Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Страстная седмица

Последняя седмица пред Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения, почему и называется Страстной. Она называется также Великой по знаменательности и великости совершившихся в ней событий. "В эту седмицу, как учит святой Иоанн Златоуст, разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята, границы взяты; Бог мира примирил небесное и земное."

Богослужение этой великой по её внутреннему знаменованию и смыслу седмицы святая Церковь обставила и соответственным внешним величием, украсив его мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубокознаменательных, благоговейных обрядов. Все, что только в Ветхом Завете предъизображено или предсказано, а в Новом изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это святая Церковь сводит в один живой и величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужении Страстной седмицы.

Уже на вечерне в неделю Ваий святая Церковь приглашает верных от торжественного праздника Ваий стекаться на Божественный праздник таинства страстей Господних. Потом, с наступлением Страстной седмицы, святая Церковь, воспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, внимательным оком любви и благоговения следит, так сказать, за каждым шагом, вслушивается в каждое слово, даже входит и нас хочет ввести в самые душевные расположения грядущего на добровольную муку Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжение всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова воскресения.

В первые три дня святая Церковь усиленно приготовляет верующих к страстям Христовым. В эти дни на шестом часе положены чтения о таинственных видениях пророка Иезекииля, предвозвестивших основание на земле Церкви Иисусом Христом, Который, Сам испив всю горесть наших бедствий, сделал все эти бедствия для истинных Своих последователей сладкими, спасительными. Положенное на вечернях чтение из книги Исход посвящено воспоминанию бедственного положения народа Иудейского в рабстве Египетском, из которого народ этот был избавлен после того, как вкусил агнца — прообразование Пасхи. Этим воспоминанием святая Церковь внушает верующим, что гораздо тяжелее рабства Египетского рабство диаводу, от которого избавлены мы новою Пасхой — Христом, за нас пострадавшим.

Второе чтение за вечернями заимствуется из книги Иова. Безропотное перенесете всех тяжких бедствий и испытаний, ниспосланных по воле Отца Небесного на этого праведного мужа, служит прообразованием страданий Христа за грехи наши, а также дает нам урок безропотного перенесения скорбей и несчастий в нашей жизни. В соответствие с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Этим благовествованием святая Церковь также имеет в виду показать, что Иисус Христос во всех событиях Своей земной жизни открылся, как истинный Бог и истинный человек, и что только поэтому и страдания Его спасительны для нас.

Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно вспоминаются святой Церковью в те самые дни, в которые они совершались. В положенных в первые три дня Страстной седмицы на утрени и литургии преждеосвященных Даров особо избранных Евангельских чтениях святая Церковь просвещает верующих Евангельскими повествованиями о событиях каждого дня и назидает произнесенными в эти дни речами Спасителя и Его беседами. Таким образом, святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям, и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он непосредственным слушателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя, святая Церковь всему вообще Богослужение первых трех дней Страстной седмицы придает характер преимуще ственной печали и трогательного сокрушения о нашей греховности.

С вечером среды оканчивается великопостное Богослужение и начинается ряд служб особенного знаменования и совсем иного состава; в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, наполняющего сердца верующих и отселе проникающего все Богослужение церковное, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — восторгают сердце, переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькия слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятое на кресте Святейшее Слово совоскресит с Собою и нас, погибающих. Полнотою священных повествований, глубоко-содержательных песнопений и, наконец, целым рядом благоговейных обрядов и священных обычаев святая Церковь в дни страстей Христовых осеняет душу христиа нина таким избытком чувств горестных и радостных, безгранично умилительных и животворных, что религиозное одушевление и вдохновенный восторг верующей души христианской в эти дни не поддается никакому описанию, его не в состоянии выразить никакое слово.

