вспоминаются события — от заговора первосвященников до обстоятельств смерти Спасителя, и обличается предательство Иуды и ужасное беззаконие старейшин и всего народа Иудейского, которые "на кресте пригвоздиша Господа славы."

Перед каждым Евангелием, кончая 7-м, во время пения седальнов, бывает каждение Евангелия. После 6-го Евангелия поются "блаженны" с 9 стихирами, изображающими страдания Христовы, произносятся малая ектения и возглас, после которых следует: "Вонмем," "Премудрость," прокимен "Разделиша ризы моя," и читается 7-е Евангелие. Непосредственно за 7-м Евангелием читается обычный 50-й псалом: "Помилуй на, Боже." "От зде диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются, токмо: И о сподобитися нам, глаголем ко всем Евангелиям." После 50-го псалма читается 8-е Евангелие и поется трипеснец святого Космы

Маюмского (см. о нем на 590 стр.); посде трипеснца поется умилительный экзапостиларий: "Разбойника благоразумного," 3-жды (2-й раз на "Слава," а 3-й на "И ныне"), после которого читается 9-е Евангелие. После 9-го Евангелия следует (см. Уст.): "Всякое дыхание" на гл. 3 (в означенных выше "Службах" пение "Всякое дыхание" не указано), хвалитные псалмы и стихиры "на хвалитех," после которых положено 10-е Евангелие; после 10-го Евангелия читается: "Тебе слава подобает" (см. Служб. на кажд. день Страстной седмицы) и далее следует вседневное (то, которое читается, а не поется) славословие; затем произносится ектения: "Исполним утреннюю молитву," "и прочее по обычаю:" возглас — "Яко Бог милости," "Аминь" (и далее: "Мир всем," "И духови твоему," "Главы ваша," "Тебе Господи," "Твое бо есть," "Амин ь," — см. указанные "Службы").

После этого читается 11-е Евангелие и поются стихиры "на стиховне," а после них, наконец, читается 12-е Евангелие, неред которым "диакон кадит, якоже и в начале, храм весь." Окончание чтения Евангелий сопровождается кратким звоном, во все колокола. Евангелие (если оно читалось среди храма) по прочтении вносится в алтарь.

По окончании чтения Евангелий следует обычным порядком: "Благо есть" (1-жды) и проч., по "Отче наш" тропарь Триоди ("Искупил ны еси") и ектения ("Помилуй нас Боже"), возглас ("Яко милостив"), "Аминь," "Премудрость," "Благослови," "Сый благословен" "Утверди Боже," "Пресвятая Богородице," "Честнейшую," "Слава Тебе," "Слава, И ныне," "Господи помилуй," 3-жды. "Благослови" и отпуст: "Иже оплевания, и биения.... претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец."

Заканчивается утреня пением: "Благочестивейшего, Самодержавнейшего" (см. Служ. на кажд. день Страстной седмицы). "Первый же час не присовокупляем."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008