Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Пятая седмица

В Богослужении пятой седмицы Великого поста святая Церковь продолжает призывать нас к неленостному несению постнических подвигов, взывая: "воздержания с Богом крепость имуще вернии, прочее юношески тецем святое поприще," "теплотою веры, воздержанием страсти попалим невоздержания, и пропасти греха убежим, и слезными токи угасим вечнующий пламень," "пощение чистое, слезы, поучение Божественных, и всякую иную добродетель совокупивше, Владыце Христу ныне принесем." Общее утешение и ободрение к несению постнических подвигов святая Церковь предлагает нам в той мысли, что половина подвига уже совершена и что близок и конец его — воcкресение Христово. "Преполовивше, воспевает святая Церковь, сей священный пощения путь, к будущему радостно потецем, благотворения елеем души помазавше, яко да сподобимся Христа Бога нашего, и Божественным страстем поклонитися, предварити и страшное и святое воскресение." Вместе с этим святая Церковь побуждает своих чад к усердному продолже нию несения постнических подвигов и напоминанием о "препрославленной благодати" "всечестнаго поста, имже Илия пророк обретает колесницу огненную, и Моисей скрижали приемлет, Даниил же чудный бысть, Елиссей мертваго воздвиже, отроцы же огнь угасиша, и всяк кто к Богу присвоися," — и внушает, что "доброе пощение питает сердце, умащающее помышления Богоугодный, и страстей бездну изсушающее, тучами умиление очищает, верою хвалу приносящих Вседержителю," и что "пощения подвижницы мзду приимут" от Бога: "мир и просвещение, и исцеление душевных сокрушений," "душевную милость," "сладость нестареемую." Такими побуждениями укрепляя нас в постнических подвигах, святая Церковь внушает молить Господа, да подаст Он нам "постов время мирно скончати." Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослабному Богоугодному житию, святая Церковь и в настоящую седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. В частности четверг и суббота этой седмицы отмечены особым предназначением.

О чтении кафизм в 5-ю седмицу см. ниже, Поряд. ряд. чт. каф.

См. выше на 126 стр., если понедел. или среда случится 25 мар.

Относительно вторника см. выше, о повечерии 4-й нед.

О чтении великого канона во вторник 4-й седмицы, если 25 мар. случится в среду или четверток той же седмицы, — см. на 579 стр.

В среду вечера и в четверг к утрене и вечерне положен "звон в красная," т. е. не великопостный.

В среду на вечерне (на четверг), "на Господи воззвах," стихиры из Минеи не поются, а положено, кроме пяти поемих на 6 стихир Триоди, еще петь тоже из Триоди по алфавиту 24 стихиры святого Андрея Критского, из которых каждая оканчивается словами: "Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя;" припевы к ним начинаются от последнето стиха 140 пс. (от стиха: "Падут во мрежу"); по окончании припевов псалмов, к прочим припевается: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе;" 24-я стихира поется на "Слава," а на "И ныне" поется богородичен Триоди.

Повечерие (накануне четвертка) бывает малое (без канона и поклонов) в келлиях; полунощница бывает тоже в келлиях (без поклонов).

"На трапезе разрешаем на елей и вина причащаемся труда ради бденного, хотящаго быти; внимающия же спастися воздержанию прилежат: множайшии же посту нелицемерну."

Четверг пятой седмицы.

На утреннем Богослужении этого дня, кроме двух трипеснцев, прочитывается единственный раз в году весь (читанный по частям в первые четыре дня первой седмицы) великий канон святого Андрея Критского и канон пр. Марии Египетской с положенными по одному в каждой песни тропарями в честь святого Андрея, поются (перед 7-й песнью канона) "Блаженны" со стихирами и читается житие пр. Марии "на две статии," т. е. половины (первая половина после кафизмы н седальнов, а вторая половина между 3-й и 4-й песнею канона). Но этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены, как было сказано выше (см. 562 стр.), все побуждения к посту и покаянию, — и святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончание поста. "Понеже, говорится в Синаксаре, к концу приближается святая Четыредесятница, то, да не человецы, лениви бывше к духовным подвигам, небрежно забудут ся," — и предлагается этот великий канон. Он "толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием поется." И церковный Устав заповедует великий канон читать и петь медленно и "с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три." Для той же цели — возбуждения и сил, и внимания кающихся — служит и чтение жития преподобной Марии Египетской. По объяснение того же Синаксаря, житие преподобной Марии также "умиление предлагает безчисленное и прегрешившим утешение дает многое," представляя собою нам и образец истинного покаяния, и пример неизреченного милосердия Божия.

