Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Первая седмица

Первая седмица святой Четыредесятницы есть "дней начаток святых постов." Святая Церковь в эту седмицу, приглашая своих чад начать "всечестное воздержание," поработать "Господеви со страхом," поститься "постом приятным, благоугодным Господеви," поститься не "телесне" только, но и "духовне," — раскрывает цель и значение "всечестного поста." "Прииде, — воспевает святая Церковь в своих песнопениях, — пост, мати цедомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков:" "Моисей бо тем прославися, и закон в письмени на скрижалех прият," "Илия постився, небеса заключи," "пост отроки из пещи" избавил "и пророка Даниила от львов снеди;" и мы "твердое оружие поста имуще яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим, не опалимся сладости страстей, ни огня искушений убоимся," "погасим плотския страстн пламенеющия," "чисти явимся чист ому, и единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших;" "светли бывше божественными добродетельми, светозарная Спасова верою узрим страдания," и "приемлем от Христа Бога велию милость."

Вместе с этим святая Церковь подробно выясняет и свойства истинного поста, как действительная средства к освобождению от греха, как основания покаяния, как начала возвращения человека к Богу. По учению святой Церкви, "истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и биагоприятный." Поэтому, приглашая своих чад к истинным покаянным и постническим подвигам, святая Церковь и воспевает: "во светлую поста облекшеся ризу, пиянства темныя и злотяжкия совлецемся одежды," "чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрия препояшим," "омыем лица наша бесстрастия водою," "разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы;" "всечестное воядержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога на шего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества кротостию."

Богослужебные указания.

Для начала поста святой Четыредесятницы в Требнике излагаются молитвы, которые священник должен читать в церкви своим прихожанам в понедедьник или в другой день 1-й седмицы Великого Поста, после утрени или часов, возложив на себя епитрахиль (см. Требн. в 2-х частях, ч. 1, гл. 23). Если где есть обычай обходить с так называемой постной молитвой дома прихожан, то можно поддерживать этот обычай, потому что чем чаще священник будет посещать прихожан с пастырскими целями, тем лучше. Не следует распространять это хождение на целые недели; эта молитва предназначается для начала поста, а потому и чтение её должно быть в первые дни святой Четыредесятницы.

В Церкви отпуст при этом полагается с одним рукоблагословением; в доме же можно делать его с крестом. Священник при этом должен помнить, что его хождение с молитвой есть не простое хождение, но пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительное посещение своих прихожан, ввереных от Господа его попечению; а потому он должен пользоваться этим случаем для своих пастырских целей. В это время священнику вполне удобно делать напоминание прихожанам о говении, особенно тем, которые долго не говели. Так как при этом священник бывает один без причта, то может без всякого стеснения предлагать свои наставления и замечания о тех сторонах жизни пасомых, о которых при причте бывает неудобно говорить, как например, относительно разногласий между мужем и женою. Чтобы посещение священника не было неожиданным, следует в воскресенье или праздничный день объявить прихожанам в церкви о своем намерении посетить их дома с молитвою, объяснив всем духовную цель посещения и значение молитвы, читаемой во время поста, и для вящей пользы сделать известным, в какое время какие части прихода будут посещены им (см. подр. Рук. для сел. паст. 1860 г., 1 т.; см. также Ц. Вест. 1894, 17, 1896, 48, 1903, 4).

Примечание. Согласно определенно Священного Синода 31 января-11 марта 1897 г., священники на 1-й и Страстной седмицах Великого поста совсем не могут быть вызываемы в суд ни в качестве свидетелей, ни в качестве тяжущихся сторон (Ц. Вест. 1894, 9).

Если в понедельник на 1-й седмице случится празднику Сретения Господня, то служба его совершается (см. 2 февр.) в Сыропустное воскресение.

О храмовых праздниках и днях Высокоторжественных см. ниже (см. также выше, 19 и 24 февр.).

