Русская Пасха / Russian Easter
Пасха - источник радости
 
   


Русский православный пост
300 рецептов постных блюд русской кухни


на головную страницу сайта





Предисловие

 

В последние годы появилось много литературы, где есть рассуждения о смысле поста и особенностях его соблюдения. И это не случайно: ведь по церковному календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Это свидетельствует о том, насколько велико их значение в жизни православных христиан. В числе постных дней - четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных", или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу; с прекращением поста, или в "мясоед", употребление пищи не ограничивается.

Тем не менее, многие истолковывают соблюдение постов неправильно, видя в них средство для улучшения физического здоровья и чаще всего для похудания. Нравственные аспекты поста, его духовная значимость игнорируются, и на первое место выступает забота о физическом совершенствовании.

Именно такой взгляд зачастую поддерживается средствами массовой информации, всячески рекламирующими различные диеты, лечебное голодание, а также биологические добавки в пищу. Между тем влияние последних на человеческий организм, а также последствия чрезмерного увлечения ими, до сих пор мало изучены.

Православный же пост означает регулярное питание с использованием известных блюд русской национальной кухни, но только с ограничением на те продукты, о которых сказано выше. Тому, кто хоть раз постился, знакомо ощущение легкости в теле и особого, благодатного расположения духа. Начавшим поститься полезен будет совет великого русского старца Серафима Саровского (+1833): "Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, а в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом".

При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление поста. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и верующий имел силы и на молитву, и на необходимый труд.

Постничество - дар Божий, приобретается он большими трудами, и не всем под силу его нести, особенно из живущих в миру, где так много страстей и искушений. Те же, кто берет на себя бремя поста, зачастую несут его молча, без лишних рассуждений о том, что можно есть, а что нельзя, твердо веря, что пост - один из путей к спасению.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, как еще недавно - в XIX в. - наши соотечественники соблюдали посты, располагая традиционным набором блюд. Быть может, многим станет более понятен смысл известной русской поговорки - "Щи да каша - пища наша", хотя всегда в народе находили возможность разнообразить постный стол в зависимости от достатка в семье.

Сроки проведения четырех многодневных постов приурочены к христианским праздникам:
Великий пост - к Пасхе; Петров пост - ко дню памяти святых первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла; Успенский пост - ко дню Успения Божией Матери; Рождественский пост - ко дню Рождества Христова. Сведения о постах можно легко обнаружить в любом церковном календаре, где даты указаны как по старому стилю - по юлианскому календарю, которому до сих пор следует Русская Православная Церковь, так и по новому стилю - по гражданскому, или григорианскому, календарю. Эти две даты приводятся и в нашей книге.

Дни Рождества Христова и Успения Божией Матери празднуются "в числе", то есть всегда в одни и те же дни. Рождественский пост начинается 15/28 ноября и кончается 24 декабря/6 января накануне Рождества Христова, Успенский пост продолжается с 1/14 по 14/27 августа и заканчивается накануне Успения Пресвятой Богородицы.

День Пасхи - переходящий праздник, следовательно, и Великий пост каждый год начинается в разные дни. От дня празднования Пасхи зависит и продолжительность Петрова поста, точнее, его начало, ибо конец его всегда приходится на день памяти святых апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля.

Практика соблюдения постов уходит в далекое прошлое, упоминания о них можно обнаружить в Священном Писании - в Ветхом и Новом Завете.

По мере того как распространялось Христианство, уточнялись мера и строгость многодневных и однодневных постов, особенно в среду и пятницу, что нашло отражение в церковном уставе, или Типиконе. Устав получил развитие еще с апостольских времен, когда духовная жизнь подвижников, следовавших за Учителем, была особенно высока, но окончательно Типикон оформился лишь к XVI веку.

О том, как постились первые христиане, можно составить представление по аскетической практике основателей монашества и святых отцов Древней Церкви. Уже в те времена многие из них, проживавшие, например, в Египте, Палестине, Антиохии, Абиссинии, Синае, изумляли своими подвигами. "Это были живые уставы поста и молитвы", именно им более всего обязан церковный устав. Замечательные образцы постничества оставили преподобные Антоний Великий (+ок. 365), Макарий Египетский (+391), Ефрем Сирин (+373) и другие подвижники-аскеты первых веков христианства.

Многие из столпов Церкви оставили нравоучительные по содержанию сочинения, в которых раскрыто духовное значение пощения для христианина. Их мудрые высказывания не утратили значения и по сей день. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарийский (+379), адресовал инокам и мирянам множество бесед, слов, монашеских и нравственных правил. Делясь своим опытом подвижнической жизни, он писал: "Пост - дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте... Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественныя, во время мира учит безмолвию... Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел" Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (+407), известен многими сочинениями, в том числе беседами о посте, в которых он предостерегал от внешнего, показного благочестия: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма безчестит его. Ты постишься? Вырази это самыми делами твоими. Какими делами? Если увидишь бедного, окажи ему милость; если увидишь врага, помирись с ним; если увидишь друга, совершающего похвальные дела, не завидуй ему; если увидишь благообразную женщину, иди мимо. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и ноги, и руки, все члены нашего тела".

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+435) обобщил все лучшее из монастырских постановлений строгих подвижников, живших в Нижнем и Верхнем Египте, Палестине и.других странах. Относительно того, как надо поститься, он писал: "Сущность воздержания состоит не в том только, чтобы соблюдать время употребления пищи и не в качестве только пищи, но, прежде всего, в рассудительном употреблении оной.

Каждый должен поститься столько, сколько нужно для укрощения плотской брани. Полезно и непременно должно соблюдать канонические правила касательно постов, но если после поста не будет сохранено умеренности в употреблении пищи, то соблюдение их не доведет до чистоты. Ибо если после неядения в продолжительные посты употребить пищи в сытость, то это более произведет в теле расслабления, нежели чистоты целомудрия; потому что для чистоты духа требуется воздержность желудка. Кто не умеет соблюсти одинаковой меры в воздержании, тот не может иметь постоянной целомудрия. Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит по порока чревобесия. Посему лучше каждый день умеренно употреблять пищу, нежели по временам обрекать себя на долгие и строгие посты. Неумеренный пост не только может расслабить дух, но, обессилив тело, ослабит и силу молитвы".

Святоотеческие советы соблюдать "пост духовный" и "пост телесный" до сих пор остаются полезными для желающих достичь высшего нравственного совершенства.


Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке. - М.: Даниловский благовестник, 1999. Составитель Т.А. Воронина



© Copyright PASKHA.net, 2001-2008