Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Великий четверг

В Богослужении этого дня вспоминаются события, предварившие шествие Спасителя на вольную страсть: совершение Иисусом Христом последней пасхальной вечери с умовением ног и установлением таинства Евхаристии и предательство Иуды. В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его. Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и последовавших за Тайной вечерей, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.

Разнообразию вспоминаемых в этот день поразительных Евангельских событий соответствует и обильное разнообразие трогательных чувствований и мыслей, изображаемых в церковных песнопениях этого дня. Созерцая Спасителя уже в последния пред страданиями минуты, святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему в так понятной сердцу человеческому скорби Его духа; но, зная, Кто этот Страдалец и зачём и за кого Он идет на смерть, святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольной страсти и благодарного прославления Его. С особенной силой желая выразить негодование к козням Иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготернением Спасителя — с другой, — святая Церковь восклицает: "стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущого судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющого страсти, ко страстем уготовляют: Господи долготерпелив е! ведия Твоя милость, слава Тебе!"

Прославляя беcконечную любовь Спасителя, подъемлющего всю тяжесть грехов человеческих, и невыразимое смирение Его, умывающего ноги рабам Своим, святая Церковь благоговеет пред чашею жизни вечной, предложенной Создателем, славословит кровавую молитву Гефсиманскую Спасителя, подающую и нам святой, высокий урок — в молитве именно искать утешения и укрепления среди скорбей в несении нашего жизненного креста.

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 8.

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает; виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивши: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак, гл. 2.

Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшого Своими руками человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Тропарь, гл. 6. (вместо Херувимския песни).

Вечери Твоея тайны я днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царcmвиu Твоем.

Утреннее Евангелие: Лук. 22:1-39; 108 зач.

Паремия: 1) Иерем. 11:18-23, 12:1-14. 2) Исх. 19:l0-19. 3) Иов. 38:1-23, 42:1-5. 4) Иcх. 8:4-11.

Апостол: 1 Кор. 11:28-32; 149 зач.

Евангелие: Мф. 26:1-20, Иоан. 13:3-17; Мф. 26:21-24; Лук. 22:43-45; Μф. 26:30-75; 27:1-2.

Утреня по Уставу начинается в 7-м (по нашему, в 1-м) часу ночи. После великой ектении, возгласа и "Аллилуиа" на этой утрене (а также и на утрене пятницы) поется 3-жды тропарь: "Егда славнии ученицы," непосредственно после которого (чтения кафизм в четвертой, а также в пяток и субботу Страстной седмицы не бывает) читается Евангелие и 50-й псалом.

Примечание. Относительно того, как следует петь с Великого четверга "Господи помилуй," — "по постному" или "по красному," — "Церковным вестником" (1892, 38) было высказано следующее соображение. Хотя в Великую среду и оканчиваются поклоны, а с тем вместе как бы оканчивается и покаяние; но едва ли удобно по ходу церковных служб переходить к красному, праздничному пению ранее литургии Великой субботы, на которой, т. е. собственно, на вечерне, относящейся к следующему дню, и бывают торжественные, праздничные песнопения (4 воскресные стихиры "на Господи воззвах" 1-го гласа Октоиха).

За ним (чтения молитвы: "Спаси Боже люди Твоя," и проч., начиная с четверга и до Фоминой недели не положено) следуют: канон, светилен, хвалитные псалмы, стихиры "на хвалитех," вседневное (т. е. читаемое) славословие и проч.; в конце утрени, по "Отче наш," положен тропарь Триоди: "Егда славнии ученицы." На совершаемом непосредственно за утреней (после пения:

"Утверди Боже") 1-м часе, вместо постного тропаря ("Заутра услыши"), — "Слава," тропарь Триоди ("Егда славнии ученицы"), а после этого тропаря — "И ныне," богородичен 1-го часа ("Что Тя наречем"); затем положены тропарь пророчества, "Вонмем," прокимен, "Премудрость," надписание чтения паремии, "Вонмем," и читается из книги прор. Иеремии паремия, в которой предъизображена пророком вражда старейшин Иудейских против Христа, Его кротость и незлобие, с которыми Он отдает Себя в руки их; после паремии следует: "Вонмем," "Премудрость," прокимен, а вслед за ним читается молитва: "Стопы моя," и проч.; по "Отче наш" — кондак Триоди; отпуст — особый: "Грядый Господь."

Во всем остальном утреня и 1-й час в Великий четверток совершаются по обычному порядку вседневного Богослужения (без особенностей, свойственных "чину постному").

"Литии за упокой в притворе не бывает до недели Фомины."