В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста на повечерии читается покаянный великий Канон святого Андрея Критского, к которому в среду и четверг присоединяются тропари в честь пр. Марии Египетской. Канон святого Андрея, как сказано в Синаксаре: "поущает всякую душу, еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе; еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, и исповеданием и иным яве благоугождением." Тропари в честь пр. Марии Египетской учат нас не отчаиваться, "аще иногда некими, прегрешенми яти быша." Канон святого Андрея назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаыий, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах, бывает около 30 тропарей, а в нем около 250. Для первых четырех дней первой седмицы великий канон святого Андрея разделен на 4 части с назначением по одной на каждый день.

Молитвословия седмицы.

Кондак (по 6-й песни великого канона).

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй.

Богослужебные указания.

Так как Великий канон настраивает душу к покаянному молению, то он и читается в самом начале повечерия, а не в 3-й его части, где находится 69-й псалом: "Боже, в помощь мою вонми;" а потому и этот псалом в первые 4 дня 1-й седмицы Великого поста читается в начале повечерия перед великим каноном (других канонов в 3-й части великого повечерия в указанные дни не положено).

Повечерие первых четырех дней первой седмицы Великого поста называется "малым стоянием." Наименование: "стояние" указывает как на продолжительность совершения повечерия, так к на молитвенно-покаянный характер его, по каковым свойствам своим это повечерие особенно напоминает древние stationes. Малым же стоянием оно называется в отличие от Андреева или Мариина стояния (бываемого в четверг пятой седмицы) и великого (или утреннего служения в Великую пятницу). Тому же повечерию усвояется еще наименование "мефимонов или ефимонов." Полагают, что это наименование произошло от слов: µεθ ήµών — с нами, каковые слова повторяются несколько раз в песни пророка Исаии, певаемой на каждом новечерин. По мнению других, более правильною представляется другая втимология, которая производит слово: мефимоны или ефимоны, от έφυµ νέιον — припев; по этой этимологии изъясняемое наименование будет обозначать вели кие повечерия первой седмицы, которые одни только поют канон с умилительным припевом на каждом стихе. В настоящее время указанное наименование обыкновенно прилагается только к великим повечериям первых 4 дней 1-й седмицы святой Четыредесятницы.

Ирмосы канона: "Помощник и покровитель" и проч., Уставом предписывается петь по 2-жды; "творим же на кийждо тропарь метания 3, глаголюще (тоже пред каждым тропарем) настоящий припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя," а в конце каждой песни поется "Слава" перед троичным и "И ныне" перед богородичным; в среду же во 2-й песне пред богородичным ("Пречистая Богородице Дево") поется ("Пресвятая Богородице, спаси нас"); после 6-й песни поется кондак ("Душе моя"), а перед ним: "Господи помилуй," 3-жды, "Слава, и ныне" (см. Служеб, на каждый день 1-й седмицы); последний тропарь в каноне каждого дня (после богородична в первые 3 дня, а в четверг перед последним троичным), содержащий в себе моление к святому Андрею, — один и тот же ("Андрее честный"), и перед ним поется: "Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас;" перед положенными в каноне в среду и четверток тропарями в честь преподобн ой Марии поется припев: "Преподобная мати Марие, моли Бога о нас;" в конце канона в каждый день поют оба лика: "Бессеменного зачатия" (пение "Достойно есть" не указано); а затем читается псалом 4-й: "Внегда призвати," и совершается "прочее последование повечерия" (с отпущением в 3-й его части 69-го псалма).

В среду и пятницу, начиная от 1-й и кончая 6-й седмицей святой Четыредесятницы, совершается, после часов и изобразительных (оканчивающихся почти так же, как и вечерня в прочие седмичные дни), в соединении с вечерней "литургия преждеосвященных Даров;" на этой вечерне, по сравнению с вечерней прочих седмичных дней святой Четыредесятницы, между антифонами кафизмы положены малые ектении и возгласы, бывает вход с кадилом, читаются хотя и две обычные паремии (1-я из кн. Бытия, а 2-я из кн. Притчей), но между этими паремиями назначены особые возглашения и осенение иереем молящихся возженной свечей, положено пение с коленопреклонением: "Да исправится молитва моя," и после этого 3 великих поклона, чем и заканчивается эта вечерня.

