Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Святая Четыредесятница

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту прор. Моисея (Исх. 34), Илии (3 Цар. 19), а главным образом по примеру Иисуса Христа, постившегося 40 дней (Мф. 4, г). Время святой Четыредесятницы древние христиане приурочили ко времени воспоминания крестных страданий Спасителя, именно предваряя дни этих воспоминаний, чтобы, посильно подражая Его самоотречению и самоотвержению, этими своими подвигами проявить свое живейшее участие и любовь к Спасителю, пострадавшему за мир, и чтобы заранее очиститься нравственно ко времени торжественнейших воспоминаний страстей Христовых и Его славного воскресения.

Примечание. Приурочение подражания посту Христову ко времени, предшествующему дням, в которые вспоминаются страдания, смерть и славное воскресение Христа, придает посту святой Четыредесятницы особенный для нас смысл и значение. Страданиями Спасителя и Его воскресением дарована всем нам надежда и нашего воскресения для жизни вечной. Но для осуществления этой надежды, для получения вечной блаженной жизни, нам нужно подражать Христу в чистоте и святости жизни; нужно пройти тот же путь жизни, каким шел и Спаситель: путь самоотречения и самоотвержения и, кроме того, путь борьбы с чувственностью и греховностью нашей природы. Для удобнейшего следования но этому пути и служить пост святой Четыредесятницы. "Дни Четыредеcятницы, учит блаженный Августин, если тщательно вникнем, означают жизнь настоящего века, так как и дни Пасхи предъизображают вечное блаженство. В Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости; так и в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в б удущей жизни достигнуть вечных благ. Итак, каждый, в продолжение земной жизни, должен воздыхать о своих грехах, проливать слезы, творить милостыни. Но если в этом часто мешают нам препятствия мира, то по крайней мере во дни святой Четыредесятницы исполним сердце наше сладости закона Божия. Во время жатвы собирается пища для тела, так во время духовной жатвы должно собирать пищу для души, которая бы могла питаться ею для жизни вечной. Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит голод; так тот, кто постом, чтением Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время собрать для души духовную пшеницу и небесное питие, потерпит вечную жажду и тяжкую бедственность." Подобную же мысль выражает и святая Церковь, когда молится о нас Богу, чтобы Он, введши нас "в пречестныя дни" святой Четыредесятницы, "ко очищению душой и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения," подал нам силу "подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися." Таким образом, святая Четыредесятпица, по своему смыслу и значению для нас, есть как бы изображение нашей жизни такою, какою она должна быть, т. е. жизни не для плоти и мира, а для неба и вечности.

Самое наименование святой Четыредесятницы встречается весьма часто в древнейших письменных памятниках с указанием цеди её учреждения.

"Четыредесятницы не пренебрегайте," писал святой Игнатий Богоносец в послании к Филиппийцам: "она составляет подражение жительству Христову."

Святой Амвросий Медиоланский еще яснее говорил: "Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словами только, но и примером."

Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост святой Четыредесятницы в их время существовал повсюду. В правилах Апостольских (69 пр.) пост святой Четыредесятницы считается обязательным и соблюдение его ограждено строгими наказаниями. Непререкаемым свидетельством о древности этого поста служит и пасхальный круг святого Ипполита (III в.), начертанный на его кресле и содержащий указание на древность обычая прекращать пост святой Четыредесятницы по воскресным дням. На основании всех преданий от святых апостолов, святая Церковь наша, в лице своих представителей, отцов и учителей, считала всегда пост святой Четыредесятницы учреждением апостольским. Еще блаженный Иероним от лица всех христиан своего времени говорил: "мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому." Святой Кирилл Александрийский неоднократно в писаниях своих напоминает, что пост святой Четыредесятницы надлежит соблюдать свято, соответственно апостольским и евангельским преданиям.

Пост святой Четыредесятницы, продолжаясь сорок дней, соблюдался однако в древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового счисления дней поста и дней, в которые он разрешался.

