Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Седмица сырная

Свое наименование эта седмица получила от того, что святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг святая поста, с наступлением Сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воядержания запрещевием вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту. В просторечии она называется масляной или масляницей. Святая Церковь называет ее "светлым предпутием воздержания" и "началом умиления и покаяния."

Такое значение Сырной седмицы подробно и раскрывается в её Богослужении. В нем, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В течение седмицы это Богослужение тем в более тесное отношение входит с Богослужением святой Четыредесятницы, чем ближе подходит время этой последней. Таким образом, святая Церковь, высоко почитая время святой Четыредесятницы, как время святое, очистительное и безмерно важное для христианина, с истинно мудрой предусмотрительностью и последовательностью все направляет к тому, чтобы ввести нас в "пречестные дни святой Четыредесятницы" предочищенными, готовыми к посту и покаянию.

В своих священных песнопениях этой седмицы святая Церковь матерински взывает ко всем: "приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная священных постов, телеса и души просвещающая;" "темже потщимся отсечение лукавых дел сотворити;" "вси усердным сердцем, в святого поста преддверия светло совшедша, благодарственныя песни Христу принесем;" "се предотверзеся покаяния дверь, Боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключить сию Христос, яко не достойным нам;" "отверзошася Божественного покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшого мир в царство небесное;" "мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим;" "постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством; но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы, и трудов достойне плоды."

У нас же, к глубочайшему сожалению, Сырная седмица, но извращенным человеческим понятиям и обычаям, обращается в неделю излишеств в пище и разгула в увеселениях. Эти наши мирские обычаи, превратившие "светлая предпутия поста" и "начало умиления и покаяния" в дни крайнего объядения и невоздержания, в дни всевозможного рода душевредных мирских забав и развлечений, являются прямо противоположными благим намерениям святой Церкви и позорными для её истинных чад.

Молитвословия седмицы.

Молитва святого Ефрема Сирина (см. ниже, среду и пятницу Сырные).

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. (Поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Поклон).

Боже, очисти мя грешнаго. (12 раз и столько же малых поклонов).

И молитву всю:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (И один великий поклон при конце).

Богослужебные указания.

Для каждого дня Сырной седмицы имеются песнопения и в Триоди Постной.

Сказанное выше о Богослужении в седмицу Мясопустную имеет отношение и к Сырной седмице, исключая среду и пятницу.

От вечера Мясопустной недели (Мясопустного воскресного дня) "Октоиха стиховна вечерняя и утренняя оставляется и вместо ея поются стихиры самогласны дне триоди, до субботы 6-й недели."

Если в какой-либо день Сырной седмицы случится Сретение, то канон и трипеснец того дня поются, согласно указаниям Устава, или в предыдущий или последующий день на повечерии, а самогласен, положенный "на стиховне" утрени, поется в самый праздник на "хвалитех" на "Слава" (см. Уст., 2 февр. Маркова глава Типикона).

Иногда на вторник или четверг этой седмицы переносится цразднование 30 января и 24 февраля, о чем см. выше. См. также об этих днях и о субботе выше.

В среду и пятницу Сырные полагаются службы, подобные великопостным (о которых см. ниже), но с некоторыми отличиями от них.

На вечерне (накануне среды и пятницы) "на Господи воззвах, стихиры октоиха 3 и минеи святого 3;" чтения паремии не положено; в конце (по "Отче наш" и "Господи помилуй," 12 раз) — "Слава Тебе Христе," "Слава, и ныне" и прочее; в остальном порядок вечерни — тот же, как и в Великом посту (пение тропарей — "Богородице Дево радуйся," "Креcтителю Христов" и прочих, с поклонами, чтение, вместо сугубой ектении: "Помилуй нас Боже," "Господи помилуй," 40 раз, возглашение молитвы святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота…," с 12-ю поклонами, и проч.).

После вечерни сряду бывает великое повечерие, отправляемое по тому же порядку, как и в

Великом посту, но на нем не поется "Господи сил," а, вместо этого пения, полагаются тропари, обыкновенно бывающие на малом повечерии (см. ниже, Табл. повечерий); после них читается: "Господи помилуй," 40 раз, "Иже на всякое время" и все прочее (не исключая и молитвы святого Ефрема Сирина с 12-ю поклонами), как в Великом посту; но в конце этого повечерия положен (как в пятничные дни святой Четыредесятницы) малый отпуст (а не молитва: "Владыко Многомилостиве").