В понедельник, вторник и четверг, начиная со 2-й седмицы, литургия преждеосвященных Даров совершается в том случае, если в эти дни будет праздник с полиелеем (см. 24 февр. и 9 мар., а также 19 февр.) или храмовой (Уст., 35 храм, гл.); при чем в эти праздники на совершаемой перед Преждеосвященной литургией вечерне бывает вход с Евангелием и на самой литургии читаются Апостол и Евангелие.

О вторнике и четверге б-й седмицы (и о понед., втор, и среде Страстной седм.) см. ниже.

О последовании литургии преждеосвященных Даров во всю святую Четыредесятницу см. в Уставе, в последовании среды и пятницы 1-й седмицы, и в Служебнике; "идеже несть преждеосвященныя," — см. в Уставе среду и пятницу 1-й и 5-й седмиц.

В пятницу начинается празднование святому Феодору Тирону (см. ниже, о субботе). После литургии преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, "цредложше коливо," поем молебный канон святому Феодору (см. последование его в Триоди Постной, на ряду). На этом молебне во время чтения 50-го псалма "кадит священник коливо," лики и народ; затем читаются тропари канона на 4, "без ирмосов," с припевом: "Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас;" чтения Евангелия на этом молебне не положено; после 9-й песни указан ирмос: "Тя неискусобрачную Матерь;" в конце молебна благословляется коливо; молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники.

Порядок всего этого чинопоследования изложен в Уставе, в последовании пятницы 1-й седмицы. Если в этот день по какой либо причине не будет совершения литургии преждеосвященньтх Даров, то молебный канон святого Феодора поется в конце вечерни (о порядке её совершения и измевениях в отправляемых перед ней изобразительных см. в Уставе, на ряду), вслед за положенными в таком случае, после ектении: "Помилуй нас Боже," 3-мя великими поклонами.

Относительно пищи в этот день в Уставе читаен: "Входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святого. Сие бо прияхом в лавре преподобного отца нашего Саввы и киновии преподобного великого Евфимия; но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение со сливами без елеа и армеа; производящее же ядят сухоядение, якоже и в среду."

"Во всех пятницах святыя и великия Четыредесятницы на вечернях и повечериях поклонов не творим," кроме положенных на литургии преждеосвященннх Даров. (см. Уст., Последов, пятницы 1-й седм. и понедел. 2-й седм.).

Во все пятницы шести седмиц Великого поста, кроме 5-й седмицы, положены повечерия великия (каковыя повечерия в 1, 2, 3 и 4 седмицы Триодь Постная указывает совершать "в гробнице," или усыпальнице).

На великом повечерии пятницы 1-й седмицы "по 1-м Трисвятом глаголем тропарь мученика ("Велия веры"), "Слава, и ныне," богородичен ("Вся паче смысла"); по 2-м ("Трисвятом") обычные тропари: Помилуй нас Господи, и поем покойный канон настоящего гласа" (Уст., пятница 1-й седм.), положенный в Октоихе на утрене субботы, а также и канон святого "настоящия субботы" (см. Триодь Пост., пятницу 1-й седм.) из Минеи (т. е. того святого, служба которого, совпадая с числом субботы 1-й седмицы, отменяется в эту субботу), или канон святого, имущего прилучиться в 1-ю неделю (воскресный день) (если в субботу отправляется служба рядового святого, когда, напр., случится в эту субботу 24 февр. или 9 мар.); "по Достойно и по Трисвятом" (вместо "Господи сил" и проч.) "кондак мученичен" ("Веру Христову."), за которьпгь следует: "Господи помилуй," 40 раз, и все прочее так же, как на малом повечерии, а равно и в конце , вместо молитвы: "Владыко многомилостиве," — "отпуст малый" (Уст., пяток 1-й седм.).

