Триодь Постная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Неделя о Мытаре и Фарисее

Свое наименование эта первая приготовительная неделя получила от предлагаемого в нее чтения Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее, из которых первый, по изображению притчи, вышел из храма в дом свой более оправданным, чем второй. Примером того и другого святая Церковь указывает истинное начало и основание покаяния — смирение и, с другой стороны, главный источник греха и препятствие к покаянию — гордость. По словам святой Церкви, "от возношения гибнет всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое."

Без смиренного сознания своей греховности не может иметь надлежащего значения самая высокая внешняя праведность. В этой мысли верующие и должны приступать к подвигу поста и покаяния. Сообразно с этим основным содержанием, святая Церковь во всей службе своей на эту неделю, особенно же в стихирах вечерних и утренних и в тропарях канона, осуждая, согласно с Евангельской притчей, самоправедную гордость фарисея, прославляет смирение мытаря и. призывает каждого из нас отринуть "высокохвальную гордость, возношение же лютое, и надмение мерзкое, и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство," отложить самомнение о своих мнимых достоинствах о совершенствах, самодовольство своей мнимой праведностью, смирить себя сознанием своего недостоинства и виновности пред Богом, осудить себя, как грешника, достойного осуждения в казни, и бия себя в грудь, молиться: "Боже, милостив буди мне грешнику."

Если каждый из нас будет молиться, по примеру мытаря, с сокрушенным сердцем и духом смиренным, то, без сомиения, удостоится великой милости от Сердцеведца: Господь отверзет и ему двери покаяния, введет его во святые и спасительные дни святой Четыредесятницы, поможет ему благодатью Своей принести истинное покаяние и получить полное прощение и помилование.

Молитвословия дня.

Кондак, гл. 4.

Фариееева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.

Покаянные тропари, гл. 8.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр очисти, благоутробною Твоею милостию.

Глас 8.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все жumиe мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Глас 6.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Апостол: 2 Тим. 3:10-15; 296 зач.

Евангелие от Луки 18:10-14, 89 зач.

Богослужебные указания.

Воскресенье Мытаря и Фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля.

На утрене в воскресенье Мытаря и Фарисея, а также в 1, 2, 3, 4 и 5-ю утрени святой Четыредесятницы, вместо полиелейных псалмов, Уставом положены "Непорочны" (ср. ниже, примеч. к Табл. утрени), т. е. 17-я кафизма (но если воскресенье Мытаря и Фарисея случится 30 января или 2 февраля, или с ней совпадет храмовой праздник, то поются полиелейные псалмы).

В воскресенье Мытаря и Фарисея и затем в следующие воскресные дни, кончая 5-м воскресеньем Великого поста, после чтения Евангелия и 50-го псалма, поются покаянные тропари: на "Слава" (вместо "Молитвами апостолов") — "Покаяния отверзи ми двери," на "И ныне" (вместо "Молитвами Богородицы") — "На спасения стези," потом — "Помилуй мя Боже" и (вместо "Воскрес Иисус") — "Множества содеянных" (но если в приготовительные недели к Великому посту случится Сретение Господне, то, вместо покаянных тропарей, поются обычные: на "Слава" "Молитвами Богородицы," на "И ныне" — тоже, затем — "Помилуй мя Боже" и стихира праздника; точно также и в храмовой праздник, случившийся в указанные воскресные дни, поются обычные песнопения).

Хотя на утрене в воскресенье Мытаря и Фарисея и в следующие воскресные дни, кончая 5-й неделей Великого поста, следуют гласы Октоиха и Евангелия утренние воскресные рядовые, но в служебном Евангелии, при указании порядка рядовых гласов и Евангелий, они не обозначаются, какой именно глас и какое утреннее Евангелие бывает в ту или другую неделю, потому что в разные годы бывает не одно и то же число недель от недели Всех Святых до недели Мытаря и Фарисея; после 32-й недели не всегда подряд следует 33-ей неделя Мытаря и Фарисея, а потому как на эту, так и на следующие за тем недели приходятся в разные годы не одни и теже, по порядку, рядовые гласы и утренние воскресные Евавгелия (см. ниже. О чтении утренних воскресных Евангелий).

Из положенных в неделе Мытаря и Фарисея 8 стихир "на хвалитех" 5-я и 6-я берутся из вечерних стихир Триоди, поемых "на Господи воззвах."

С недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых, пред великим славословием, вместо утренней Евангельской стихиры, поется стихира Триоди; а утренняя Евангельская стихира поется (по отпусте утрени перед 1-м часом) на "Слава, и ныне" на утренних литиях (см. Уст.) там, где бывают эти "литии," т. е. исхождения в притвор (и совершение в нем 1-го часа).

См. Последование святого, прилучившегося в неделю Мытаря и Фарисея и Блудного Сына, поем в пятницу на повечерии, если только не случится память великого (т. е. имеющего всенощное бдение) святого (см. Устав 30 января).


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008