Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Шестая седмица

Раскрываемая в каноне 5-й недели Евангельская притча о богаче и Иазаре служит предметом песнопений и 6-й седмицы, в которых святая Церковь призывает нас "бежать немилосердия и безчеловечия богача и ревновать терпению и великодушию Лазаря" и умолять Господа, дабы Он нас, "обнищавших сластьми жития, добродетельми обогатил," избавил "предлежащия нам геенны" и "вселил в недрех патриарха Авраама." Продолжая и в эту седмицу, как и в предшествующие, призывать нас к подвигам благочестия, святая Церковь взывает к нам: "Приидите прежде конца вси братие чистым сердцем приступим ко благоутробному Богу, житейская обстояния отринувше, о душах попечение сотворим, брашен страстей воздержанием гнущающеся, о милостыни попечемся;" "страсти умертвим воздержанием и дух оживим Божественными детельми;" "постимся, струи почерпающе душевных слез, яко да номилуемся." Вместе с этим святая Церковь, "шестую седмицу имуще," приглашает всех нас принест и "предпразднственное пение ваий Христу, грядущему" "воскресити от гроба Лазаря" и "всести на жребяти осли." Соответственно этому 6-я седмица называется "преддверием Лазарева животвория," преимущественно же седмицею "Ваий," "Цветною" или "Цветоносною." В своих предпразднственных песнопениях святая Церковь воспевает: "радуйся Вифание, Лазарево отечество: в тебе бо Христос представ величие совершит, оживив Лазаря;" "Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь, Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость;" "Господь грядет сести, якоже писано, на жребя: людие готовитеся со страхом прияти Царя всех с ваием, яко Победителя см ерти, из ада воздвигшаго Лазаря;" "просветившеся душами, постом чисты усрести пойдем Христа, к Иерусалиму грядущаго плотию;" "со отроки и мы усрящим Христа Бога, вместо ваий приносяще милостыню, в молитве сердечней, с ветвьми осанна вопиюще: благословите, и превозносите Его во веки;" "приидите уготовим Господеви к сретению, ветви добродетелей носяще Ему: тако бо Его приимем, якоже во граде Иерусалиме, в души нашей, поклоняющеся и поюще Ему."

См. об отдании Благовещения.

О том, если четверг 6-й седм. случится 22 мар., — см. выше.

В пятницу 6-й седмицы оканчивается святая Четыредесятница. В службе этого дня поется: "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое." Вместе с этим в службе этого дня святая Церковь приготовляет своих чад к достойному празднованию воскрешения Лазаря и особенно Входа Господня в Иерусалим, взывая: "душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево, радуйся Марфа и Мария, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата;" "в пустынях и горах, и в вертепех сущии, приидите соберитеся с нами ваиеносци, срести Царя и Владыку: грядет бо спасти души наша;" "Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний."

В эту пятницу "повечерие глаголем великое;" на нем: по 1-м Трисвятом — тропарь праздника, но 2-м Трисвятом — тропари обычные ("Помилуй нас, Господи" и проч.); канон Триоди, по 9-й песни, вместо "Достойно," "оба лика вкупе" поют ирмос: "Сотвори державу;" по "Трисвятом" — кондак праздника; в остальном порядок повечерия тот же, как и в пятницу 1-й седмицы.

От этой пятницы до Фомина понедельника "ниже мученичен, ниже богородичен, ниже осмогласие не поется" (Уст., пятницы вечера, 2-е зри).

В субботу 6-й седмицы святая Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Спасителем прежде 6 дней Иудейской Пасхи, в которую Он пострадал (Иоан. 11:45-57). Воскрешение Лазаря святая Церковь прославляет, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника. Выясняя верующим великое значение совершеннаго Господом вспоминаемого ныне чуда, святая Церковь воспевает: "Господи, глас Твой разруши адово царствие и слово власти Твоея возставило из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное: вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю." Но вместе с тем святая Церковь напоминает и то, что воспоминаемое событие послужило началом решительного восстания совета священников и фарисеев против Спасителя. Совершенное воочию многочисленного народа, великое чудо воскрешения Лазаря обратило многих к вере в Иисуса Христа, вызвало этим сильнейшее негодов ание на Него первосвященников и старейшин Иудейских, и Синедрион теперь именно решил, по совету Каиафы, схватить Иисуса, где только это будет возможно (Иоан. 11:47-50). Таким образом Лазарево воскрешение послужило непосредственным поводом к осуждению Спасителя на смерть. Поэтому с самых первых веков хриcтианскаго Богослужения установлено было совершать память этого великого чуда пред самой Страстной седмицей. Уже в IV веке Лазарево воскрешение считалось общецерковным и торжественным праздником, как это можно видеть из множества поучений на этот день святого Иоанна Златоустого, блаженного Августина и др.

В VII и VIII веках святые церковные песнописцы: святые Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, составили особенные песнопения и каноны на этот праздник, воспеваемые и доселе.

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 1.

