Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Вторая седмица

В эту седмицу святая Церковь продолжает побуждать нас к посту, молитве, покаянию, благотворению и к прочим подвигам благочестия, раскрывая и истинные свойства этих подвигов. В своих песнопениях этой седмицы святая Церковь воспевает: "дивное оружие, молитва и пост: сей Моисея законописателя показа, и Илию в жертвах ревнителя," "Ниневитяны от запрещеннаго извел гнева," "Самуила процветши плод" "воспитал Сампсона храбра;" "постився Елиссей воскреси умерша отрочища;" пост "совершает священники и пророки." Так как "Христос в писаниях завеща" нам "пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением, и убогих попечение;" то святая Церковь и взывает к нам: "истинным постом постимся Господеви, яко брашен воздержащеся, языка, ярости, и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся;" "духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отп устим и братии долги, да я нам вставятся прегрешения наша;" "приидите, очистим себе милостынями и щедротами убогих, не трубяще, ни являюще наше благотворение, да не увесть шуйца десницы дело, да не расточит тщеславие плод милостыни;" "покаяния время, и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг, аще прострем руки во благотворение: ничесоже бо тако спасает душу, якоже подаяние требующим; милостыня растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим, ейже ничтоже равно, довольна бо есть спасти душы наша."

Богослужебные указания.

От понедельника 2-й седмицы поются в повечериях каноны Минеи святых, имущихся прилучиться от субботы Лазаревой до неделя Фоминой, с канонами Богородичными; прежде поем канон Богородицы, также Минеи; по 3-й песни кондак и седален Минеи, по 6-й песни седален Богородицы; стихиры Минеи поются после канона.

Порядок службы во все пятницы до пятницы 5-й седмицы находится в Уставе, в последованиях среды и пятницы 1-й седмицы и пятницы 2-й седмицы.

На Великой повечерии в пятницы 2, 3 и 4 седмиц "по 1-ом Трисвятом" положены: тропарь — "Апостоли, мученицы," на "Слава" — "Помяни Господи," на "И ныне" — богородичен: "Мати святая" (см. их в Триоди Пост., в последов, утрени 2-й седмицы); "по 2-м Трисвятом" и следуемых за ним обычных тропарей ("Помилуй нас Господи" и проч.) поется (как и на 1-й седм.) покойный канон гласа данной недели (см. Триодь Пост., пятницу 1-й седм.) и, обыкновенно, из Минеи канон прилучившегося в число следующего за пятницей воскресенья святого (сн. ниже, 3-ю седмицу), служба которого в это воскресенье не поется (иногда поется четверописнец следующей за пятницей субботы, — см. в Уст. Мр. гл. февр. и 9 мар.); вместо "Господи сил" и проч. — кондак: "Со святыми упокой;" во всем остальном великое повечерие совершается так же, как и в пятницу 1-й седмицы.

В субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц великого поста святая Церковь молится всем Святым, прося их, чтобы они ходатайствовали пред Богом за нас особенно во время поста, и молится Господу об умерших.

"На утрени поем Аллилуиа, на глас 2-й," со стихами, как в заупокойной службе, и славословие — вседневное (см. в Уст.).

Литургия святого Иоанна Златоустого.

Подобная службе за упокой, совершаемой в субботу 2-й седмицы, бывает служба в 2 следующие субботы, 3-ю и 4-ю, святой Четыредесятницы, если только в них не случится праздник Предтечев, святых 40 мучеников, или Благовещение, или храмовой (см. также в Уст. Мр. гл. 24 мар.).

Вторая неделя (воскресный день).

Эту неделю святая Церковь называет неделей светотворных постов. В Богослужении её, наряду с сокрушением о греховном состоянии человека, живописно и умилительно изображаемым в церковных песнопениях, изъясняющнх Евангельскую притчу о Блудном сыне, восхваляется пост, как средство к благодатному внутреннему озарению, — и в этом восхвалении предлагается новое побуждение к подвигу поста. Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению, с особенною силою раскрывается в воспоминании в эту неделю святого Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского и чудотворца (см. 454 стр.). Святой Григорий известен, как обличитель ереси Варлаама, Калабрийскаго монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающимся видимо (напр., на Фаворе и Синае), и недопускавшего возможности достигнуть этого озарения молитвой и постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по поводу этой ереси (в 1341 г.) соборе в Константинополе Варлаам, ученик его Акиндин и прочие их соумышленники были осуждены за свое ложное учение. И в последующее время своей жизни святой Григорий ревностно боролся за православие, "не единожды," но "многажды и многими" своими вдохновенными речами и писаниями опровергая учения и сочинения лукавых последователей Акиндина и Варлаама. За этот свой подвиг на пользу святой Церкви, а также за исповедничество и мученичество за веру и паству Христову, за святость своей строго подвижнической жизни и глубокую назидательность для всех подвижников своих творений святой Григорий и прославляется в службе нынешнего дня святой Церковию.

Таким образом святая Церковь, празднуя в предшествующую неделю торжество православия над всеми ересями, в настоящую неделю празднует торжество православнаго подвижнического учения над всеми противными ему лже-учениями; первое торжество — общее всех православных христиан, второе — по преимуществу подвижников, монахов. Церковная служба в честь виновника этого последнего торжества, святого Григория, составлена Филофеем, патриархом Константинопольским. В ней святой Григорий и прославляется, как "богословия труба, огнедухновенная уста благодати, честное Духа приятелище, столп Церкве непоколебимый, великое вселенныя украшение," "меч и стрелы злославных" сокрушивший, и "гордость Варлаамову, и всякую силу еретическую," "яко ткание паучины" расточивший, "света божественнаго проповедник, небеснотаинник Троицы," "исцелитель недугов человеческих," "святейший отец, пастырь добрый," "положивый душу о овцах," "твердый страдалец и п остник," "благочестия поборник, и нечестия противник, теплый веры предстатель, великий наставник и учитель," "велие монашествующих украшение, деянием и видением просиявший."

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 8.

Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброта, богословов поборничв непреборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвала, проповедниче благодати, молися выну спастисяя душам нашим.

Кондак, гл. 4.

Ныни время делательное явися, при дверех суд, востанем убо постящеся, принесем слезы умиления, милостынями, зовуще: согрешихом паче песка морского, но ослаби Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы.

Литургия святого Василия Великого.

Αпостол. Евр. 1:10, 2:3; 304 зач.

Святому Григорию — Αпостол. Евр. 7:10, 8, 2; 318 зач.

Евангелие. Мар. 2:1-12; 7 зач.

Святому Григорию — Евангелие. Иоан. 10:9-16; 36 зач.

Если во 2-ю неделю случится праздник Обретения главы святого Иоанна Предтечи и совершается служба этого праздника, то служба святого Григория поется в одну из следующих недель, 4-ю или 5-ю, "егда разсудит екклесиарх" (см. также в Уст. 37 храм. гл.); если же при указанном совпадении служба св. Григория не отменяется, то "Предтечеву службу поем в субботу 2-ю" (Уст. Мр. гл. 24 февр.), т. е. она переносится с воскресенья на эту субботу; но обыкновенно в этом случае Предтечева служба не переносится и отправляется в воскресенье но соответствующей Мр. главе Устава 24 февр.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008