| |
|
|
Великая средаНочь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26:6-17). Здесь в доме Симона прокаженнаго, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростmю и убить Его, — некая жена "грешница" возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. "Егда грешная, — воспевает в этот день святая Церковь, — приношаше миро, тогда ученика, соглашашеся пребеззаконным; овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго; сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся; сия свобождашася, а Туда раб бываше врагу;" "о Иудина окаянства, от негоже избави, Боже, души наша." Молитвословия дня. Тропарь, гл. 8. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, гл. 4. Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю ти, любовию облобызан пречистии Твои нози, як о да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти: Спасе, от скверных дел моих избави мя. Утреннее Евангелие: Иоан. 12, 19-50; 42-43 зач. Паремия. 1) Иезек. 2:3-10, 8:1-3. 2) Исх. 2:11-22. 3) Иов. 2:1-10. Евангелие: Мф. 26:8-16; 108 зач. В Великую среду службы отправляются но тому же порядку, как и в первые два дня Страстной седмицы (см. 590-592 стр.); но на изобразительных, по "Отче наш," кроме кондака Триоди, вслед за ним читается на "Слава" "Со святыми упокой," на "И ныне" "Предстательство христиан" при чем в храме святого или святых после кондака Триоди еще читается кондак храма, а в храме Богородицы, вместо "Предстательство христиан," читается на "И ныне" кондак храма Богородицы; "вместо отпуста глаголет настоятель" над преклонившимся до земли народом молитву: "Владыко многомилостиве," которая обыкновенно читается на великом новечерии; си по исполнении тоя (молитвы), нам воставшим, преклоняется и той (т. е. настоятель) сам к братии, и просит прощения, глаголя: Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согрешил во всей жизни моей, и во всей святей четыредесятнице, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы;" предстоящ ие отвечают: "Бог да простит ти, честный отче." В Великую среду в последний раз совершается литургия преждеосвященных Даров и великие поклоны после "Буди имя Господне" (см. ниже, Табл. лит. преждеосв. Даров), "и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны; в келлиах же даже и до великого пятка совершаются" (т. е. упраздняются в церкви великие поклоны, а не малые, как это видно, например, из последования повечерия, где и говорится: "творим поклоны три, вси равно косно"); в последний раз в Великую среду бывает положенное в седмичные дни святой Четыредесятницы чтение кафизм на утрене, часах и вечерне; вообще в этот день заканчивается ряд великопостных служб. В Великую среду (на четверг) положено малое повечерие (см. о нем на 591-592 стр.). В Уставе, в конце последования Великой среды вечерни, сказано: "От сего святого дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины (см. ниже, о Великой субботе); в соборным же храмех и мирских поют в церквах" (из чего, по-видимому, следует, что и в предшествующие дни Страстной седмицы полунощница бывает, хотя о совершении полунощницы в эти дни в Уставе никаких указаний не имеется).
|
© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008 |