Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Русский православный пост
300 рецептов постных блюд русской кухни


на головную страницу сайта





Многодневные и однодневные посты в XIX веке

 

В XIX в. Россия продолжала оставаться могучей державой с самобытными традициями во многих областях жизни. В немалой степени этому способствовало то, что государственной и господствующей оставалась Русская Православная Церковь. Император не мог исповедовать иной веры, кроме православной, но в то же время существовала свобода вероисповедания. Держатели царского престола стремились сохранять веру предков, в том числе в рамках известного тезиса "православие - самодержавие - народность". Во время правления Александра III (1881-1894) было построено много храмов в традиционном стиле, он особенно заботился о воспитании своих подданных в духе православия, что было оформлено законодательными актами.

Можно сказать, что для XIX столетия характерно определенное укрепление веры, несмотря на отход от веры представителей либерального и революционно-демократического направления, на распространение социалистических идей, часто ведших к атеизму. Вот почему вплоть до начала XX в. сохранялись те религиозные понятия, без которых немыслима любовь к Отечеству.

Многочисленные наблюдения современников, художественная и популярная литература, дневники путешественников, мемуары, опубликованные в научных изданиях материалы, а также неопубликованные, но отложившиеся в архивах, свидетельствуют, что и в XIX в. пост соблюдали по церковным установлениям.

Из архивных источников особенно ценны рукописные материалы Русского Географического общества и Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева, больше известного как Тенишевское бюро, созданных в Петербурге в XIX в. Они представляют собой ответы на различные вопросы программ, рассылавшихся по всей России с целью сбора этнографических сведений о жителях империи. В них имеется немало сведений о том, как вели себя и как питались русские люди в дни постов. Без преувеличения можно сказать, что на чередовании поста и мясоеда зиждилась вся система народного питания.

Как и в прежние столетия, сохранению традиции поста в немалой степени способствовал духовный опыт отечественных подвижников благочестия, выходцев из разных социальных слоев.

Преподобный Серафим Саровский (†1833), пребывая на послушании в Саровской обители, с молодых лет придерживался постов. Впоследствии, делясь богатым духовным опытом, он советовал инокам: "Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще можешь, вкушай по однажды". Сам же подвижник, часто пребывая в уединении, в среду и пятницу не вкушал никакой пищи, а в другие дни недели принимал ее только один раз, соединяя воздержание и пост с молитвою.

Неся подвиги в своей пустынной келье, преподобный питался сухим и черствым хлебом, который на целую неделю брал по воскресеньям из обители, и овощами, которые он выращивал на небольшом огороде, - картофелем, свеклой, луком и травой, называемой снытью. В течение первой недели Великого поста он обычно вовсе не принимал пищи до причащения Святых Тайн в субботу. Еще через некоторое время воздержание и постничество преподобного Серафима достигли наивысшей степени. Совсем перестав брать хлеб из обители, он жил в течение более двух с половиной лет без всякого содержания, питаясь одной снытью.

Много рассуждений о посте оставили насельники знаменитой Оптиной пустыни, в том числе и оптинский иеросхимонах Амвросий (†1891). В переписке с духовными чадами он не раз напоминал о сущности поста: "Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты, как для душевной, так и для телесной нашей пользы. Ежели бы без изменения все одну пищу употреблять, скоромную и тучную, то она могла бы прискучить, и ожидание праздника непостящимся не приносит такой отрады, как тем, кои приуготовляют себя постом, - но не одним телесным, а и духовным. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. Вы спрашиваете: можно ли употреблять рыбу в среду и пятницу, когда случается полиелей святому? Мы должны повиноваться церковному уставу, которым положено употреблять рыбу в среду и пяток во дни святых, которым бывает бдение, даже и в посты, кроме Великого; даже можно и в те дни - среды и пятки - употреблять рыбу, когда бывают царские бдения: во дни рождений и тезоименитств особ царской фамилии. А в простые полиелеи, когда не бывает бдения, рыбы не положено. В посты же Петров и Филиппов, до 20 числа декабря, в полиелеи простые употребляется рыба по вторникам и четвергам, а по снисхождению и в понедельники".

