Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Русский православный пост
300 рецептов постных блюд русской кухни


на головную страницу сайта





Успенский пост

 

Третий, Успенский, пост ("Госпожинки", "Оспожинки", "Спожинки") установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Он четко определен по церковному календарю: с 1 по 14 августа. 15 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост. Если он приходится на среду или пятницу, то можно есть рыбу (скоромное есть нельзя).

Успенский поет - краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу - сухоядение. Успенскому посту предшествует заговенье. Но главное, как и в Великий пост, духовная сосредоточенность: нельзя предаваться шумным развлечениям, петь, нельзя ссориться: это считается безнравственным.

Начало поста - 1/14 августа - отмечают как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Это первый осенний праздник, в народе его называют "Первый Спас", или "Медовый Спас", потому что он считается медовым разговеньем. В тех губерниях, где местные условия позволяли разводить пчел, к этому дню пекли пироги с медом, повсеместно освящали медовые соты, пчеловоды святили собранный мед в храмах. Пчельники подрезали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь "на помин родителев". К этому же дню варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости; ели сотовый мед со свежими огурцами. Освящали также семена и овощи. В Рязанской губернии Первый Спас называли "Мокрым Спасом", потому что в этот день совершали крестный ход на реки и источники с водосвятным молебном.

В день Преображения Господня (6/19 августа), называемый "Вторым", или "Яблочным, Спасом", в храме освящали яблоки. В народе его еще называли "Спас на горе". Считалось грехом есть до этого дня яблоки нового урожая. В народе бытовали такие поговорки, как: "На Второй Спас и нищий яблоко съест", "Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка".

В праздник Преображения Господня вся паперть в приходских церквах заставлялась столами с наваленными на них горами картофеля, гороха, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего. Все эти плоды после обедни благословлял священник и читал над ними молитву. Часть принесенного - "начатки" - прихожане оставляли в корзинах для храма. После службы разговлялись яблоками.

Яблоки освящали в тех губерниях, где природные условия позволяли их культивировать, преимущественно в Средней России. На Севере же, где яблоки выращивали редко, их заменял горох. В Вологодской губернии свежий горох в стручках приносили в храм в корзинах; после освящения часть его отсыпали священнику, остальное уносили домой и съедали всей семьей в тот же день. Немного стручков оставляли на божнице до того, как начнут молотить горох, и молотили вместе с другими. В день Преображения Господня готовили "столованье": на площади перед церковью устраивали всеобщее застолье после обедни и крестного хода.

В южных губерниях, благодаря теплому климату, овощи и фрукты поспевали раньше, чем в Центральной России и на севере. Это позволяло делать стол во время Успенского поста более разнообразным.

В Воронежской губернии обычно ели свежие огурцы, дыни, щи из свежей капусты или свеклы, иногда молодой картофель и кашу. Если постные дни приходились на время сенокосов и уборки хлебов, то ели каши, иногда "тюрю" из хлеба, накрошенного в круто посоленную воду или квас. Разумеется, в тех местах, где рядом были реки или озера, постную пищу могли разнообразить рыбою и раками, однако "мужик, - как писал один из корреспондентов Тенишевского бюро, - скорее повезет пойманную рыбу на продажу в город, чем станет употреблять ее в пищу". Летом засаливали и сушили впрок грибы и калину - ее употребляли в пищу в зимний пост.

В каждой семье традиция соблюдать пост передавалась от старшего поколения к младшему, таким образом, пост имел воспитательное значение. В Рязанской губернии период вскармливания грудных детей рассчитывали не по месяцам или неделям, а по постам. Обычно младенцев кормили три поста: два Великих и один Успенский, или два Успенских и один Великий пост. Ребенок после трех лет в пост молочной пищи не ел, его ограничивали черным хлебом с постными щами, кашей с постным маслом и картофелем; иногда ему давали баранок. С этого возраста пища детей была почти тождественна пище взрослых.

Употребление одних только постных блюд не являлось самоцелью: Успенским постом, как и Великим, отправлялись на богомолье по святым местам.


Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке. - М.: Даниловский благовестник, 1999. Составитель Т.А. Воронина



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008