Полунощница бывает "с поклоны ея," как в Великом посту.

На утрене, как и в Великом посту, после возгласа читается: "Слава Тебе Боже," "Царю Небесный" и проч.; вместо "Бог Господь" и тропарей, поется во глас Октоиха "Аллилуиа" 4-жды и троичны гласа; но кафизм стихословится две, а не три, и после 50-го псалма не положено молитвословие: "Спаси Боже люди Твоя."

Кроме трипеснцев, положенных в каждый день Сырной седмицы, в среду и пятницу Сырные поются полные каноны Октоиха, Минеи и Триоди; в которых песнях случится трипеснец (в среду в 3-й, 8-й и 9-й, а в пятницу в 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются, а поется только канон Триоди с трипеснцем, при этом песни Октоиха совсем оставляются, песни же Минеи поются с другими песнями в тот же день (.напр. в среду 3 песнь Минеи соединяются с 1-ю, 8 песнь — с 6-ю и т. п.

В остальном порядок утрени в среду и пятницу такой же, как и в Великом посту, и на ней, после "Благо есть" (1-жды) и проч., положено (вместо тропаря дне и проч.) чтение тропаря "В храме стояще," "Господи помилуй," 40 раз, а в конце произносится молитва святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час.

Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них в кампан не ударяют, т. е. бывает благовест перед часами, а отдельно пред каждым часом (как в Великом посту) в колокол не ударяют; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь: "Заутра услыши," на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются.

После молитвы 9-го часа: "Владыко Господи," сряду бывают изобразительные; но они начинаются не пением "Блажен," как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: "Благослови душе моя" и "Хвали душе моя," и затем, после: "Единородный Сыне," следуют "Блаженны," поскору (без пения): "Во царствии Твоем," "Блажени нищии духом," "Блажени плачущии" и проч., "Радуйтеся и веселитеся," "Слава, и ныне," "Помяни нас Господи," "Помяни нас Владыко," "Помяни нас Святый," "Лик небесный" и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами.

Непосредственно после этих поклонов следует: "Приидите поклонимся," 3-жды, "Благослови душе моя" (103-й пс.), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После "Свете Тихий" и прокимна, на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после неё; после "Трисвятого" же и "Отче наш," не поются, как в Великом посту, тропари: "Богородице Дево радуйся" и проч., а положен тропарь: в среду — святого Минеи, в пятницу — Триоди ("Боже отец наших"), "Слава, и ныне," богородичен, по гласу тропаря; после следующей затем ектении ("Помилуй нас Боже") и возгласа ("Яко милостив") положены "поклоны 3 великия" (при чем произнесение молитвы святого Ефрема Сирина не указано) и молитва: "Всесвятая Троице," и далее, как на великопостной вечерне.

Литургия и в среду и пятницу Сырные не бывает. Но если в среду или пятницу Сырные случится праздник Сретения или храмовый праздник, то служба праздника совершается; только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по 3 великих поклона; при этом, хотя в конце вечерни и бывают по 3 великих поклона, но вечерня полагается и малая и великая.

Примечание. Если 19 февраля придется в среду или пятницу Сырные, то относительно совершения службы в этом случае можно руководиться следующими соображениями. Служба, какая требуется определением Святого Синода, по характеру своему должна отличаться торжественностью, так как она напоминает о великом для народа русского благодеянии — об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Иначе говоря, служба 19 февраля должна быть приравнена к службам дней Высокоторжественных. Служба же этих дней, в случае каких либо затруднений, совершается, вообще говоря, по храмовым главам. А так как по указаяию этих глав служба храмовому празднику, если он случится в среду иди пяток седмицы Сыропустной, совершается в эти же дни (Уст., гл. о храмах 28), то и 19 февраля, если оно случится в среду или пяток Сырные, следует совершать службу полную, т. е. литургию святого Иоанна Златоуста со всеми приготовительными к ней службами. Таким образом, 19 февраля, когда оно случится в среду или пяток Сырные, если только не последует особого распоряжения высшей духовной власти, совершается литургия святого Иоанна Златоуста. Другие особенности службы (по 3 великих поклона в конце вечерни, утрени и каждого часа, паремия на 6-м и т. п.) в среду и пяницу Сырной седмицы, если совершается литургия, см. в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. Б. В., 1897, 5).