Примечание. Число 40 относится к тем немногим знаменательным числам (3, 7, 9), которые сделались известными во всем мире с самой глубокой древности, от времен еще до-христианских. Число 40 было указано и определено Самим Богом, явилось как свыше назначенная мера совершения некоторых подвигов и предприятий еще в жизни праотцев, пророков. Во все времена, с начала мира, срок покаяния и исправления грешников определялся обыкновенно числом сорок — дней, а иногда даже и годом (Быт. 7:4,12,17; Исх. 34:28; Лев. 12:1-6; Иис. Нав. 5:6; 3 Цар. 19:8; Иез. 4:6; Деян. 7:6, 23:30,36). В истории христианской число 40 освящено и подтверждено новыми, еще гораздо более великими и священными примерами. Сак Спаситель, исполняя закон, в сороковой день приносится во храм; готовясь к благовестию Евангелия в мире, удаляется в пустыню и сорок дней постится там; по воскресении Своем он именно сорок дней благоволил оставаться на земле до вознесения Своего на небо (Лук. 2:22-23; Мф. 4:2; Деян. 1:3). Следуя этому великом у примеру, святая Церковь с самого качала освятила число сорок, как число особенно знаменательное: так, сороковой день рождешемуся, сороковой день умершему, сорокадневные епитимии к, наконец, учредила сорокадневный пост — святую Чстыредесятницу (сн. выше, о пятнице 6-й седм.). Кроме того, святая Четыредесятница равняющаяся собственно 36 дням (исключая воскресные дни, которые, строго говоря, не могут быть причислены к дням сетования и поста), есть, по приблизительному расчету, десятая часть целого года. Поэтому святая Четыредесятница есть не что иное, как еще в Ветхом завете, издревле узаконенная десятина Богу — есть Богом определенная десятина каждого года нашего, а следовательно и всей жизни нашей десятина, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений, посвящаем на преимущественное служение Богу. "В законе, учит пр. авва Дорофей, написано, что Бог повелел сынам израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они были благословляемы во всех делах своих. З ная сие, святые апостолы установили и предали нам в помощь, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и освящали ее Богу; дабы и мы таким образом получали благословение на все дела наши и каждый год очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из 365 дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во-вторых, для того, чтобы почтить пост святой Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос. Ибо, отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем 40 дней, а пост святой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют З5 дней; потом приложив пост святой великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть с половиной, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года."

Начиная с III-го, даже со II-го века, имеются ясные свидетельства святых отцов, что святая Четыредесятница полагалась сорокодневной. Святой Ириней писал о христианах, что они постятся 40 дней. В III в. то же подтверждает Ориген. В IV в. в церквах воcточных установился настоящий порядок хранения поста святой Четыредесятницы, с понедельника после Сырной недели до Великой субботы, разумея в том числе и пост Страстной седмицы.

Святые отцы: Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и др., — все согласно говорят о святой Четыредесятнице, как о посте сорокодневном, и видят в этом общее установление святой Церкви. Пост святой Четыредесятницы называется Великим, как по количеству дней, так особенно по важности и значению его для православного христианина.

"Чем более, учит блаженный Августин, дней поста, тем лучше врачевство; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Бог, Врач душ наших, установил удобное время для благочестивых к славословию, для грешников к молению, для одних искать покоя, для других испрашивать прощение. Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивлеяия. Свято и спасительно поприще Четыредесятницы, которым грешник приводится чрез покаяние к милосердию, а благочестивый к покою. Во дни её преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется, благочестие награждается."

По учению святого Астерия Амасийского, святая Четыредесятница есть "учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беcпорядочных, спокойcтвие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; её строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения."

"Святые отцы, учит святой Иоанн Златоуст, назначили сорок дней поста, чтобы в эти дни люди, тщательно очистившись молитвой, постом и исповедью во грехах, с чистой совестью приступили к святому причащению."

По учению преподобного Дорофея, "Бог дал сии святые дни (Четыредесятницы) для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года; тогда душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищением достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Таин, сделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком."

Богослужение святой Четыредесятницы, с одной стороны, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, с другой — изображает и самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного Богослужения вполне отвечает и внешний образ его. Святая Церковь в своем Богослужении отлагает всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского Богослужения — полной литургии в дни Великого поста, исключая субботы и воскресения; вместо неё по средам и пятницам, полагается (Лаод. 19, Трул. 52) литургия преждеосвященных Даров (о ней см. ниже).