Великий молитвенник Земли Русской святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908), обобщая личный пастырский опыт, напоминал: "Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ея крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздвижников! Они, как орлы, парили в небесах..."

"Пастырь истины" - так называли Иоанна Кронштадтского современники: даже будучи тяжело больным, не соблюдал предписания врачей, советовавших ему поддерживать силы скоромной пищей. Его авторитет у верующих, для которых он являлся примером, был очень велик. Показателен такой случай. Летом 1896 г. многим жителям Тотемского уезда, страдавшим дизентерией, местный фельдшер посоветовал есть молоко и яйца, но поскольку это время приходилось на пост, то все крестьяне решительно отказались это делать. "Святые часто постились, - говорили они, - да подолгу жили. А Иисус Христос вон сорок суток ничегво не ел". Воздержанию от скоромного немало способствовал как раз рассказ об отце Иоанне Кронштадтском, который пренебрегал советами докторов. "Ежели Бог век не пересек, так завсегда оживешь, а коли Бог велит умереть, так ничего не поделаешь супротив Бога", - считали крестьяне, опираясь на опыт известного подвижника.

Преподобный Силуан Афонский (†1938), выходец из крестьян Тамбовской губернии, всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви - известных подвижников, благочестия. В пощении старец видел путь к спасению и никогда не делал послаблений. "Однако", говорил он, "можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой".

Число примеров пощения известными подвижниками можно значительно умножить; в целом они представляли собой ярчайший образец благочестия для русского человека, привыкшего ходить на богомолье, а значит, перенимать духовный опыт подвижников. И хотя монашеский пост отличается от поста мирян, в соблюдении постов миряне стремились подражать монахам, так как иноческое житие на Руси всегда почиталось.

Руководством верующим служил все тот же церковный устав, или Типикон, содержащий указания, касающиеся порядка служб и питания во время поста применительно и к мирской жизни. Огромное значение имели обращенные к верующим проповеди известных священников, в которых они объясняли значение поста. Верующие должны были хотя бы раз в год исповедаться и причаститься. Интересно, что людей, которые должны были выступать в суде в качестве свидетелей, но в течение трех лет не были на исповеди, противная сторона имела право отводить.

Конечно, имелись большие различия в том, как питались в дни постов жители больших городов, особенно Петербурга и Москвы, и маленьких, провинциальных, городов. Среди богатых и бедных различие становилось еще резче.

В городах с началом поста запрещались всякие зрелища. В первую очередь это касалось городских театральных представлений, балов и маскарадов: они отменялись. Закрывались также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами, кроме торговавших предметами первой необходимости; приостанавливалось судопроизводство. В 30-40-е годы XIX в. в Петербурге Великим постом не только в русских, но и в немецких ресторанах подавали постные блюда. В "Строгановском" трактире на Невском проспекте еда на первой и Страстной неделях ничем не отличалась от монастырской: готовили только блюда из грибов, гороха и кисели. Чай пили с изюмом и медом, варили сбитень.

Москва "первопрестольная" по сравнению с Петербургом дольше сохраняла обычаи предков. По воспоминаниям многих москвичей, к Великому посту начинали готовиться загодя. Известный писатель И.С. Шмелев, выходец из купеческой семьи, в книге "Лето Господне" описал, как в доме родителей готовились к посту: зажигали "постные" лампы - простого, не цветного стекла, занавешивали картины светского содержания, меняли одежду и даже посуду на более скромную. Загодя солили капусту, огурцы, грибы: "В передней стояли миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа и с рубленой капустой, кислой, чуть посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?" Многие названия блюд, о которых вспоминает И.С. Шмелев, забыты, они были характерны для зажиточного городского населения. К тому же в городе выбор постных блюд был намного шире, чем в деревне.