Часы: 3-й, 6-й, 9-й, — обычные вседневные; они совершаются (по указанию Устава, "в притворе") вместе, с присоединением к 9-му часу (после молитвы: "Владыко Господи") изобразительных; на часах положены тропарь (пред богородичным часов) и кондак Триоди. Изобразительные начинаются с чтения "Блажен" без пения их (именно: "Во царствии Твоем," "Блажени нищии духом" и проч., "Радуйтеся и веселитеся," "Слава, И ныне," "Помяни нас Господи," "Помяни нас Владыко" и проч., как в Часослове); по "Отче наш" кондак Триоди, после которого — "Господи помилуй"), 40 раз, "Всесвятая Троице," а затем (возглашения иерея и пения ликом) — "Премудрость," "Достойно есть," "Пресвятая Богородице, спаси нас," "Честнейшую," "Слава Тебе Христе Боже," "Слава, И ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови," отпуст: "Г рядый Господь" (см. 587 стр.), и пение многолетия: "Благочестивейшего, Самодержавнейшего" (см. Служ. на каж. день Страст. седм.).

В воспоминание установления таинства Евхаристии. совершается литургия. Всегда в этот день (хотя бы случилось и Благовещение) положено ее отправлять по чинопоследованию святого Василия Великого в соединении с вечернею. Эта вечерня начинается возглашениями литургии ("Благослови, владыко," "Благословенно царство," "Аминь"), после чего следует: "Слава Тебе Боже," и проч.; стихословия кафизмы не бывает.

При пении "Господи воззвах," иерей, "изменяяй священническую одежду (т. е. по перемене бывших на нем священных одежд черного цвета на облачение другого цвета), исходит и кадит, и по еже возвратитися, творит проскомидию" (см. Триодь Пост.); если же в служении участвует и диакон, то каждение совершается не иереем, а диаконом; вход бывает с Евангелием; после возглашения: "Премудрость, прости," и пения — "Свете Тихий," следует: "Вонмем," "Мир всем," "Премудрость, вонмем," прокимен, и читаются три паремии (с возглашевиями перед каждой из них: "Премудрость," надписание паремии, "Вонмем," а между 1-й и 2-й паремиями положено возглашение чтецом: "прокимен, глас 7-й: Изми мя от враг...," и бывает пение этого прокимна); после паремий — малая ектения, возглас: "Яко свят... ныне и присно," "Господи спаси благочестивыя" (диакон и лик), "И во веки веков," "Аминь," "Трисвя тое," и далее совершается по обычному порядку литургия святого Василия Βеликого.

На литургии, вместо Херувимской песни, поется песнь: "Вечери Твоея тайныя," 3-жды (2-жды до входа и 1-жды после входа), а в конце — "Аллилуиа," 3-жды; эта же песнь поется вместо причастна, а также ее "поем множицев, дондеже причащаются братия Божественннх Таин, и потом Аллилуиа, 3-жды;" вместо "Да исполнятся уста наша" поется та же песнь и "Аллилуиа." Вместо "Достойно," поется ирмос 9-й песни канона: "Странствия (т. е. гостеприимства) Владычня." Отпуст — особый: "Иже за превосходящую благость" (см. Служебн.).

О малом повечерии см. выше молитвословия страстной седмицы.