Суббота первой седмицы. В этот день святая Церковь творит память святого Феодора Тирона, "великого в мученицех, страдальца пресветлого, именитого, и преславного в чудесех, от конец земли и до конец знаменитаго." Этим воспоминанием святая Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под ОСОБЫМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ БОЖИИМ.

Молитвословия дня.

Тропарь гл. 2.

Велия веры исправление, но источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся: того молитвами Христе Боже спаси души наша.

Кондак, гл. 8.

Веру Христову яко щит внутрь прием в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, яко непобедимый.

На утрене, после великой ектении и возгласа, поем: "Бог Господь," тропарь и проч., указанное в Уставе, на ряду; по 1-м и 2-м стихословии (перед седальными) обычные — (см. в Служебн.) малая ектения и возгласы; непосредственно после 50-го псалма поются каноны — храма и святого Феодора; по указанно Триоди Постной, "стихословим же и Господеви поем" (сн. Уст., 12 гл.); катавасия: "Отверзу уста;" после стихир "на хвалитех" следует вседневное (т. е. то, которое читается, а не поется) славословие; стихиры "на стиховне" положены в Триоди на ряду; по "Отче наш" — тропарь св. Феодора ("Велия веры") и, на "Слава, и ныне," богородичен во глас тропаря ("Мати Святая"); в остальном порядок этой службы — тот же, как на утрене со вседневным славословием (см. ниже. Табл. утр.).

Примечание. В изд. (в 1893 г.) Моск. Син. Типогр. "Служба на кажд. день 1-й седм.," в последовали утрени субботы, имеются: после начального возгласа предначинательные молитвы ("Слава Тебе Боже" и проч.), а по 50-м псалме молитва: "Спаси Боже" и проч. (см. 554 стр.), каковые молитвословия Уставом не положены и возглашение их на этой службе в практике не принято.

После пения: "Утверди Боже," "присовокупляем и час 1-й," который совершается по обычному порядку вседневного богослужения, без особенностей, свойственных "чину постному." На этом часе положены тропарь и кондак святого Феодора; в конце этого часа, после "Боже ущедри," — обычные: "Христе свете," "Взбранной Воеводе," "Слава Тебе," "Слава, и ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови," великий отпуст и пение многолетия ("Благочестивейшого, Самодержавнейшаго").

Литургия (предваряемая обычным чтением часов) — святого Иоанна Златоустого.

На трапезе в субботу 1-й седмицы "ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными и варение со елеем; вина же испиваем по красоволю, ради святого. Сие же прияхом от лавры пр. отца нашего Саввы и от богоносного отца нашего Евфимиа."

Во все субботы поста, кроме Страстной, бывает литургия святого Иоанна Златоуста; в недели же, кроме недели Ваий, совершается литургия святого Василия Великого.

"Последование минеи, прилучающихся святых в субботы и недели (воскресные дни) святой Четыредесятницы, поется в повечериях, или "егда изволит екклесиарх" (сн. выше, о пятнице 1-й седм., и ниже о пятнице 2-й седм.).

Первая неделя (воскресный день).

В настоящий день святой Церковью вспоминается победа православия над ересями, почему этот воскресный день называется также и "неделей Православия." По объяснению Синаксаря, в настоящий день празднуется "восставление святых и честных икон," бывшее в половине IX века (в 842 г.) "от Михаила (Византийского императора) и Феодоры святыя и блаженнейшия царицы и святого Мефодия, патриарха Константинопольскаго."