В Москве, начиная с первого постного понедельника, велась особого рола оживленная торговля, учитывающая потребности постного стола. Беспрерывной линией от Устьинского до Москворецкого моста, а иногда и дальше - до Каменного моста тянулись грибные ряды. Здесь пополняли свои запасы все, кто не успел запастись постными продуктами. О грибных торгах писали И.С. Шмелев, П.И. Богатырев, И.А. Белоусов. Литератор Н.Д. Телешов вспоминал: "Чего только здесь не было! И редька, и картошка, и всякие овощи. Длинными нитями и гирляндами висели по стенам палаток и на поднятых кверху над санями оглоблях сушеные грибы разных достоинств - белые и желтые, а также дешевые темные шлюпики. Здесь и корзины с клюквой, и чаны с душистым медом - липовым и гречишным, - всего не перечесть!"

В других городах пост соблюдали не менее строго. И.С. Аксаков, много путешествуя по России по делам службы, писал в 1847 г. родным из Калуги следующее: "Слава Богу, вот и Великий пост! Здесь он еще не так заметен, как в Москве, где на каждом шагу церковь, и на улице беспрестанно попадаются целые толпы тихо идущих в церковь говельщиков...".

Первый после Прощеного воскресения понедельник в народе получил название "Чистый" - "очищались" от прошедшей масленицы, в храмах и дома все поздравляли друг друга с наступившим постом. В субботу первой недели - день великомученика Феодора Тирона - повсеместно пекли постные блины. Этот обычай соблюдали не только в отдаленных провинциях, но и в обеих столицах, правда, преимущественно в мещанской и купеческой среде.

О том, как постились жители других городов, можно узнать из ответов корреспондентов Русского Географического общества. В Вознесенском Посаде Владимирской губернии R постные дни, кроме хлеба и "серых" щей, ели вареный горох, пареную репу ("бушму"), пили квас; в Княжнине Нижегородской губернии чаще ели пшенную и ячневую каши и картофель; в Пудоже - овсяные блины с рыжиками и квасом, кстати, квас здесь делали не только из хлеба, но и из сушеной репы, его называли "репица"; ели также редьку, брюкву, картофель, рыбу. Жители Галича Костромской губернии тоже ели щи, кашу, грибы, но репы и свеклы не употребляли. Мещане Верховажского посада Вологодской губернии питались тем же, что и местные крестьяне: постные щи с добавлением крупы, разного рода похлебки, морская рыба, чаще соленая и сухая (треска, палтус, свежая сельдь, сайда), грибы, ягоды, овощи, в основном - лук, картофель, редька, капуста, брюква, а морковь, бобы, тыква, салат, петрушка, укроп, мак, хрен - в небольшом количестве, пироги из ржаной, овсяной, ячной и пшеничной, редко из крупитчатой муки. Из жидких кушаний - картофель с квасом, луковый взварец - соус; репу здесь не только парили, но и жарили. Праздничный обед в постные дни состоял из множества разнообразных блюд из морской и речной рыбы, ячневой каши с конопляным маслом и киселя с медом. Запасы продуктов, которые использовали во время постов, частично восполняли в местных лавках или на уездных ярмарках и торжках.

Наличие огорода очень помогало разнообразить стол во время постов. Например, в Ростове Великом огороды были почти у каждого горожанина: здесь больше, чем в других городах, ели овощей, особенно картофеля, его ели холодным, вареным, печеным и жареным. В Мензелинске Уфимской губернии тоже ели много овощей. В Ленотаевске Астраханской губернии ели много рыбы. В Соленом Займище той же губернии, как и в центре России, ели в основном щи да кашу. В Фатеже Курской губернии в пост было распространено "холодное из картофеля и свеклы". В Ядрине Казанской губернии в постные дни, кроме обычных щей и каш, кислой капусты, картофеля и свеклы, готовили "пермени" - вареники с белой капустой, а также печеную тыкву. Если на пост приходился праздник, то ели уху, похлебку с картофелем и морковью, пироги с картофелем, морковью, капустой, рыбой и луком, жареный картофель, грибы или рыбу. Картофель вообще получил в XIX в. широкое распространение.

В сельской местности, как показали ответы корреспондентов Тенишевского бюро, посты соблюдали строго.