Примечание. Совершение полной литургии по четвергам Великого поста ради значительного в это время числа говеющих несогласно с каноническими правилами и с характером святой Четыредесятницы, как времени духовной скорби и печали о грехах. Первенствующие христиане имели обыкновение ежедневно причащаться святых Таин, и святая Церковь, чтобы не лишить их принятия святых Таин во дни святой Четыредесятницы, и установила совершать в эти дни литургию преждеосвященных Даров. Такое установление было тем более необходимо, что во дни поста, как время духовных подвигов, для христиан нужно было духовное подкрепление — нужна духовная пища более, чем когда либо. Таким образом из самой цели,.е какой святая Церковь установила совершать литургию преждеосвященных Даров во дни святой Четыредесятницы, видно, что за этой литургией и теперь желающие могут причаститься святых Таин и действительно причащаются и что, следовательно, не представляется никакой надобности кроме этой литургии, отправляемой по средам и пятниц ам Великого поста, совершать для говеющих еще полную литургию святого Иоанна Златоуста по четвергам святой Четыредесятницы (Рук. д. с. п. 1888, о). Вообще служение полной литургии в дни Великого поста Уставом положено только в субботы и воскресенья и совершение ее в прочие седмичные дни (исключая 24 мар. и Высокоторж. дней) считается недопустимым (см. Ц. Вед. 1906, 7; сн. ниже, о храм. празд.).

Состав других церковных служб святая Церковь изменяет сообразно с временем. Она почти прекращает пение, как выражение радостного состояния духа, и дает предпочтительное употребление чтению. Выбор самого чтения она также применяет ко времени. Так, святая Церковь лишает верующих радостного благовествования Евангелия Христова, и предлагает чтения из ветхозаветного слова Божия. Особенно широкое употребление она дает Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа; вся Псалтирь прочитывается дважды в каждую неделю. Читаются также грозные речи пророка Исаии, обличающие беззаконных и ободряющие надеждой кающихся; читаются места из книги Бытия, в которых описывается сотворение н грехопадение человека и изображаются, с одной стороны, страшные проявления гнева Божия на нечестивых, а с другой — милость Его к праведным; читаются, наконец, весьма часто уроки из книги Притчей, где сама Премудрость Божия призывает нас к истинному просвещению, поучает нас небесной мудрости.< /p>

Во все церковные службы святая Церковь вводит молитву святого Ефрема Сирина, о том, чтобы Господь отнял от нас дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия, и даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Также часто повторяются: молитва кающегося Давида: "помилуй мя Боже, помилуй мя," и воззвание благоразумного разбойника: "помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем."

Все богослужение Великого поста совершается тихо, медленно и с величайшим благоговением. Светильники возжигаются в ограниченном количестве, царские врата отверзаются редко, перезвон допускается малый и редкий, предстоящие во храме призываются часто к земным поклонам, коленостоянию, падению ниц. Внешним видом, обстановкой и внешним характером Богослужения святая Церковь поучает нас, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а одному только смирению и скорби, сетованию о грехах. Наконец, дневные церковные службы — третий, шестой и девятый часы — святая Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Вообще святая Церковь с материнской заботливостью все мудро направляет к тому, чтобы мы, соблюдая строгое воздержание в пище, все время "душеполезной Четыредесятницы посвящали Богу и заботам" о своем спасении, отрешаясь по возможности от обычных земных забот и занятий, житейских хлопот и развлечений, уде ляя сравнительно большую, чем когда-либо, часть времени самоиспытанию, нравственному самоисправлению, богомыслию и церковному Богослужению; чтобы пользовались этим временем, как самым удобнейшим для очищения в таинстве покаяния от всех грехов, тяжким бременем лежащих на нашей душе и помрачающих в нас образ Божий, и потом, уже с очищенной совестию, в таинстве причащения соединялись с Самим Господом, Источником всяких радостей, счастья и вечного спасения; чтобы, наконец, достойно "душеполезную совершившие Четыредесятницу," в мире с Богом, с ближними и с своей совестью, светло и радостно, с чистой душой и с открытым сердцем, встретили "святую седмицу" страстей Христовых и "светлое Его Воскресение."

Богослужебные указания.

Порядок богослужения в седмичные дни (понед., вторн., сред., четв. и пят.) святой Четыредесятницы имеет особенности, свойственные "чину постному."

О вечерне и повечерии накануне понедельников см. описание богослужения на Седмице Сырной.