Празднование это было установлено по поводу окончательной победы святой Церкви над иконоборческою ересью. В песнопениях этого дня святая Церковь, прославляя святые иконы, а также ревнителей иконопочитания, и внушая нам обязанность почитания святых икон, воспевает: "день радостный, и веседия исполненный явися днесь: светлость бо догмат истиннейших блистает, и сияет церковь Христова украшена восставленми икон святых ныне, и изображений сиянми, и единомыслие бывает верных богопочтенное;" "ныне благочестия светлость всем распростреся, разгоняющи лесть нечестия яко облак, просвещающи же сердца благочестивых: приидите припадем, благочестивомудренно честным иконам Христовым поклоняющеся православны," "и на стенах, и дсках, и на священных сосудех, начертанным священным образом Христовым, и Пречистыя, и всех святых, честно поклонимся, отлагающе злочестную злославных веру."

Примечание. В храмах могут быть поставляемы иконы только тех святых, имена которых находятся в "Месяцеслове всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию," изд. С.-Петерб. Син. Типогр. в 1891 г., и "Верном Месяцеслове всех русских святых," изд. Моск. Син. Типогр. (сн. ниже, Указатель имен святых).

Но так как догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики и победа над иконоборством была не победой только святой Церкви в пользу благочестивого обычая иконопочитания, но именно победой православия (т. е. той религиозной истины, которая находит в почитании священных изображений живое и наглядное выражение) и так как святая Церковь ко времени победы над иконоборчеством в борьбе с различными ересями окончательно выяснила и определила в правилах семи Вселенских Соборов православное христианское учение, то ныне празднуемое событие и названо не торжеством иконопочитания, а торжеством православия.

Это не значит, что с IX в. не появлялось уже более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы оне ни были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определениях семи Вселенских Соборов. Победа православия в самой греческой Церкви первоначально была отпразднована в первую неделю Великого поста, и таким образом основание настоящего торжества православия есть историческое. Вместе с этим святая Церковь торжеством настоящего дня имеет в виду дать высокое утешение проходящим, согласно с правилами веры и благочестия, подвиг поста, видя в нем доказательство живого общения их по вере и жизни с нею, и находя в нем основание для молитвенного ходатайства за них пред Богом. По окончании литургии в нынешний день положено совершать особый чин православия (см. ниже), составленный святым Мефодием. Еще восстановители почитания и поклонения святых и честных икон определили каждогодне "сему священному торжеству бывати, да не когда и паки в тожде злочестие (иконоборства) впадем" (см. Синаксарь). Из Греции чин православия перешел вместе с христианством и в Церковь Русскую.

Молитвословия дня.

Тропарь, гл. 2.

Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси, плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, гл. 8.

Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси: но исповедающе спасение, делом и словом се воображаем.

Литургия святого Василия Великого.

Апостол Евр. 11:24-26; 12:2; 329 зач.

Евангелие Иоан. 1:43-51; 5 зач.

Согласно определению Святейшего Синода от 2-4 апр. 1902 г., за № 1495, в монастырских, городских и сельских церквах в первую неделю Великого поста должно быть совершаемо: "Последование молебного пения об обращении заблудших, певаемого в неделю Православия и во иных случаях."

Примечание. Сначала Святейшим Синодом было предписано совершать это молебное пение в неделю православия по "Последованию в неделю Православия," с опущением второй части сего чина, начиная с возглашения: "Кто Бог велий," до отпуста; потом был напечатан (С.-Петерб. Син. Типогр.) особой книжкой сокращенный чин указанного "Последования" под вышеприведенным заглавием и разослан в двух экземплярах во все монастырские, городские и сельские церкви. Совершение этого "Последования молебного пения" и установлено в удовлетворение возбужденного третъим миссионерским съездом, бывшим в 1897 г. в г. Казани, ходатайства относительно введения в общецерковное употребление особых молитвословий об обращении заблудших ересями и расколами. Тоже "Последование молебного пения" предоставлено отправлять миссионерам: при отправлении для собеседований с раскольниками и сектантами, при воссоединении с Православною Церковью обращенных ими на путь истины , пред открытием окружных и епархиальных съездов миссионеров и других тому подобных случаях (см. Ц. Вед. 1902, 33; 1903, 9).