Общее воскресение прежде Твоея смерти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже; тем же и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, гл. 2.

Всех радость Христос, истина, свет, живот и мира воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление.

На полунощнице, вместо обычных тропарей, кондака и богородичных, по 1-м "Трисвятом" и "Отче наш" — тропарь "Общее воскресение," по 2-м "Трисвятом" и "Отче наш" — кондак "Всех радость;" "молитвы: Помяни Господи, не глаголем."

Сообразно с значением вспоминаемого события в этой, день, как и в воскресный, на утрене рядовой кафизме (17-й) поются с припевом "Благословен еси Господи" "тропари воскресны:" "Ангельский собор удивися," и "по них," после малой ектении, возгласа и седальна, пред 50-м псалмом, поется: "Воскресение Христово видевше," 1-жды. Непосредственно после 50-го псалма (если храм не в честь святого Лазаря, в каковом случае бывает полиелей, чтение Евангелия "и прочая по обычая") следуют каноны с песнями Священного Писания: "Поем Господеви." "На 9-й песни Честнейшая не стихословится, от сего дне и в прочия дни и до новыя недели (см. понедел. Антипасхи), но ирмос и последи катавасия: Вонстинну Богородицу," после этой катавасии, малой ектении и возгласа следуют: "Свят Господь Бог наш," на 1-й гл., 3-жды, и пение двух светильнов Триоди (1-го - 2-жды, а 2-го на "Слава, и ныне"); в стихирах "на хвалитех," на "И ныне," поется богородичен воскресный: "Преблагословенна еси Богородице Дево...," как в день воскресный; после этого поется великое славооловие.

Литургия святого Иоанна Златоустого.

Вместо "Трисвятого" поется: "Елицы во Христа," потому что в этот день в древности крестились оглашенные.

Апостол. Евр. 12:28, 13:1-8; 333 зач.

Евангелие. Иоан. 11: 1-45; 39 зач.

Примечание. На литургии в Лазареву субботу произносить заупокойную ектению не возбраняется (Цер. Вест. 1890, 27). В "Обиходе нотного пения" для литургии Лазаревой субботы хотя и помещен (как остаток практики, существовавшей некоторое время в нашей Церкви до исправления патр. Иоакимом нынешнего Устава) ирмос 9-й песни канона ("Чистую словом почтим"), как "задостойник;" но Устав, указывая в других случаях "задостойники," в данном случае молчит и, следовательно, предполагает обыкновенное пение "Достойно есть." Правда, на утрене в этот день 9-я песнь канона поется без "Честнейшую;" но такое поставление пения "задостойника" (9-го ирмоса утреннего канона) в зависимость от пения на утрене "Честнейшую" не может быть принято за основательное; так как на утрене 1 и 30 янв. "Честнейшую" не поем, но на литургии поются обыкновенння: "О тебе радуется" (1 янв.) и "Достойно есть" (30 янв.); и наобор от, если праздник, имеющий на 9-й песне особые припевы, заменяющие "Честнейшую," случится в день воскресный и служба воскресная не оставляется (таковы дванадесятые Богородичные праздники), то на утрене эти припевы оставляются и "поем Честнейшую;" однако в этот день на литургии поется "задостойник" — 9-й ирмос с припевон; точно также и во все дни до отдания великих праздников на утрене поется "Честнейшую," а на литургии 9-й ирмос с припевом праздника (Ц. В. 1890, 49; Моск. Ц. В. 1894, 51-52). В пользу пения в Лазареву субботу "Достойно" можно прибавить также и то, что Устав, умалчивая о "задостойнике" в эту субботу, однако, при совпадении с нею праздника Благовещения, прямо предписывает пение, вместо "Достойно" ирмоса 9-й песни канона Благовещения (см. в Уст., 25 мар: Мр. гл.). Тем не менее практика в указанном случае более предпочитает следовать "Обиходу нотного Пения."

На трапезе, кроме елея и вина, разрешается вкушение икры.

О прилучившихся святых от этой субботы до недели Фомины сн. выше.

Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваий (воскресный день).

В этот день святая Церковь особенно вспоминает царское прославление Иисуса Христа пред Его крестной смертью для показания, что страдания Спасителя были добровольные. Самое событие праздника описано у Евангелистов (Мф. 21:1-11; Мар. 1:1-11; Лук. 19:29-41; Иоан. 12:12-19).

Начало этого праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на него встречаем в поучении на этот день Мефодия Патарскаго (III в.). Начиная с VII века, многие песнописцы (Андрей Критский, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул) прославили праздник песнопениями, которыя поются и ныне. От обычая употреблять в этот праздник ваии (ветви финиковой пальмы) он и называется Неделей "Baий," "Цветоносия," "Цветоносной" или "Цветной," а в просторечии — "Вербным воскресеньем." Ваии у нас заменяются вербами, так как верба ранее других древесных ветвей дает почку. Обычай употреблять ваии в этот праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущаго Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках "знамение победы" — вербы с возженными свечами.