В Великий четверг, после заамвонной молитвы, в кафедральннх церквах архиереем совершается умовение ног 12 избранных священнослужителей. Архиерей царскими дверьми выходит, никем ни поддержим, без посоха, на облачальное место. Пред ним несут: один диакон Евангелие, другие два диакона — лохань и рукомойник. Диакон нолагает Евангелие на аналой. Священники в это время произносят 50-й псалом но стихам косно. Взойдя на облачальное место, архиерей садится на приготовленное для него кресло, но не на кафедру, которая изобразует собою царский трон. Затем протодиакон, приняв благословение от архиерея, приводит постепенно по два архимандрита или священника из алтаря, изображающих учеников Господа на вечери. В это время певцы поют 5-ю песнь канона Великого четверга и самогласные стихиры, в которых изображается умовение ног, совершенное Господом. Архимандриты или священники, взойдя на облачальное место, поклоняются архиерею и садятся. Когда исполнится число 12-ти учеников, диакон произносит ектению: "Ми ром Господу помолимся," в которой, между прочим, просит: "O еже благословитися и освятитися умовению сему, силою и действом и наитием Святого Духа;" "О еже быти ему на омовение скверны согрешений наших." Во время этой ектении архиерей и священники сидят, — подобно тому, как и ученики Господа возлежали на вечери. После следующего за ектенией возгласа архиерея: "Яко Ты еси очищение наше," архиерей встает один (а священники продолжают сидеть) и читает вслух молитву: "Боже Преблагий," в которой просит, чтобы Господь сподобил плотских скверн измытися нам и душевныя нечистоты воды сея прикосновением, утвердил нас от блюдущего нашу пяту змия льстивого, да, чисты бывше, послужим благоприятно Богу. Затем архиерей, преподав мир всем, читает тайно молитву: "Господи Боже наш, показавый нам меры смирения," в которой просит, чтобы Господь облагодетельствовал нас в служении друг другу, вознес нас Божественным смирением, соблюд нас нескверными. После молитвы архиерей сад ится в кресло. Протодиакон, приняв благословение у архиерея, говорит: "И о сподобитися нам слышанию св. Евангелия," и, после обычных приготовлений к слушанию Евангелия, читает Евангелие. При чтении Ввангедия архиерей и священники сидят. Когда диакон 3-жды возглашает: "Возстав с вечери (Иисус)," архиерей встает. Затем, когда диакон читает: "И положи ризы Своя," архиерей сам снимает с себя митру и отдает ее диакону, потом сам, без всякой помощи других, снимает панагию, крест, также омофор, саккос и палицу и кладет на кресло; одежды священническия: пояс, поручи, епитрахиль и подризник, архиерей не снимает. Взяв затем у диакона митру, он сам надевает ее. Архимандриты и священники, во время омовения ног, также сидят в митрах или камилавках. Потом архиерей, взяв запон кисейный, или срачицу, привязывает один конец запона напереди, а другой спускается до ног. Во все это время протодиакон повторяет слова: "И положи ризы Своя." Когда же протодиакон читает: "И прием лентион, препоясася," тогда apxиepeй препоясывается лентием, перекинув его от девой руки чрез спину на правое плечо, и конец лентия полагает на левую руку. При чтении диаконом слов: "Потом влия воду во умывальницу," архиерей из рукомойника вливает воду в лахань. Диакон 3-жды повторяет эти слова, и архиерей 3-жды вливает воду — крестообразно, говоря тайно: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа." Когда диакон читает: "И начат умывати ноги учеников и отирати лентием, имже бе препоясан," тогда архиерей совершает это действие, начиная с сидящих на левой стороне от его места, доходит до сидящих к царским дверям; потом идет по правой стороне — от сидящих к царским вратам и доходит до изображающего собою Симона Петра. Умыв ноги троим, архиерей вливает снова 3-жды воду в лохань; при этом диакон повторяет слова: "Потом, влия воду в умывальницу." Лохань несут пред архиереем два диакона. Омывает же архиерей ноги, преклонив на землю одно колено. Он вливает на ногу каждого своей рукой 3-жды и потом отирает лентием. Тот, у кого архиерей умывает ногу, целует архиерея в митру и руку, архиерей целует руку его. Когда диакон произносит: "Прииде к Симону Петру, и глагола Ему той," — первый архимандрит встает и говорит: "Господи! Ты ли мои умоиши нозе?" Apxиepeй говорит: "Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумевши же по сих." Архимандрит говорит: "Не умоеши ногу моею во веки." Apxиepeй отвечает: "Аще не умыю тебе, не имашя части со Мною." Архимандрит говорит: "Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу." Указав на свои руку и главу, архимандрит садится. Архиерей говорит: "Измовенный не требует, токмо нозе умыти: есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси," и омывает ноги архимандриту. Затем архиерей восходит на свое место и снимает запон и лентион.

Диакон дочитывает Евангелие: "Ведяще бо предающого Его." Певцы по окончании Евангелия поют: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе." Затем диакон говорит снова: "Премудрость прости, услыпшм святого Евангелия," и, после обычных приготовлений к слышанию Евангелия, он начинает читать Евангелие от Иоанна: "Во время, оно, егда умы Иисус нозе учеником, прият ризы Своя." В это время архиерей сам облачается. По облачении, когда диакон говорил: "Возлег паки," архиерей садится; а все священники встают, и архиерей, сидя, доканчивает чтение Евангелия, в котором (указывается значение умовения ног: "образ бо дах вам, да яко же Аз сотворить и вам, и вы творите." Затем архиерей встает и во всеуслышание произносит молитву: "Господи Боже наш," в которой просит, чтобы Господь омыл всякую скверну и нечистоту душ паших, чтобы мы, "отмывши прилепившийся к нам прах согрешений, отерши друг друга лентием любви, возмогли угодить Богу все дни жизни нашей и об ресть благодать пред Ним. После этого архиерей входит в алтарь и литургия оканчивается обычным порядком (См. подр. в Большом Требнике, 77 гл.).

В Киеве (в Успенском соборе Лавры) и Москве (в Успенском соборе, в Кремле) Великим четвергом (в некоторые годы, по мере надобности) совершается освящение мира следующим образом.