Последовательно развертывая поразительно-величественную повесть страстей Господних, Богослужение Страстной седмицы дает нам полную возможность мысленно переноситься в эти дни то в Иерусалим, то на гору Елеонскую, то в горницу Сионскую, то в Гефсиманию, то на Голгофу, то в вертоград Иосифа Аримафейскаго, то подобно женам мироносицам "зело рано" тещи ко гробу Спасителя, чтобы видеть Его живоносное воскресение. Теснейшим образом сближая нас с понесшим вольные страсти Спасителем нашим, Богослужение Страстной седмицы доставляет нам бесценную возможность мысленно созерцать потоки Его святейшей крови, пролитой за нас, и слышать как бы непосредственно из самых пречистых Его уст последние предсмертные речи и Божественные Его наставления. Словом, присутствуя в Страстную седмицу на службах церковных, живо представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную, так близкую сердцу христианина истор ию страданий Христовых, мыслью и сердцем своим "сшествуем Ему и сораспинаемся Ему." Вследствие этого Страстная седмица является знаменательнейшим временем в году, несравненно возвышающим душу христианина и настраивающим ее к принятие самых высоких идей и впечатлений, — временем, доставляющим обильную пищу для религиозной христианской мысли и небесное наслаждение и восторги верующему сердцу.

Богослужебные указания.

Изменяемые песнопения церковных служб в течение всей Страстной седмицы положены из Триоди Постной (за исключением 4 воскресных стихир и догматика "на Господи воззвах" из Октоиха 1-го гл. на вечерне Великой субботы, но, впрочем, тоже находящихся в Триоди, на ряду); причем в первые три дня Страстной седмицы Богослужение еще продолжается совершаться по "чину постному," но с некоторыми особенностями сравнительно с этим чином.

Во всю Страстную седмицу утреня, с начала и кончая возгласом после великой ектении, следует порядку, указанному выше для седмичных дней святой Четыредесятницы. После великой ектении и возгласа в течение всей седмицы, кроме субботы, поется (вместо "Бог Господь") с обычными стихами "Аллилуиа" на 8-й гл. В понедельник, вторник и среду после "Аллилуиа" поется (вместо положенных в предшествующие седмичные дни Великого поста троичных гласа) 3-жды (2-й раз на "Слава," а 3-й на "И ныне"), "косно и велегласно, и со сладкопением равно" (см. Триодь Пост.), умилительный тропарь: "Се жених грядет," чем святая Церковь возбуждает верующих к постоянному духовному бодрствованию; а после указанного тропаря поется: "Господи помилуй" 3-жды, "Слава," чтец — "И ныне," и обычным порядком в Великом посту следуют кафизмы и седальны Триоди (без ектений); в те же дни (после следующих за последней кафизмой седальнов ), а также и в четверг (непосредственно после тропаря: "Егда славши ученицы"), читается с обычными возглашениями Евангелие (хотя и не поется полиелей), а непосредственно за Евангелием читается 50-й псалом. В понедельник, вторник и среду после 50-го псалма читается молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя," затем — "Господи, помилуй," 12 раз, возглас: "Милостию и щедротами," "Аминь."

После этого поются из Триоди: в понедельник и среду трипеснец, а во вторник — двоепеснец, причем пред этим двоепеснцем (после указанного возгласа: "Милостию и щедротами") положены: малая ектения, возглас: "Ты бо еси Царь мира," кондак и икос Триоди. В пятницу тоже поется трипеснец Триоди, но только после следующего за 50-м псалмом 8-го Евангелия; в четверг и субботу положены полные каноны из Триоди, поемые непосредственно после 50-го псалма.

Во все дни Страстной седмицы ирмосы поются по 2-жды в начале песни и в 3-й раз, после каждой песни, поется ирмос той же песни на катавасию; тропари положены в четверг на 6, а в нрочие дни на 12; к тропарям неполных и полных канонов во всю Страстную седмицу положен (вместо песней Священного Писания) припев: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе;" перед предпоследним тропарем во всех песнях, кроме 8-й,— "Слава," а в 8-й песне — "Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа," пред последним же тропарем во всех песнях — "И ныне;" пред пением на катавасию ирмоса 8-й песни — "Хвалим, благословим;" после этой катавасии непосредственно поется ирмос 9-й песни; "Честнейшая" же во все дни Страстной седмицы пред 9-ю песнию не поется; не поется также в конце канона и "Достойно" (см. Служб. на каждый день Страстной седмицы).