Характер питания крестьян во время постов во многом зависел от уровня развития их хозяйства, который, в свою очередь, определяли природные, климатические и социальные условия. На севере в отсутствие выбора готовили блюда из круп, преимущественно из овса, на юге постный рацион разнообразили овощи и фрукты. В тех случаях, когда населенные пункты располагались вдоль рек, вблизи озер или на морском побережье, их обитатели ели много рыбы. Отсутствие в той или иной местности каких-то продуктов восполняли ярмарки. Не случайно, именно к постам были приурочены конкретные торги, торжки и базары. В частности посты позволяли выгодно продавать мясные и молочные продукты.

К постам готовились заранее, продукты распределялись на весь год - с учетом всех многодневных и однодневных постов. Этот учет способствовал рациональному ведению хозяйства. Очевидно, что возможность разнообразить постную еду напрямую зависела от уровня зажиточности: богатым и среднего достатка крестьянам сделать это было легче, бедным приходилось ограничиваться минимальным набором продуктов.

В Центральной России основной пищей в дни постов были хлеб, вода, щи, супы, похлебки с добавлением капусты, картофеля, гороха, фасоли или чечевицы, каши, отварные и жареные грибы с добавлением небольшого количества подсолнечного, льняного или конопляного масла, кисели, овощи, пареная репа, тыква, брусника, клюква, изюм, мед.

Максимально обильным и разнообразным стол был осенью и зимой, когда после снятия последнего урожая имелись достаточные запасы продовольствия. Его недостаток начинал ощущаться весной. В это время рацион бедной семьи сводился к минимуму: ржаной хлеб, вода, квас, соленья, картофель, крупы. Совсем скудным он становился летом, когда запасы истощались.

В центральных нечерноземных губерниях России, например, в Меленковском уезде Владимирской губернии в повседневный рацион входили щи с капустой, картофель, свекла, вареный горох, редька, похлебки, толокно с квасом. На зиму солили огурцы, грибы, капусту, мочили яблоки. В Шуйском уезде в дни, когда можно было, ели рыбу; ее привозили с Урала, Дона и Волги. В Юрьевском уезде, где преобладали семьи средней зажиточности, порядок приготовления кушаний изменялся по дням. Распространенные ватрушки из ржаной муки с творогом ("туболки") в пост заменяли блинами из гречневой или ячневой муки. В качестве приправ использовали толченый хрен (его ели с квасом), реже - чеснок.

В Тверской губернии ели хлеб, каши, горох, редьку. Если пост приходился на праздники, то вместо хлеба пекли пироги из ржаной муки, грибы с постным маслом. Если же случались в эти дни гости, то исключений не допускалось, впрочем, гости сами постились. Например, когда повитуха по традиции варила "бабину" кашу после крестин, ее ели без молока и масла.

Жители Моложского уезда Ярославской губернии - "сицкари" - в период постов ели ржаной пирог, или "ситник", небольшие пироги из жидкого теста - "преснушки", или "кулябыш", редьку, рыжики, серухи и другие сушеные грибы, щи с луком и маслом "в накрошку", иногда со "снятками" (мелкой вяленой рыбешкой); блюда из гороха; кашу пшенную или житную (гречневую кашу здесь не любили); картофель с растительным маслом. Если пост приходился на праздники, то непременно готовили пшеничные "пряженцы" - печенье на постном масле ("иначе и нет праздника"); свежую рыбу, а если ее не было, то соленую. Севрюгу ели редко, чаще делали уху из свежей щучины, но вообще рыбу ловили мало.

В отличие от соседних губерний огородничество здесь было незначительным и едва удовлетворяло небольшие потребности крестьян, хотя редьку, морковь, свеклу выращивали в достаточном количестве. Капусты сажали мало, чаще покупали в Мологе. За недостатком дикого щавеля - "кислицы", готовили овсяную похлебку.

В пост не всякая хозяйка соглашалась продать кринку молока из боязни согрешить. Горшок, в котором варили скоромную пищу, никогда не использовали для приготовления постного кушанья. О тех, кто не соблюдал постов, говорили как о богоотступниках: "Вон он какой - и в посты-то жрет говядину".