На полунощнице седмичных дней после: "Боже, ущедри ны," полагается молитва святого Ефрема с 16-ю поклонами (но в понедельник 1-й седмицы поста полагаются только 3 поклона).

На утрене, после возгласа ("Благословен Бог"), читается: "Аминь," "Слава Тебе Боже," и прочее, как в начале полунощницы и повечерия, кончая "Приидите поклонимся;" далее обычным порядком следует чтение псалмов и проч.; но вместо "Бог Господь" и тропарей святым, поются "во глас прилучившийся октоиха" "Аллилуиа" "со стихи их," 4-жды, и троичны гласа (кроме суббот и недель (воскресных дней) и праздников — Благовещения, храма и святого с бдением или полиелеем); стихословятся по три кафизмы; между кафизмами (число и порядок которых см. ниже, Поряд. ряд. чт. каф.) и после них (как и вообще на утрене со вседневным славословием) "ектении не глаголются во всю 40-цу, кроме суббот и недель (воскресных дней)" (Уст. Понед. 1-й седм.) и случившихся в седмичные дни праздников (о чем см. ниже, в примеч. к Табл. утрени); но непосредственно после каждой кафизмы (по прочтении в заключение её обычных: "Слава, и ныне," &quo t;Аллилуиа," 3-жды, "Господи помилуй," 3-жды) поются седальны; после 1-й кафизмы положены (печатаемые и в конце Триоди Постной) "седальны умилительныя (рядового гласа) осмогласника," т. е. Октоиха, и (со стихом: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев") мученичен прежде богородична, но лишь в том случае, если рядовой святый имеет по 6-й песне канона кондак, а если не имеет этого кондака, то указанный мученичен глаголется после 6-й песни канона); после 2-й и 3-й кафизм положены седальны Триоди (см. их там на ряду); затем, после "Господи помилуй," 3-жды, "Слава, и ныне" и 50-го псалма, "по вся дни, кроме суббот и четвертка" 5-й седмицы (см. Послед. утр., веч. и полунощ., изд. Киев.-Печ. Лав.), "абие иерей (читает) молитву: Спаси Боже люди Твоя, клирици же (поют): Господи помилуй, 12" (раз), после чего иерей возглашает: "Милостию и щедротами," и лик поет: "Аминь." Следующий за этим канон поется с песнями Священного Пи сания: "Господеви поем." "Осмогласник не поется во всю святую Четыредесятницу, кроме недель; поется же точию минея и трипеснец, а в коих песнях нет трипеснца, поется токмо минея."

После песен канона: 3-й, 6-й и 9-й (после "Достойно"), положены обычные ектении и возгласы, после которых перед 4-й песней — седален святого 1-жды, "Слава, и ныне," — богородичен его же, перед 7-ю — кондак святого или мученичен (см. выше); после 8-й песни иерей произносит: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим," "и стихословится Честнейшая;" после возгласа: "Яко Тя хвалят," положен 3-жды светилен троичен гласа (печатаемый и в конце Триоди Постной), поемый второй раз на "Слава," а третий на "И ныне;" при пении этого светильна в первый раз положено оканчивать его неодинаково в различные дни, именно: в понедельник — "Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя," во вторник — "Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя," в среду и пятницу — "Силою, Господи, креста Твоего, и спаси мя," в четверг — "Молитвами, Господи, апостол Твоих, и святителя Николая, и спаси мя;" при пении во вто рой раз во все дни светилен оканчивается словами: "Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя," а в третий раз, тоже во все дни, — "Молитвами, Господи. Богородицы, и спаси мя."

После светильна "чтец чтет обычныя три псалма" хвалитных; "аще прилучится в минеи на ряду два святых (из которых каждый имеет стихиры "на Господи возввах"), поем единого на вечерни ("на Господи воззвах") стихиры, а другого на хвалитех на 4;" "аще же ни, то по псалмех чтец гдаголет:" "Слава, и ныне," "Тебе слава подобает," и читается вседневное сдавословие; в понед., втор., среду, четв. и пятницу 1-6 седмиц (и Страстной) великое славословие (которое поется, какое бы празднование ни случилось), не положено.