Читать великий канон святого Андрея и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенскаго Собора.

Молитвословия дня.

Кондак, см. 562 стр.

По Уставу звон к утрене полагается "в 4 час ночи" (по нашему счислению, в 10 ч. вечера) и "бывает начало по обычаю;" "по шестопсалмии поем Аллилуиа и троичны гласа" и прочее, "яко обычай," но "стихословим кафисму (только) едину осмую." Великий канон начинается непосредственно (см. 554 стр.) после 50-го псалма; "песней (Священного Писания) не стихословим," а поем к тропарям великого канона, канона прподобной Марии и к тропарям в честь святого Андрея те же припевы, что при пении великого канона на повечерии 1-й седмицы (см. 563 стр.); к тропарям же трипеснцев положен припев: "Святии апостоли молите Бога о нас."

Относительно того, нужно ли, при чтении канона святого Андрея Критского, произносить ектению после 3-й, 6-й, 9-й песен, — практика неодинакова (Цер. Вест. 1892, 36); но обыкновенно считается принятым возглашать эти ектении и возгласы после них (Цер. Вест. 1891, 35).

После утрени "всю службу поем по скоро (т. е. без пения), труда ради бденнаго."

"На всех часех" по Трисвятом кондак: "Душе моя, душе моя."

Относительно великих поклонов с молитвою святого Ефрема Сирина на утрене и часах мнения неодинаковы: одни полагают, что эти поклоны должны быть, а другие стоят за их отмену.

В четверг совершается Преждеосвященная литургия и облегчается пост: "ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго."

Если в среду или четверг 5 седмицы случится Благовещение, то пение Великого канона переносится на вторник той же седмицы (о совершение в этом случае лнтургин преждеосвященных Даров во вторник в Уставе не говорится, но практикой принято совершение этой литургии в этот вторник).

В пятницу "на трапезе пием вино, труда ради бденного, хотящего быти." Повечерие (накануне субботы) бывает малое (без канона); это повечерие, а также и полунощница совершается в келлиях; "канон мертвен гласа поем в гробнице."

Суббота пятой седмицы.

Служба этой субботы носит название "похвалы Пресвятыя Богородицы," потому что в этот день "восписуем похвальное пение" Пресвятой Богородице, в память троекратнаго избавления царствующаго града Константинополя от нападения врагов, всесильным Её заступлением (см. 10 мар.). В царствование Ираклия (в 626 г.) стеснили Царьград с востока Персы, а с запада Скифы или Авары. Патриарх Сергий взял икону Пресвятыя Богородицы, именуемую Одигитриею (сн. 28 июл.), и ризу её обносил с крестным ходом по стенам города, и когда в водах пролива омочил ризу Богоматери, — море закипело, корабли потопило и неприятелей истребило. Народ проводил целую ночь на молитве во Влахернской церкви, находящейся на берегу моря, воспевая благодарственное пение Божией Матери (акафист). Подобное избавление Царьграда от Агарян было при Константине Погонате (в 670 г.), Льве Исавре (716-740 г.), или, по другим известиям, при Михаиле III (864 г.) от Агарян и Скифов — Аскольда и Дира.

Святая Церковь ввела во всеобщее употребление благодарственное пение Богородице, совершаемое в субботу на 5-й неделе Великого поста, так как первое избавление Царьграда было около этого времени. С благодарением за бывшее избавление от врагов, святая Церковь соединяет моление к Пресвятой Богородице об освобождении и нас от всяких бед, взирая на Матерь Божию, как Споспешницу молитвы и покаяния. Напоминая верующим о небесной Ходатаице и Заступнице рода христианского, святая Церковь тем самым утверждает кающихся в надежде на вышнюю помощь в подвигах духовных Той, Которая не покидала никогда страждущих и скорбящих, нуждающихся в Её помощи, даже в борьбе с врагами внешними.

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 8.

Повеленное тайно прием в разуме, в крови Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачнюй: Приклонивый схождением небеса, вмещается нвизменно весь в Тя; Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак, см. 25 мар.

Звон к утрене Уставом полагается "в 4 час ночи (см. 578 стр.), молебнаго ради последования акафиста." Это "похвальное пение" Богородице называется "акафистом" (ά — не, и καϋίζω — сижу, — как иногда в Уставе и читается вместо акафист — "неседальное"), потому что во время совершения сего песнопения не должно сидеть.