В четверг и субботу после 3-й песни канона — малая ектения, возглас: "Яко Ты еси Бог," и седальны Триоди; в понедельник, среду и пятницу после начальной песни трипеснца, а в четверг и субботу после 6-й песни канона, — малая ектения, возглас: "Ты бо еси Царь мира," кондак и икос Триоди; в понедельник, вторник, среду и субботу, по 9-й песне (после пения ирмоса этой песни, положенного на катавасию), произносятся малая ектения и возглас: "Яко Тя хвалят" (на утрене четверга и пятницы этих ектений и возгласа в указанных "Службах" не имеется); затем, начиная с понедельника и кончая четвергом, поется умилительный екзапостиларий, или светилен: "Чертог Твой," 3-жды; "поется же первее посреде церкве канонархом 1-жды."

Начиная с понедельника и кончая пятницей, в Страстную седмицу, какое бы празднование ни случилось, после имеющихся в Триоди на каждый день стихир "на хвалитех," положено славословие вседневное (то, которое читается, а не поется). На следующем непосредственно за утреней (после великих поклонов) 1-м часе не только в понедельник, но также во вторник и среду, не бывает чтения кафизмы; по "Трисвятом," вместо обычного в святую Четыредесятницу богородична, читается кондак Триоди; отпуст — особый: "Грядый на вольную страсть" (см. его на 587 стр.). В остальном порядок утрени и 1-го часа в понедельник, вторник и среду — такой же, как и в обычные постные дни святой Четыредесятницы.

Как и в предшествующее седмичные дни, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы часы: 3-й, 6-й и 9-й, совершаются вместе, с присоединением к ним изобразительных. На 3-м я 6-м часах положены кафизмы (см. ниже, Поряд. Рядов. чтения каф.) с обычными славословиями (9-й час без кафизмы), а на 6-м после тропаря пророчества паремия из кн. прор. Иезекииля с прокимном перед и после этой паремии.

В понедельник, вторник и среду на часах: 3-м (между чтением "Богородице Ты еси лоза истинная" и "Господь Бог благословен"), 6-м (между пением следующего за паремией прокинна и чтением "Скоро да предварят ны") и 9-м (между чтением "Иже нас ради рождейся" и "Не предаждь нас до конца"), прочитывается на средине храма все Четвероевангелие, от 1 гл. Матфея до 14 гл. Иоанна; святое Евангелие разделяется на 9 отделов, причем Евангелие святого Луки — на 3 отдела, остальные Евангелия. каждое, — на 2 отдела; к каждому особому чтению Евангелия отворяются царския врата и затворяются, по окончании его; на 3-м часе пред чтением Евангелия иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, кадит "окрест аналогия (с Евангелием), и олтарь и церковь всю и братию по чину"; "на 6-м часе кадит токмо Евангелие;" "на 9-м же часе Евангелие кадит, и храм весь, и братию" (см. в Уст. и Триоди Пост. Последование в Вел. понедельник); пред каждым чтением Евангелия положено: "И о сподобитися нам," и проч., а после Евангелия: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе" (все это так же, как на полиелейной утрене, — см. ниже, Табл. утр.), при чем возглашение диаконом: "И о сподобитися," бывает "точию к началам евангелистов" (т. е. каждый раз только пред теми чтениями, которыя начинаются с 1-й главы каждого из четырех Евангелий, а также и при первом чтении Евангедия на 3-м часе каждого дня), пред дальнейшими же чтениями одного и того же евангелиста указанного возглашения не бывает, а прямо возглашается: "Премудрость, прости, услышим святого евангелиа…" и проч.