Далее богослужение совершается по обычному порядку утрени со вседневным славословием; на "Благо есть" читается 2-жды; по "Отче наш" (вм. тропаря дне и богородична) тропарь: "В храме стояще," затем (вм. ектении: "Помилуй нас, Боже") — "Господи помилуй," 40 раз, "Слава, и ныне," "Честнейшую," "Именем Господним," "Сый благословен," "Небесный Царю," и читается молитва святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, а после неё непосредственно (без отпуста) с чтения "Приидите поклонимся" начинается 1-й час.

На этом часе положено, за исключением понедельника и пятницы, стихословие кафизмы, поется постный тропарь: "Заутра услыши глас мой," и при этом "творим коленопреклонение на землю;" молитва: "Стопы моя направи" поется на оба лика с разделениеэи ея на части по стихам, каждый стих по 2-жды, а "Да исполнятся уста моя" поется З-жды; после "Боже ущедри ны" возглашается молитва святого Ефрема Сприна с 16-ю поклонами, после которых читается "Трисвятое," "Слава, и ныне," "Пресвятая Троице" и проч., а затем, по возглашении иереем молитвы: "Христе свете," следует: "Взбранной Воеводе," "Слава Тебе Христе," "Слава, и ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови" и ведикий отпуст, после которого поется многолетие: "Благочестивейшого, Самодержавнейшаго" (см. "Служба на каждый день 1-я седмицы св. Четыредесятннцы," изд. Моск. Синод. Типогр.).

По окончании 1-го часа совершается в притворе обычная лития о усопших (см. в Уст. и Триоди Пост., Понед. 1-й седм.), чин которой изложен в 9-й гл. Уст. и в Служебнике.

Дневное богослужение состоит из 3-го, 6-го и 9-го часов, последования изобразительных и вечерни, а когда бывает литургия преждеосвященных Даров (в среды и пятницы и иногда в другие седмичные дни), то все указанные службы совершаются перед самой литургией, которая соединяется с вечерней, начинающейся возгласом литургии.

Великопостные часы: 3-й, 6-й и 9-й, совершаются вместе (со стихословием на каждом из них, за исключением 9-го часа в пяток, кафизмы, с пением постных тропарей, с чтением на 6-м часе, после тропаря пророчества, паремии из кн. прор. Исаии, с пением пред и после этой паремии прокимна, с чтением в конце каждого часа: "Боже ущедри ны," с возглашением молитвы святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами); кроме звона (медленного) к началу часов, перед каждым из них Уставом положено ударять в колокол: перед 3-м часом — три раза, перед 6-м — шесть раз, перед 9-м — девять раз (но когда бывает "полиелей, на часех в кампан не ударяем," — см. в Уст. 24 февр. Мр. гл.). Непосредственно к 9-му часу (без отпуста), присоединяется (после молитвы: "Владыко Господи") "Последование изобразительных," которое начинается пением на оба лика "Блажен" (а не псалмами изобразительными — 102-м и 145-м) и в конце которого положена молитва святого Ефрема Сирина с 16-ю поклон ами (т.е. земной поклон после каждой отдельной молитвы, итого 3 поклона, потом 12 поясных поклонов, и одни земной поклон в конце третей молитвы).

На совершаемой непосредственно за указанными поклонами на изобразительных вседневной вечерне (начинающейся с чтения: "Приидите поклонимся") положено чтние двух паремий (1-я из кн. Бытия, а 2-я из кн. Притчей), пение с поклонами тропарей: "Богородице Дево" и проч., и произнесете молитвы св. Ефрема Сирина с 16-и поклонами. Эта вечерня (об изобразительных и вечерне пред литургией преждеосвященных Даров см. ниже) заканчивается великим отпустом, после которого поется многолетие: "Благочестивейшего, Самодержавнейшего" (см. Служ. на кажд. день 1-я седм.).

По окончании этой вечерни совершается в притворе (см. в Уст., Понед. 1-й седм.) обычная лития о усопших (см. выше, об утрене).

Вечернее богосдужение состоит (кроме среды и пятницы 5-й седмицы, о чем см. ниже) из великого повечерия (к которому Уставом положено ударять в колокол 12 раз), с пением на нем "Господи сил," произнесением молитвы святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами и возглашением в конце его молитвы: "Владыко многомилостиве," с главопреклонением всех на землю (о великом повечерии понед., втор., среды и четв. 1-й седм. и пятков святой Четыредесятницы см. ниже).