Акафист был составлен диаконом Великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 г. Акафист состоит из 12-ти кондаков и из 12 икосов (по числу букв греческого алфавита); первый кондак акафиста — "Взбранной Воеводе" не входит в число 12 кондаков и служит как бы темой всего акафиста. Каждый кондак оканчивается припевом: "Аллилуиа" (3-жды), а каждый икос ангельским приветствием Богородице: "Радуйся Невесто Неневестная." По своему содержанию весь акафист делится на две части. Первые 12 песней (до 7-го икоса), составляющая 1-ю часть акафиста, имеют содержание историческое: в них излагается история воплощения и первые годы жизни Иисуса Христа. Остальные 12 песней, составляющия 2-ю часть акафиста, имеют содержание догматическое и нравоучительное, при чем в кондаках изображается таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Её величайшие совер шенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим.

Весь акафист прочитывается иереем в четыре раза, после малых ектений и возгласов первой и второй рядовых (16-й и 17-й) кафизм, также после третьей и шестой песен канона. Каждый отдел начинается и оканчивается пением кондака: "Взбранной Воеводе." В последнем отделе. кроме того, пред этим кондаком снова повторяется первый икос: "Ангел предстатель." При пении "Взбранной Воеводе" в начале акафиста бывает каждение всего храма, начинаемое из алтаря; а при пении в начале 2, 3 и 4-й частей акафиста диакон кадит только "настоятеля и лики." В Уставе сказано, что чтение акафиста бывает в алтаре; но некоторые находят более удобным читать его среди церкви пред аналоем с иконой Похвалы Богородицы и с одним или двумя свещниками спереди аналоя; при этом для чтения каждой статьи акафиста иерей выходит из алтаря царскими дверьми, которые и остаются открытыми; по прочтении, он уходит в алтарь, и царские двери затворяются; диакон при чтении акафиста сопутствует иерею и кадит пред аналоем. Утреня положена с пением великого славословия.

"На трапезе ядим два варения с елеем и пием вино, благодаряще Всесвятую Владычицу нашу Богородицу о бывшем от Нея чудеси."

Пятая неделя (воскресный день).

Церковная служба этой недели посвящена воспоминанию и прославлению подвигов святой Марии Египетской, которая "душевная ловления, и страсти плотския мечем воздержания посекла, помысла прегрешения молчания обучения подавила, и струями слез своих пустыню всю напоила, прозябла нам покаяния плоды" и "труды постническими," "аки солнце просиявши, всем наставница явися согрешающим." В жизни её святая Церковь обращает внимание на две противоположности: на глубину её греховного падения и на высоту благодатного восстания, чем указывается, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может вознести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.

В песнях канона раскрывается притча о "богаче и Лазаре." Изображением этой притчи дается урок подвизающимся в посте, чтобы они, постясь телесно, постились и духовно, т. е. помогали нуждающейся братии и облегчали участь страждущих; а страждущим и неимущим внушается терпение и великодушие, по примеру Лазаря, который за эти добродетели "в рай сладости сподобился." Внушая постящимся необходимость милостыни, святая Церковь воспевает: "несть царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию; темже не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в руки нищих влагают; сия и Давид пророк учит глаголя: праведен муж милуяй весь день, наслаждаяйся Господеви, и во свете ходяй не преткнется; сия же вся к наказание нашему писашася, яко да постящеся благостыню творим, и даст нам Господь вместо земных небесная."

Воскресное Евангелие возвещает о приближающемся времени наступающих страстей Христовых, а в апостольском чтении раскрываются спасительный действия крестной жертвы Спасителя. Этими напоминаниями притчи о богатом и Лазаре и страданий, смерти и воскресения Спасителя святая Церковь приводит пятую неделю в соотношение с наступающим окончанием подвига поста и соединенными с ним воспоминаниями.

Молитвословия дня.

Тропарь преподобной Марии — общий.

Кондак, гл. 3.

Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны креста оружием погубляет: сего ради царствия невеста явилася еси Марие преславная.

Литургия святого Василия Великого.

Апостол Евр. 9:11-14; 321 зач.

Преподобной Марии — Гал. 3:23-29; 250 зач.

Евангелие Мар. 10:32-45; 47 зач.

Преподобной Марии — Лук. 7:36-50; 33 зач.

В 5-ю неделю "поем и минеи последование случившагося святаго; инии же последнейшии предаша пети в сию неделю (вместо службы рядового святого) последование преподобной матере нашея Марии Египетския" (Уст., 5-я нед.), каковое последование и находится в составе служб этого дня в Уставе и Триоди Постной.

Если в эту неделю (воскресный) случится предпразднство Благовещения (или другие праздники, указанные выше), то служба преподобной Марии оставляется и поется "егда екклисиарх раcсудит" (Уст., Мр. гл. 24 мар.).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008