(19 февраля — молебен в память освобождения крестьян с памятованием вечной памяти императору Александру II и многолетием Богохранимой державе Российской и всем христианам православным, согласно постановления Священного Синода от №669 от 5-7 февраля 1903 года).

Если в Сырную среду случится Сретение, то канон и трипеснец этой среды поются в четверток Сырный на повечерии; если же Сретение случится в Сырный пяток, то канон и трипеснец этого пятка поются в среду Сырную на повечерии.

О том, если Сырные среда и пятница случатся 30 января или 24 февраля, см. выше; а если в эти дни случится предпразднство иди попразднство Сретения Господня, — см. подр. в Уст. 1 и 2 февр.

О случившихся в среду и пятницу Сырные днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд.

В среду Сырную вечера (накануне четверга) повечерие поем малое, и "поем канон минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго." В пятницу (накануне субботы) на малом повечерии "поем канон усопших, октоиха, на ряду гласа."

В среду и пяток Сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей Сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу, для противодействия яковитам (коптам), держащимся ереси монофизитской и постящимся в продолжение Сырной седмицы в воспоминание поста ниневитян, и тетрадитам, получившим свое название от того, что они не соблюдали поста в среды (тетрада — 4-й день седмицы), в продолжение целого года, а в продолжение Сырной седмицы постились.

В субботу Сырную вспоминаются "преподобнии отцы и священноначальницы Господни, со священномученики и женами святыми, именованнии и не именованнии вси," "в постничестве просиявшия светло, преподобно же пожившия."

Подобно тому, как вожди пред ополченным войском и уже стоящем в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей (Синак.).

В своих песнопениях этого дня святая Церковь взывает к своим чадам: "приидите, вси вернии, преподобных отец лики воспоим;" "сих доблести ужасно смотряще, поревнуем добродетелем;" "сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею и дел знамении просияша мысленно во вся концы" и "Господеви о всем мире молятся, да избавимся древния клятвы, свобождшеся мучения."

Восхваляя святых угодников Божиих, святая Церковь, обращая от лица своих чад песненный глас к ним, восклицает: "кто изречет от земнородных чудная ваша жития, отцы всемирнии? Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша? Страдания добродетелей, измождения плоти, борение страстей, во бдениих, в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явитеся, сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения; темже молитеся с нами, преблаженнии, улучити нам некончаемую радость." Вместе с этим святая Церковь, в виду воспоминания в следующее за этой субботой воскресенье Страшного суда, обращаясь к нам, восклицает: "очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа, свещи душ наших просветим нищелюбием; не снедающе друг друга оклеветанием: приспе бо время, егда Жених приидет всем воздати по делом их; совнидем Христу с мудрыми девами, глас оный разбойника к Нему взывающе: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем."

Молитвословия дня.

Кондак. гл. 8.

Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели Богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире совершенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти Господи: Аллилуиа.

Апостол (дне) Рим. 14:19-28; 115 зач.

(Отцев) Гал. 5:22-26; 6:1; 213 зач.

Евангелие (дне) Мф. 6:1-18; 16 зач.

(Отцев) Мф. 11:27-30; 48 зач.

Богослужебные указания.

Утреня совершается с великим славословием. Хотя с положенными на этой утрени канонами храма и Триоди, по указанию Триоди Постной, стихословятся песни Священного Писания: "Господеви поем," но Уcтав предписывает стихословить: "Поем Господеви" (см. ниже, примеч. к Табл. утр.).

Канон Триоди имеет и вторую песнь (поемую на 8); с нею второй песни Священного Писания (находящейся) "во псалтири" (Следованной), не глаголем, но припеваем (вместо стихословия второй песни Священного Писания): Преподобнии отцы, молите Бога о нас.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008