Триодь Постная & Триодь Цветная

 

Головная страница сайта
Пасха. Все, что нужно знать о празднике Пасхи



Оглавление

 

Триодь Постная

Эта Триодь содержит в себе изменяемые молитвословия для дней приготовительных к Великому посту и для дней самого Великого поста (т. е. для дней святой Четыредесятницы и Страстной седмицы). От такого содержания она получила свое название "Постной."

Общий тон и характер Постной Триоди — молитвенно-покаянные. Все песнопения и чтения, содержащияся в Постной Триоди, отличаются глубокою назидательностью и невольно располагают слушающих к искреннему молению, вызывают чувство раскаяния в грехах, жажду поста, покаяния и исправления и возбуждают веру и надежду на Искупителя падшего человечества. Выбор и расположение предметов, изображаемых в службах Постной Триоди, их взаимное сочетание, их сообразность с обстоятельствами времени и существом дела, их трогательное, унылое и вместе с тем святым упованием растворенное выражение, — все направлено к тому, чтобы заставить грешника войти в себя и сознать свое недостоинство. Всё учит его, чтобы он отринул высокопохвальную фарисейскую гордыню, смиренно молился, как мытарь, каялся, как блудный сын, трепетал страшного суда Божия, рыдал подобно падшему праотцу; чтобы подъял спасительные труды поста в течение святой Четыредесятницы, подражая своему Спасителю, сорок дней постившемуся в Иорданской пустыне; чтобы, на р ыдание приложив рыдание и проливая слезы, взирал на великие дела Господни, совершенные Им в последние дни земной жизни Его, чтобы мысленно страдал и распинался со своим Искупителем.

Начинаясь с недели Мытаря и Фарисея, Триодь Постная включает приготовительные седмицы и воскресные дни и Великий пост, кончая Страстной седмицей. По составу своему она подобна Октоиху и отличается от него как содержанием своих песнопений, выражающих, применительно ко времени, чувство истинного покаяния, так и тем, что на будничные дни содержит вместо полных канонов, какие находятся в Октоихе, не полные.

В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20), наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX вв., каковы: Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф, Феодор и Симеон Студиты, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого Синаксаря Постной Триоди, святыми Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них Триодь Постная была умножаема в своем составе до XIV века. Так, после них в нее были внесены Синаксари, последования в неделю православия, в недедю вторую, четвертую и пятую святой Четыредесятницы. Три последние последования сама наша Триодь называет учреждением новейшим.


С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей. Издание исправленное и дополненное, 2004 год
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского


© Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008