В это воскресенье производится сбор на распространение христианства в Империи.

В первую неделю Великого поста в кафедральных соборах, при архиерейском служении (согласно определению Св. Син. от 26 февр.-29 мар. 1767 г. за № 104), по прочтении часов или перед окончанием литургии, на середине храма пред иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое, совершается чин православия. После обычного начала читается пс. 74: "Исповемся Тебе Боже," в котором псалмопевец прославляет Господа за чудеса и убеждает врагов своих не гордиться, потому что не в людях, а в Боге сила и могущество, и Он погубит нечестивых. Затем произносится великая ектения, в которой прилагается прошение к Богу призреть на святую Церковь и соблюсти ее невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, присоединить к ней отпадших от нея, а верных укрепить и сохранить в православии. После "Бог Господь" читается апостол (Рим. 16:1-10), в котором апостол Павел убеждает христиан блюстись от творящих распри и раздоры и уклоняться от них, и Еваyгелие (Мф. 18, Яп — йв), в котором припоминается бо жественная власть Церкви вязать и разрешать. В сугубой, после этих чтений, ектении святая Церковь просит Господа, обратить заблуждающихся к истине, для общего со всеми верными прославления Господа истинной верой и благочестием, для прекращения ненависти, вражды и прочих беззаконий и воцарения в сердцах всех истинной любви.

В следующей затем молитве святая Церковь снова молится об укреплении верных в правой вере, о просвещении заблуждающихся, о даровании пастырям Церкви ревности, об обращении неверных и о растворении духом Евангелия попечения об обращении их. После молитвы протодиакон возглашает: "Кто Бог велий" (3-жды), и приглашает всех верных славить виновника всех благ — Бога, еще в раю положившего основание Церкви и даровавшего нам спасительное Откровение, последующе которому мы веруем: "во единого Бога Отца Вседержителя," и т. д. — читает весь Символ Веры, по окончании которого возглашает: "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди...."

Далее протодиакон указываете на то, чем православные руководствуются при подробном раскрытии веры: "Еще же и соборы святых Отец, и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаема... Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за оное ублажаем и восхваляем; тако противящихся сей истине, аще ожидавшему их обращения и раскаяния, Господу не покаяшася, Священному Писанию последующе, и первенствующия Церкве преданий держащеся, отлучаем и анафематствуем." Затем произносится анафема: отрицающим бытие Божие и промысл, — духовность существа Божия и Его свойства, — равносущие и равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу; отвергающим необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека; не приемлющим благодать искупления; отвергающим приснодевство Пресвятая Богородицы; не верующим, что Дух Святый действовал чрез пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на в сякую истину; отрицающим бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам; отметающим таинства; отвергающим соборы и их предания; государственным преступникам и изменникам и, наконец, отметающим и хулящим святые иконы. Всех анафематствований 12. После каждого возглашения протодиакона, собор лиц, имещих право вязать и решить, произносить: "анафема" — трижды. После отлучения от общения неправомыслящих, святая Церковь воспоминает вообще всех, подвизавшихся в православии словом, писанием и жизниго, и произносит им вечную нанять, не называя их всех по именам. В частности вечная намять возглашается: равноапостольным Константину и Елене, Феодосию Великому и Феодосию Юнейшему, Иустиниану и прочим царям и царицам греческим; равноапостольным Владимиру и Ольге и всем правоверным от рода царей и князей российских; благочестивейшим Государям Императорам и Императрицам, которые все по имени вспоминаются; патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам; наконец, убиенным на брани за веру и отечес тво и всем православннм христианаи, в истинной вере и благочестии скончавшимся. Вместе с тем св. Церковь восхваляет подвиги тех, которые верою и добродетелиго, приготовляя себя к вичному блаженству, утверждают на земле православие. Поэтому она возглашает долгоденствие и благоденствие прежде всего ревнителю христианского благочестия, защитнику я покровителю Церкви Христовой Государю Императору, потом Государыням Императрицам, Наследнику и всему Царствующему Дому; Святейшему Синоду; восточным патриархам и местному епископу; митрополитам, архиепископам, епископам и всему освященному причту; правительствующему синклиту, военачальникам, градоначальникам, христолюбивому воинству и всем нравославным христианам, право содержащим святую веру и повинующимся Христовой Церкви. Лик, после каждого возглашения диакона, повторяет трижды: "многая лета."