При совершении всех указанных служб во святую Четыредесятницу, кроме суббот, недель и дней праздничных, обыкновенно облачаются не в столь светлыя священные одежды, как в другие дни церковного года.

Порядок указанных служб во всю святую Четыредесятницу, кроме вечерни и литургии преждеосвященных Даров (о чем см. ниже), находится в Уставе в последоваиии понеделъника 1-й седмицы.

Подр. см. ниже, Табл. ряд. церк. служб и примеч. к ним.

О праздниках в дни Великого поста см. там же, а также в Месяцеслове и Триодионе; о днях Высокоторжественных и храмовых праздниках см. ниже, во II отд.

Особенности богослужения некоторых дней святой Четыредесятницы указаны ниже, в соответствующих местах Триодиона.

См. в Уставе, в Последов. понед. 1-й седм., 3-е зри: "Аще случится в седмичные дни, кроме субботы и недели, в минеи на ряду два святыя."

В Уставе, когда назначаются великие поклоны, то иногда прибавляется: "с молитвою святого Ефрема," иногда нет; но о ней, в статье "О поклонех" (см. понедел. 1 седмицы Великого поста) говорится: "идеже написано в богослужебных книгах великий поклон, да творит великий, по изглаголании святыя молитвы: Господи и Владыко живота." Великие поклоны с молитвою святого Ефрема совершаются следующим образом. — Произнося: "Господи и Владыко живота," должно стоять прямо и неуклонно взирать к Богу душевно и телесно; кончив эту часть молитвы, должно совершить поклон великий, до самой земли; затем, встав и стоя, как и прежде прямо, душевно и телесно взирая к Богу, должно молиться, говоря вторую часть молитвы: "Дух же пеломудрия," и, кончив, делать другой, такой же точно поклон; также совершается третья часть молитвы и поклон; потом, встав и вздохнув, должно совершить 12 поясных поклонов со словами: "Боже очисти мя грешнаго;" по окончании их, стоя так ж е, как и сначала, должно говорить всю молитву и, кончив ее, делать один поклон великий. Для совершения всех этих поклонов иерей, обыкновенно, выходит из алтаря пред царския врата, где и совершает поклоны. Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику. Устав говорит: "идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно, а идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон."

Этим последним поклоном (называемым еще иногда малым, а иногда легким) именуется тот поклон, когда человек кланяется, "елико может, право (т. е. прямо) стоя, поклонитися ("дондеже рукою достигнет до земли"), не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли." Устав обличает того, кто, "поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, я тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов; ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетняя своя поклоны, тако и молитву святого Ефрема, аки изумленный, спешит проговорить. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити и от тех мнимых безчестных поклонов и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин иного предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшого, ниже хотят научитися; но елико кто как составил свой нрав, тако и утверждается быти." Читается одна общая мо литва для всех, и должны безмолвно, не колеблясь и не шевелясь, выслушать ее все, а потом совершить один общий поклон, не борзяся и помня, что молитва есть беседа человека с Самим Богом.