В первые три дня — понедельник, вторник и среду — производится мироварение. Состав мира приготовляется, по особому чиноноложению, из разных веществ, в знак многоразличных даров Святого Духа. По "Чину священнослужения и обрядов" Московского Успенского собора, в состав мира входят следующие вещества; елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны — росной, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика (трава), бальзам перувиантский, терпентин венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, розмариновое, лигниродийное, коричное, майоранное, померанцевое и мушкатное густое и жидкое. Весь состав мира окропляется святой водой, освященной самим архиереем. Приготовленное вещество влагается в мироваренные сосуды, под которыми сам архиерей возгнетает огонь, поддерживаемый потом священнослужащими иереями и диаконами. Во все время мироварения священники читают непрерывно святой Евангелие, а диаконы в облаченин промешивают в ко тлах положенное туда вещество. Приготовленное таким образом миро в Великую среду разливается потом в двенадцать сосудов (по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святого Духа чрез возложение рук, вскоре потом замененное миропомазанием) и оставляется в этих сосудах запечатанным до следующего дня вместе с алавастром (круглым, с узким длинным горлышком, без ручки, сосудом), хранящим в себе прежде освященное миро. В Великий четверг, пред чтением часов, эти сосуды священнослужителями вносятся в храм, поставляются на жертвеннике, и при великом входе предносятся служащими архиерею пресвитерами пред святыми Дарами. По перенесении, эти сосуды поставляются на престоле со святыми Дарами, и, после освящения святых Даров, святитель освящает миро крестным благословением каждого сосуда и особою молитвою, в которой испрашивается от Господа наитие Святого Духа на миро, к освящению душ и телес помазующихся им. В следующей затем молитве святитель приносит благодарени е Богу за освящение мира. Освященное таким образом миро, после литургии, приносится, с пением 44-го псалма (воспевающего славу Соломона, после помазания его на царство), в особое хранилище, и здесь в каждый сосуд вливается несколько капель из алавастра, который в свою очередь дополняется вновь освященным миром, храня таким образом неиссякаемый запас святого мира непрерывно из года в год (причем, имевшийся в Москве алавастр, по преданию, был прислан со святым миром из Греции в Киев при начале принятия нашими предками христианства и перевезен в Москву митр. Фотием). Из Москвы и Киева святое миро рассылается епархиальным архиереям, по их требованию, и от них поступает в приходские церкви (не исключая и единоверческих).

Между утреней и литургией в Московском Успенском соборе, а также в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и некоторых других соборах и монастырях (например, в Глинской пуст., Кур. епархии) совершается помазание елеем над здоровыми. Посреди церкви ставится стол; на нем поставляется серебряная чаша с елеем и такой же другой сосуд с вином, и блюдо, на котором полагается несколько маленьких хрустальных чашечек и сучцев до седьми; пред столом ставится аналой для Евангелия. Архиерей в малом облачении выходит из алтаря царскими дверьми и становится перед нриуготовденными столом и аналоем. Самое елеосвящение совершается по Требнику, но с некоторыми изменениями и сокращениями. Во время канона архиерей раздает свечи и кадит всю церковь. Молитва: "Отче Святый," говорится только однажды после седьмого Евангелия. По прочтении этой молитвы, архиерей, смешав лжицей елей с вином, разливает в хрустальные чашечки и помазывает протоиерея с братией, и, для поспешения в помазании елеем прочих, раздает стаканчики стеклянные сослужащим; протоиерей и несколько других священников, ставши на пристойных местах, помазуют весь народ. При помазании молитва: "Отче Святый," не читается, а вместо неё произносится: "Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на исцеление души и тела рабу Божию такому-то, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь." После помазания архиерей снимает митру и глаголет молитву: "Дарю Святый," а сослужащие ему священники держат, разогнув над главою архиерея, Евангелие, и говорят тихо ту же молитву, посем бывает отпуст по Требнику.

Хотя таинство елеосвящения, по правилам Церкви, и не должно быть совершаемо над здоровыми, но у Греков издревле был обычай совершать в Великий четверг елеопомазание над здоровыми. Святитель Димитрий Ростовский, сказав, что это елеопомазание здоровых делается у нас, "по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданию," — затем продолжает: "чего ради в Великий четверг преподается тайна здоровым? Понеже в Великий четверг, на вечери Христос устави завет новый тела и крове Своея; того ради и сея тайны не неприлично есть причаститися, хотя и здравому человеку, неведущу дне и часа." (Сн. Цер. вест. 1896, 29).

"В Великий четверг, говорится в Уставе, ядим варение с елеем, тем же и вино, и ино сухоядие, занеже поется аллилуиа. Студийския обители типик повелевает в великий святый четверг ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб: пием же и вино. Святыя же горы типик повелевает во святый великий четверг ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся, како разсудит настоятель, зря свою о Христе братии произволяющу к душеспасительной пользе."

В Номоканоне же при Большом Требнике (225 пр.) сказано: "но ниже в великий четверток ямы масло, по 50 правилу в Лаодикии собора."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008