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 4.

Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, гл. 6.

На престоли на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен грядый Адама воззвати.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во имя Господне.

Богослужебные указания.

Так как этот праздник окружен днями поста, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства; но он есть дванадесятый праздник и вся служба отправляется лишь празднику.

На утрене, по полиелее, поется величание (тропари: "Ангельский собор," не поются); после Евангелия непосредственно читается 50-й псалом ("Воскресение Христово видевше" не поется

на этой утрене). Освящение верб положено после чтения Евангелия. Во время чтения 50-го псалма священник крестообразно, со всех 4-х сторон, кадит ваии; по прочтении псалма, диакон говорит: "Господу помолимся," певцы поют: "Господи помилуй," 3-жды, и священник читает молитву (см. ее на ряду в Триоди Пост.) на благословение ваий.

Примечание. Окропления верб святой водой в Уставе не указано (см. Цер. Вест. 1805. 23), но практикой допускается. В виду этой практики, по мнению Цер. Вест., если при громадном стечение народа раздача освященных ваий немыслима, то можно следовать примеру некоторых священннков — пройти после чтения положенной молитвы по храму со святой водой и кропить ей в разных направлениях (Цер. Вест. 1888, 15).

По прочтении молитвы на освящение ваий поется: на "Слава" (вм. "Молитвами апостолов") "Днесь Христос входит," на "И ныне" (вм. "Молитвами Богородицы") — тоже, затем "Помилуй мя Боже" и проч. При подхождении молящихся и Евангелию, для целования его, священник дает каждому ваии со свечей.

Примечание. По Уставу, полагается целование Евангелия, а не иконы, и помазания елеем не бывает (Цер. вест. 1895, 23), но практикой допускается вместе с целованием Евангелия и целование иконы праздника, а также и помазание елеем.

На 9-й песни Честнейшую не поем, но (непосредственно после катавасии 8-й песни) ирмос (не имеющий припева): Бог Господь; "по 9-й песни (и следуемых за нею малой ектении и возгласа) светильна не глаголем, но абие: Свят Господь Бог наш, трижды, во гласе 4."

Свечи, с которыми стоят на утрени, обыкновенно гасятся после канона.

Литургия святого Иоанyна Златоустого. На литургии входное: "Благословен грядый;" вместо "Достойно," ирмос 9-й песни: "Бог Господь и явися нам" (сн. в Уст. 25 мар. Мр. гл.).

Отпуст положен особый.

Утреннее Евангелие, Мф. 21:1-11, 15-17; 83 зач.

Апостол, Филип. 4:4-9, 274 зач.

Евангелие, Иоан. 12:1-18; 41 зач.

В неделю Ваий полагается сбор в пользу Императорскаго Православнаго Палестинского Общества.

"На трапезе утешение: ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога."

Вечерня в этот день (на понедельник) положена не великая (как это бывает в вечер дванадесятнх праздников), а вседневная. На ней по возгласе ("Благословен Бог") следует: "Аминь," "Слава Тебе Боже," "Царю Небесный," "Трисвятое," "Слава, и ныне," "Отче наш," "Яко Твое есть царство," "Аминь," "Господи помилуй," 12 раз, "Слава, и ныне," "Приидите поклонимся," 3-жды, 103 псалом, "Слава, и ныне," "Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе Боже," 3-жды, ектения великая, возглас: "Яко подобает Тебе," "Аминь;" затем поется: "Господи воззвах," и стихиры, которые положено только 6 (а не 10); эти стихиры, а также и стихиры на "Слава" и на "И ныне" назначены из Триоди Постной; вход (с кадилом) положен, но прокимен — дне: "Се ныне благословите" (а не великий); для стихир "на стиховне" имеются особые при певы; отпуст — особый (без упоминания святых храма и дне): "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец." (Этот же отпуст указывается произносить и в конце 1-го часа в Великие понед., втор., среду и четверг, а также в те же дни, кроме среды, в конце совершаемых вслед за 9-м часом изобразительных, — см. "Службы на каждый день Страстныя седмицы," изд. Моск. Син. Типогр.). Во всем остальном порядок этой вечерни — тот же, что и в другия воскресенья святой Четыредесятницы.

"Повечерие глаголем малое;" на нем положен трипеснец святого Андрея Критскаго, с припевом к тропарям: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе;" перед каждой песнию ирмосы поются по 2-жды, а затем после каждой песни тот же ирмос поют (1-жды) на катавасию "оба лика вкупе;" после 1-й песни положено: "Господи помилуй." 3-жды, "Слава и ныне" и седален; после катавасии 9-й песни (поемой вместо "Достойно") следует "Трисвятое" и проч.. а затем (вместо обычных тропарей и кондаков, перед "Господи помилуй" 40 раз) кондак Триоди: "Иаков рыдаше;" во всем остальном порядок этого новечерия (не исключая и отпуста) тот же, как и в прочие недели (на понедельники) святой Четыредесятницы (см. выше).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008