По окончании сего протодиакон произносить молитву. "Святая Троице, сих прослави и утверди," которая составляет как бы повторение я заключение чина Православия. В молитве от лица Церкви он просит Господа о верных, чтобы Он "прославил их, утвердил даже до конца в правоверии, а развратников и хульников Православной веры и церкви Христовой и неповинующихся оной обратил и привел в познание вечныя истины." После молитвы протодиакона, архиерей взывает: "Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков." И певцы поют: "Тебе Бога хвалим." Во время этою пения apxиepeй и все священнослужители целуют святые иконы на аналоях, и затем бывает отпуст.

Будучи величественен и торжествен по своему внешнему виду, чин православия велик и важен и по своему внутреннему значению. Это священнодействие есть торжественное обнаружение той Божественной власти, которую даровал Своей Церкви Господь наш Иисус Христос; торжественное предъявление того страшного всемирного суда, который совершит некогда Он Сам со всей славой Судии вселенной; торжественное наказаиие тех предерзких возмутителей благочестия, которые своим упорством в заблужденин и лжеверии навлекли на себя праведный суд церковный; торжественная награда тем добрым и послушным чадам святой Церкви, которые не только сами пребывают в православии и послушании гласу матери своей, но словом и делом споспешествуют распространению и утверждению святой веры и благочестия. Такое священнодействие всем и каждому ясно показывает, что вера наша, не смотря на многочисленнейшие козни диавола и руководимых им врагов истины небесной, не поколебалась, но преодолев все ереси, разоблачив и поразив все заблуждения, грозившие ей, сохраняется во всей её небесной чистоте и неприкосновенности, пребывает верой неизменно апостольской, строжайше православной.

Вместе с этим совершаемое в нынешний день священнодействие внушает всем нам, как страшна и опасна язва ересей и расколов; как ужасно легкомысленное увлечение всяким ветром учения и коварством козней льщения, в каком бы виде не подкрадывалась эта ложь к нашему уму и сердцу; как тщательно должно блюсти единение веры и любви со святой Православной Церковью, которая есть "столп и утверждение истины" и которая заключает в себе неисчерпаемую сокровищницу даров Божиих, необходимых для нашего очищения, освящения и спасения. Совершая такое многознаменательное священнодействие каждый год, святая Церковь тем самым бдительно печется о нашем спасении, матерински ограждает нас от соблазнов и козней еретических, нежно заботится об охранении святой нашей веры, как первого и единственного средства спасения нашего, дарованного нам Иисусом Христом, в её первобытной чистоте и непорочности. Все это, возбуждая в нас глубокое чувство благодарности к святой Церкви, как нашей истинной матери, вместе с тем вн ушает нам твердо держаться нашей святой Православной Церкви, неизменно исповедывать её учение и выполнять, по мере наших сил, все её спасительные для нас правила и уставы, тщательно заграждать слух свой от льстивых словес тех лжесловесных, сожженных своей совестью, которые творят распри и раздоры, которые "славы не трепещут хуляще," а, "прегордая суеты вещающе," свободу обещают, "сами раби суще тления" (2 Пет. 2:10,18,19).

"На трапезе ядим варение с елеем, а не рыбы; аще же приучится, пьем внно установленное в славу Божию, по две чаши; такожде и в вечер по две."


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008