Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Русский православный пост
300 рецептов постных блюд русской кухни


на головную страницу сайта





Рождественский пост

 

Рождественский пост длится сорок дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому имеет названия - "Филипповский", "Филиппов" пост, или "Филипповки"; 14 ноября - заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 13 ноября, поскольку среда и пятница - дни постные. В этот день заговлялись по-разному, в некоторых случаях трапезничали сообща. Так, в Тюменском уезде Тобольской губернии существовала традиция "мирских столов", когда все население деревни собиралось на общественный пир.

Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), во все субботы и воскресенья до дней Рождества Христова - до 20 декабря/2 января, когда пост устрожается, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешается вино и растительное масло.

Накануне Рождества (24 декабря/6 января) - день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник ("сочевник"). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т.е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, "до звезды", после чего впервые принимают пищу - едят сочиво: размоченные или вареные зерна пшеницы или ячменя, политые медом.

В более древние времена сочиво называли "коливом" - это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также "узвар" (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар - основные традиционные блюда Рождественского сочельника. Кутью с медом в древности готовили для оглашенных, которые намеревались креститься в праздник Рождества Христова и готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров.

В России существовал обычай после вечернего богослужения (службы навечерия) приступить к рождественской вечере всей семьей. Перед началом вечерней трапезы обыкновенно зажигали лампаду у иконостаса, ставили свечи, читали молитвы, а затем уже принимались за еду. Кутью не везде готовили одинаково. Во Владимирской губернии ее делали на меду из овсяных зерен; в Архангельской губернии к рождественской вечере кутью готовили в виде жидкой каши из обдирного ячменя, пшеницы, отваренной в воде, подслащенной медом, называемой "сытою"; в Калужской губернии для кутьи брали сырой ячмень, толкли и приправляли его медом, а потом ставили в печь париться в закрытой посуде. В других губерниях, там, где это было возможно, варили рис с изюмом, наподобие поминальной кутьи.

Кутья и взвар, сами по себе постные кушанья, предваряли постную же еду. И этого очень строго придерживались крестьяне. Например, в Орловском уезде Вятской губернии в сочельник стряпали "мусники". Их готовили так: ржаную муку замешивали на воде и раскатывали на тоненькие сочни, на них клали яровое квашеное тесто и пекли в печи. В Сарапульском уезде после вечерни тоже ели пресные сочни и кутью, приготовленную особым способом: конопляное семя толкли и пропускали сквозь сито, полученное "постное молоко" смешивали с ячменной кашей. В Енисейской губернии сибиряки в рождественский сочельник "в вечерю" ели хлеб, капусту с квасом, тертый горох. Хлебное сусло, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, подавали как кутью. До вечери соблюдали пост строго: "Добры люди хлеба не едят". Есть начинали после службы, когда появится "вечорошна звезда".

В сам праздник Рождества Христова независимо от того, на какой день недели он приходится, можно есть всякую пищу. К празднику готовили разнообразные блюда в зависимости от традиции в каждой местности. Наиболее часто делали блюда из свинины: щи, холодец (студень), колбасу, ветчину. Н.И. Костомаров сообщал, что еще в Древней Руси многие откармливали свиней в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Последние ярмарочные торги перед Рождеством бывали особенно многолюдны, на них закупали к празднику все необходимое: муку для пирогов, пшеницу, солонину, бычьи ноги и губы на студень.

Надо сказать, что Рождественский пост не ограничивался лишь постной пищей: запрещалось петь и плясать, напиться пьяным тоже считалось грехом.

За Рождеством наступают святки - дни радости о воплотившемся Спасителе, поэтому с 25 декабря до 4 января в среду и пятницу поста нет. Оканчиваются Святые дни Крещенским сочельником 5 января. Принято считать, что святочные дни отличались широкими гуляниями и разгулом, но это не вошло в культуру русских повсеместно. В Нижегородском крае, например, после Рождества начинались посиделки, но они имели не праздничный характер: игр не затевали, девушки занимались рукоделием, пели песни, к ним заходили парни. Посиделки продолжались до Великого поста.


Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке. - М.: Даниловский благовестник, 1999. Составитель Т.А. Воронина



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008