В седмичные дни святой Четыредесятницы не совершаются в храме панихиды. Если на эти дни падают "третины," т. е. 3-й день по смерти, то они относятся на ближайшую субботу, и в пятницу вечера может быть совершена панихида в храме, а в субботу заупокойная литургия; "девятины" относятся на следующую субботу, хотя бы 9-й день и не падал на эту субботу; "четыредесятины" бывают, "егда число дней его исполнится," т. е. в самый 40-й день по смерти совершается панихида в храме. "Сорокоуст" же не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается, от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Примечание. В 49-м правиле Лаодикийского собора говорится: "не подобает в Четыредесятницу приносить святый хлеб (в cлавянск. Кормчей — "не проскомисати," прав. 48), разве токмо в субботу и день воскресный." В толковании на это правило указываются к тому следующая причины: "понеже инии дние Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениих своих разум имети, и не оставите яже о тех потщание, па праздники уклонятися, и о тех потщание имети, и духовныя радости насытитися прежде времене." Трулльский собор 52-м правилом постановил: "во весь Великий пост, кроме суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают." Теодор Вальсамон делает следующее толкование этого правила: "установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. В приношении Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что, как радость. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать, и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня и дня Благовещения, яко в эти дни нам поведено праздновати, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию преждеосвященных не называть безкровною Жертвою, но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненною." Не разрешая во святую Четыредесятницу ежедневно совершать Божественную литургию, святая Церковь постановила переносить во время Великого поста поминовение усопших на субботы и дни мясоястия; даже дни рождения мучеников во святую Четыредесятницу узаконено совершать в субботы и дни воскресные. "Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и дни воскресные (Лаод. 51). Вальсамон в толковании на это Правило замечает: "прочти 52-е правило 6-го собора и 49-е настоящего собора, в которых говорится, что только но субботам и воскресеньям бывает совершенная жертва во дни целой Четыредесятницы, а но прочим Божественное священнослужение совершается чрез преждеосвященные дары. Но дабы кто либо не сказал, что не должно возбранять во всю Четыредесятницу совершать память святых мучеников чрез принесение жертвы, так как они не составляют дней радости, а надобно воспрещать только дни рождений их, которые составляют дни радости и ознаменовываются торжественными собраниями; то в виду сего отцы определили, что ни в дни памяти, ни в дни рождений мучеников во всю Четыредесятницу не должно совершать торжества посредством жертв, во совершать праздник их только по субботам и воскресным дням. Итак, заметь, что на основании настоящего правила не совершаются и поминовения усопших во всю Четыредесятницу, кроме субботы." На основании приведенных правил святых соборов следует заключить: если во время Великого поста, помимо суббот и дней воскресных запрещается совершение полной литургии в дни памяти мучеников, то тем более не может быть дозволено совершение в В еликий пост полной литургии по случаю погребения или поминовения усопшего. Напрасно смущаются православные миряне отказом со стороны священника совершать при погребении или поминовенш умершего во дни Великого поста полную литургию, напрасно в нарушение уставов церковных просят разрешения совершить по случаю погребения или поминовения покойника полную литургию: и на преждеосвященной литургии св. Церковь молится "о всех преждепочивших отцех и братиях." Притом Православная Церковь, пекущаяся о нашем спасении и лучще каждого из нас ведающая, что нужно и полезно нам, установила известные правила, которыми мы и должны руководиться в делах веры, благочестия и Богопочтения. (Рук. д. с. п. 1894, 5; сн. Моск. Церк. Вед. 1894, 9).

В юго-западном крае в соборных и монастырским храмах, а но местами и в приходских церквах, по пятницам в первые 4 недели Великого поста на повечерии совершаются пассии. Так называется (от греч. слова πάεχω — страдаю) особый церковно-богослужебный обряд, основным содержанием которого служит чтение Евангелия о страстях Христовых, по ряду седмиц из 4 преемственно следующих евангелистов.

Образ хранения поста святой Четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9 часа дня (3 пополудни). Пищу вкушали они после 9 девятого часа, употребляя хлеб и овощи и воздерживаясь от мяса и вина, также сыра и яиц, даже в субботы и воскресные дни. Исключения из этого порядка допускались только в крайней нужде. Строгое хранение поста ослаблялось в субботы и дни воскресные и в праздник Благовещения (когда он приходился во святую Четыредесятницу), в которые положено совершать полную литургию, но оно не ослаблялось в случившиеся в седмичные дни святой Четыредесятницы праздники в честь святых, самое празднование которых отлагалось на субботы и воскресные дни.

Теперешний Устав заповедует: "Могущие да пребудут постящеся до пятка." В первый день первой седмицы (понедельник) "отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении (литургии) преждеосвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом. Не могущие же сохраним двух дней первых, едят хлеб, и квас, по вечерни, во вторник. Подобие же и старии творят." "Святыя же горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом." "В субботы же и недели разрешаем на елеи точию и вино." В прочих же седмицах, кроме суббот и недель, "постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение." "Во святыя же горы Типице" разрешается вино и елей: 24-го февраля, 9-го марта, в Крестопоклонную среду, в день чтения великого канона, в пятницу 5-й седмицы и в Великий четверг. "Рыбы же во всю святую Четыредесятницу никако же дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы и недели Цветоносия." В субботу Лазаря дозволяется вкушать икру, но не рыбу. Вообще, по Уставу, пост, во 1-х, не есть безразличное употребление постной пищи, а известных предписанных родов её; во 2-х, он есть невкушение пищи ранее положенного времени и более определенная числа раз. (О различии предписаний о пище в Студийском и Иерусалимском уставах см. Ц. Вед. 1901, 8).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008