В Лукояновском уезде Нижегородской губернии в посты готовили щи из "черной" (не белой) капусты без всякой приправы. Гречневую кашу ели не все и не всегда: большая часть поселян ела ее только по воскресным дням и другим праздникам. Зажиточные крестьяне иногда ели горох, картофель (его выращивали здесь мало), огурцы и редьку, но это считалось уже роскошным столом. Лук, редьку, морковь, бобы, свеклу, капусту огурцы здесь сажали в небольшом количестве. В праздничные дни еда мало чем отличалась от будничной: те же пустые щи, хлеб и вода. Квас пили редко.

Совсем иначе проводили посты на правом берегу Волги. Главную пищу здесь составлял "ситный", ил" "решетный" (белый), хлеб, не такой черный и кислый, как в степных губерниях; его ели только со щами. Редкая хозяйка не пекла ежедневно ситных и пресных пшеничных лепешек, замешанных на постном масле, - "кокурок": их пекли в золе. Кроме того, ели гороховый кисель.

Значительное место в рационе жителей северных губерний, например, Архангельской губернии, занимали репа и редька. Репу ели в разных видах, добавляли ее в квас, называемый "репница". В постные дни готовили тертую редьку с мелко нарезанным репчатым луком, солью, квасом и растительным маслом, а чтобы отбить горечь, смешивали с тертой брюквой. Для беломорских поморов той же губернии "хлебом насущным" являлась рыба, что отличало их рацион от питания обитателей других северных губерний с земледельческим ук ладом.

В Вологодской губернии почти повсеместно основным блюдом были "молосные" - постные щи с ячневой или овсяной крупой, отсюда их название "крупянка". Щи ели в горячем и холодном виде. В приозерных районах суп в постные дни варили с вяленой рыбой - "снетком". Помимо щей, готовили различные похлебки. Самая простая из хлеба, накрошенного в воду с растительным маслом, называлась "тюря", "мурик".

Многочисленные постные блюда готовились из разных круп, особенно из овса. Овес в ходе обработки мололи на крупу ("заспу"), крупку и толокно. Из овсяной крупы варили каши. Толокно замешивали на квасе, иногда добавляли толченую бруснику.

Почти повсеместно употреблялась в квашеном виде капуста. Свежую капусту вялили и ели зимой с квасом и растительным маслом. Широко распространенными огородными культурами были репа и брюква, которые составляли большую часть годового запаса продуктов. Из них варили суп; блюдо из вареной свеклы называлось "росол", а из свежей репы, запаренной в печи, - "пареница". Блюд из овощей было довольно много: "печонка" - репу или брюкву, запеченные в золе, ели с постным маслом; "морковница" - морковь, запеченная с разными крупами; "брюковница" - то же из брюквы. Из пареной репы делали холодное сладкое блюдо - "кислуху". В него добавляли репчатый лук, бруснику или мелко нарезанную свеклу, морковь, брюкву, тоже запаренные в печи. Редьку ели с квасом. Горох употребляли распаренным в печи, из гороховой муки варили каши, кисели, пекли хлеб. Особым лакомством были заготовленные впрок грибы и ягоды. Сушеные грибы использовали для похлебок: из белых или рыжиков готовили "голомудку"; из сухих грибов, отваренных с овсяной крупой, - "губницу". Бруснику, клюкву обычно замачивали на зиму.

Величайшим грехом считалось не только употребление скоромной пищи, но даже прикосновение к ней, что обычно сопровождалось причитаниями: "Ой, што это я наделала-то?!" Во время полевых работ (сенокоса, жатвы, молотьбы и др.), а также помочей, если они приходились на постные дни, пищу готовили без использования скоромных продуктов, при этом помочан щедро угощали: постная трапеза была, как правило, обильной и вкусной.

"Нынче, - говорили они, - только нам, мужикам, и попоститься-то, а ученые да благородные постов соблюдать не будут - им без чаю да без говядины и дня не прожить".

В южных губерниях в постные дни готовили в основном щи с капустой, чаще борщ, блюда из картофеля, ели много овощей и фруктов.