На всех часах во всю Страстную седмицу, а также на изобразительных в ту же седмицу, кроме среды (о ней см. ниже), по "Отче наш," вместо обычных в святую Четыредесятницу тропарей и проч. песнопений, положен только кондак Триоди; отпуст в понедельник, вторник и среду — "Грядый Господь" (см. 587 стр.). В остальном порядок совершения часов и изобразительных в понедельник, вторник и среду — такой же, как и в обычные дни святой Четыредесятницы, а конец изобразительных (после великих поклонов) — как в среды и пятницы святой Четыредесятницы (о чем см. ниже, в Табл. изобразит.).

В понедельник, вторник и среду совершается в соединении с вечерней литургия преждеосвященных Даров; порядок этой службы — тот же, как в среды и пятницы святой Четыредесятницы, но только вход на вечерне бывает с Евангедием (а также положенные на ней обычные две паремии читаются: 1-я — из кн. Исход, а 2-я — из кн. Иова) и после "Да исправится" и 3-х великих поклонов положено чтение Евангелия, а в конце литургии — отпуст особый (см. ниже, Табл. литургии преждеосвященных Даров).

На всех повечериях, начиная с вечера недели Ваий (на Великий понедельник) и кончая четвергом Страстной седмицы, положены из Триоди трипеснцы святого Андрея Критского, а в пятницу полный канон Симеона Логофета; на этих повечериях, как и на утрене (см. выше), ирмосы поются по 2-жды и в 3-й раз на катавасию (при чем в понедельник в начальной песне, имеющей два ирмоса, поемых каждый тоже но 2-жды, на катавасию поется 2-й ирмос: "Видите, видите"); по 9-й песни ирмос её поется на катавасию вместо "Достойно" (см. в Триоди Пост. Вел. вторник и пятницу и Службы на кажд. день Страстной седмицы); тропари на повечерии пятницы положены на 4, а в остальные дни "тропари колико их есть" (т. е. столько, сколько их имеется в песнях трипеснцев); припевы на всех повечериях — те же самые, что и на утрене (см. выше), только в понедельник в начальной песни трипеснца к богородичну: "Пречистая Богородице Дево," — припев: "Пресвятая Богородице спа си нас" (см. Служб, на кажд. день Страст. седм.). а также в четверг перед катавасией 8-й песни не указывается припев: "Хвалим благословим" (см. там же); в понедельник, вторник и среду после начальной песни трипеснца (перед его 8-й песнью) положен седален, а перед ним: "Господи помилуй," 3-жды, "Слава, и ныне" (см. там же).

В понедельник (на вторник) и вторник (на среду) положено великое повечерие; на этом повечерии перед "Господи сил" положен кондак Триоди, а затем поется "Господи сил" "и прочее по обычаю, с поклоны," — так же, как и в обычные постные дни святой Четыредесятницы.

В остальные дни Страстной седмицы, кончая пятницей, совершается обычным порядком (без всяких особенностей свойственных "чину постному") малое повечерие (см. ниже. Табл. повеч.), но на нем по "Отче наш" (вместо обычных тропарей и проч. песнопений) положен только кондак Триоди; отпуст — обычный малый.

Во всю Страстную седмицу, кроме литургии в Великие четверг и субботу (см. ниже), облачение употребляется черного цвета.

См. о праздниках 25 и 26 мар. и 23 апр. выше и ниже о днях Высокоторжественных и храмовых праздниках.

Ради полного внимания к воспоминаемым событиям во всю Страстную седмицу ни панихиды, ни акафисты в церкви не поются.

"На трапезе ядим сухоядение и сим удовляемся; и якоже в 1-ю седмицу святого сего поста, сице и в сия дни. В Великий понедельник, во вторник и в среду поститися подобает. И 6-й великий собор повеле спасительныя страсти дни в посте и молитве и умиления сердца сотворяти верным; в полунощи же великия субботы оставляти поста."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008