Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Седмица Мясопустная

В дни этой седмицы "Аллилуиа не поем," т. е. не поем "Аллилуиа" на утрене вместо "Бог Господь" (как это "Аллилуиа" поется в Великий пост я в среду и пятницу Сырной седмицы); на утрене стихословятся только две (а не три) кафизмы; не поются междочасия; повечерие положено малое и на нем отменяется канон Богородице.—"Такожде творим и в седмице Сырной" (о среде же и пятнице Сырной седмицы см. ниже).— песнопений для понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Мясопустной седмицы в Постной Триоди не имеется, и службы в эти дни отправляются по Октоиху и Минее.

На вторник этой седмицы иногда переносится отдание Сретения Господня, о чем см. выше, на описании передвижных праздников. О четверге, если 2 февраля (Сретение Господне) или храмовой праздник случится в Мясопустную субботу, и о пятнице, праздник Трех Святителей (30 января), или Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля) случится в указанную субботу, см. ниже, о службе в Мясопустную субботу; см. также на описании богослужений в указанные дни.

В субботу Мясопустную, пред воспоминанием (в воскресеный день недели Мясопустной) о Страшном суде, святая Церковь молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, кои, как говорит Синаксарь, были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных, и вообще о всех тех, которые "узаконенных псалмов и песней памяти не получиша." В субботу же, а не в другой день, перед Мясопустной неделей полагается моление об упокоении душ по тому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиприличнейший для моления — упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших святая Церковь напоминает нам об неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам имеющего наст упить спасительного поста.

Молитвословия дня.

Апостол: 1 Кор. 10:23-28; 146 зач.

Другой за упокой: 1 Фесс. 4:13-17; 270 зач.

Евангелие от Луки. 21:8-9, 25-27, 33-36; 105 зач.

Другое за упокой: Иоан. 5:24-30; 16 зач.

Богослужебные указания.

Служба в Мясопустную субботу совмещает в себе с песнопениями рядового гласа Октоиха и песнопения Триоди; при этом в настоящую субботу служба совершается такая же, как и в субботу перед Пятидесятницей, за немногими исключениями, а также и с тем различием, что в Мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу пред Пятидесятницей непременно 6-го гласа (каковые песнопения и помещены в Цветной Триоди).

В эти субботы на вечерне, вместо прокимна, поется "Аллилуиа," с произнесением иереем стихов: "Блажени, яже избрал," и проч. (см. Триодь Постная и Цветная).

На утрене, вместо "Бог Господь," поется "Аллилуиа" со стихами: "Блажени, яже избрал" и проч., 3-жды, потом тропарь: "Глубиною мудрости," 2-жды, и на "Слава, и ныне," богородичен, а затем "обычное стихословие," т. е. 16-я кафизма, после которой поются "Непорочни" (т. е. 17-я кафизма), на две статии, и после каждой из них на "Слава," вместе "Алдилуиа," поется конец статии, 3-жды, именно — после первой статии поются слова: "Яко аще бы не закон Твой," а после второй статии слова: "Жива будет душа моя."

"Посреди кафизмы (см. Уст., Субб. 2-я постов) совершается при закрытых царских вратах каждение, для чего иерей и диакон исходит северными дверьми" (Уст., 22 гл.).

После второй статии поются с припевом: "Благословен еси Господи," тропари заупокойные: "Святых лик обрете источник жизни" (причем, во время пения этих тропарей, обыкновенно, совершается каждение всего храма, ликов и народа).

После 6-й песни канона положен кондак: "Со святыми упокой," и икос. Как после первой статии "Непорочны," так после пения заупокойных тропарей, а также и после 6-й песни канона, пред пением кондака: "Со святыми упокой," бывает заупокойная ектения (см. ее в Уставе на ряду я в

Октоихе в последовании о усопших), затем молитва: "Боже духов," я возглас: "Яко Ты еси воскресение" (см. в Служебнике, в чине Литургии). При этом, обыкновенно, поименно вспоминаются, по особой книжке, усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие Князья, и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини и проч.

В иных храмах при этом ставится, пред царскими дверями, стол, на столе — распятие и пред ним свеча, а иногда и кутья. В иных же храмах ставится пред царскими дверями только свеча в большом подсвечнике. При произнесении ектений, иерей или диакон имеют в руке кадило.

Эта служба за умерших совершается и тогда, если в субботу Мясопустную случится праздник Трех Святителей (30 января), или Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля), или предпразднство Сретения Господня; служба же этих праздников н предпразднства совершается в Мясопустную пятницу. Но если в субботу Мясопустную случится храмовой праздник или праздник Сретения, то в субботу Мясопустную поется служба храма или Сретения, служба же умерших, вечера и утра, поется в субботу мимошедшую или Мясопустный четверг. Если в Мясопустную субботу случится попразднство Сретения Господня, то отправляется заупокойная служба, а "служба попразднства оставляется" (Уст., 2 февр.), т. е. совсем не поется. Когда случится в субботу Мясопустную храмовой праздник, тогда служба за умерших может быть пета только в гробнице, или усыпальнице, в храме же должна быть одна служба храму; а где нет гробницы, служба поется, как сказано выше; впрочем, под гробницей можно понимать и притвор, в котором положено совершать по следование об усопших, после отпуста вечерни (см. Уст., 14 гл.).

Неделя Мясопустная (воскресный день Мясопустной седмицы) или о Страшном суде.

Первое наименование этого воскресного дня объясняется из того, что с ней оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст — отпуст, или прекращение мяса), а второе — из напоминаемого в эту неделю Евангельским чтением будущего всеобщего Страшного суда живых и мертвых, который изображается во всей церковной службе. Напоминанием Страшного суда святая Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его; поэтому грешники не должны заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим. Напоминая о Страшном суде и обращая мысленные наши взоры на "огнь вечный, тму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим," "трепет неисповедимый и страх," "неумытное истязание" и "ад душетленный,&qu ot; святая Церковь внушает нам мысль о насущной необходимости покаяния и исправления и заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще к тому время и возможность, и от лица всех нас восклицает: "днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися." Особенно святая Церковь призывает нас к подвигам человеколюбия, так как именно этот род подвигов наиболее возможен для каждого и наиболее приличен времени поста и покаяния: "Господни равумевше заповеди, тако поживем: адчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира."

Молитвословия дня.

Кондак, гл. 1.

Егда приидеши Боже на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимого, и cnoдoбu мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

Апостол: 1 Кор. 8:8-13; 9:1-2; 140 зач.

Евангелие от Матфея 25:31-46; 106 зач.

Сыропустная неделя (воскресный день) бывает в период времени от 25 января по 29 февраля.

В этот день бывает заговенье на мясо.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008