В Рязанской губернии с осени заготавливали впрок кислую капусту, добавляя в нее квашеные огурцы, лук, тмин и другие специи - для запаха. В зимний пост ели более грубую, чем в летние посты, пищу. Завтрак, обед и ужин состояли из кваса с квашеной капустой и картофелем, нередко с редькой или из кочанной капусты (заквашенной целиком), щей с постным маслом, иногда похлебки и гречневой или пшенной каши с маслом. В летнее постное время ели редьку с квасом, квас с огурцами и рыбу, преимущественно соленого судака, картофель, вареную свеклу, похлебку и кашу с конопляным маслом.

Жители Воронежской губернии ели в пост кислую капусту с квасом, луком и солеными огурцами; тертую редьку с подсоленным квасом или нарезанную кусочками; картофель с огурцами и квасом; горох разварной или обваренный и толченый с квасом, а иногда с постным маслом; ели кашу с квасом; а у зажиточных крестьян кашу подавали с конопляным маслом. Щи готовили в основном из кислой капусты или квашеной свеклы (бураков). Иногда ели сырое ("соложеное") тесто и пареное с ягодами калины: называлось это блюдо "кулага". Варили "соломату" из овсяного толокна, ее ели с конопляным маслом или квасом. Русские, переселяясь на обширные сибирские земли, приспосабливались к новым условиям жизни, но сохраняли традиции родных мест. В Сибири особенно много было выходцев из губерний европейской части России.

Крестьяне Восточной Сибири летом, когда пища была более скудной, по лесистым склонам собирали черемшу - растение из семейства луковых со съедобными, пахнущими чесноком листьями, которые толкли и ели с квасом, немного посолив. Стол дополнялся прошлогодними запасами картофеля и редьки. В праздники, если они приходились на пост и если можно было есть рыбу, пекли пироги с рыбой, варили "щербу" (местное название ухи), жарили на масле "тельное" (рыбу без костей, рубленную и перемешанную с мукой), делали пельмени с рыбой. Варили также пшеничный, гороховый и ягодный (в основном из облепихи) кисели, пекли блины, оладьи, "пряженники" - пирожки с фаршем, жаренные на конопляном или кедровом масле.

Жители степного района Восточной Сибири ели просяную или ячную кашу с конопляным или рыжиковым маслом (из семян маслянистого растения "рыжик"), а также с рыбьим жиром; щи ("шти") из рубленной капусты с ячменной крупой. Ели также разнообразные овощные блюда: "картофельницу" (картофельную похлебку); вареный горох, "репницу" с маком (похлебку из репы), репные или морковные пареники с суслом ("сусло" - сладковатый навар на муке и солоде, использовался в качестве подливы); "морковницу" (похлебку из моркови); редьку, капусту, квашеную свеклу. В числе повседневных блюд были "кулага" и густой квас. В этом случае кулагой называли смесь ржаной муки и солода, заваренную кипятком, пропаренную и выдержанную на холоде; среди постных блюд она считалась лакомством. Постный праздничный стол, как правило, отличался набором рыбных и мучных блюд. Сведения о пище крестьян Каинского уезда совпадают с описанием таковой у обитателей соседних с ним Тарского уезда, Минусинского и Ишимского округов.

Жители Алтайского края в посты ели дикий или огородный зеленый лук, посолив и смешав с квасом, затирки, каши, отварной картофель, крупяные щи, болтушки, тюрю из хлебного крошева с квасом и водой. Засаливали впрок грибы, огурцы и капусту. Местной особенностью была отварная лапша из ржаного теста. Много употребляли гороха: из него готовили более десятка кушаний. В праздник, когда это разрешалось уставом, жарили рыбу, пекли пироги. Щербу (уху) готовили из свежей рыбы, похлебки варили с сушеной рыбой. Пищу сдабривали льняным, конопляным, рыжиковым и кедровым маслом.

Посмотрим же, как постились в народе во время многодневных и однодневных постов.


Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке. - М.: Даниловский благовестник, 1999. Составитель Т.А. Воронина



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008